Ответственность за несоблюдение требований законодательства относительно подачи отчетности по трансфертному ценообразованию
Государственная налоговая служба с целью соблюдения налогоплательщиками требований по представлению отчетности по трансфертному ценообразованию напоминает.
Требования по составлению и представлению отчетности по трансфертному ценообразованию определены п. 39.4 Налогового кодекса (далее – НК).
Так, для налогоплательщиков, которые в течение отчетного периода осуществляли контролируемые операции (далее – КО), определена обязанность подавать до 1 октября года, следующего за отчетным, отчет о контролируемых операциях (далее – отчет о КО) и уведомление об участии в международной группе компаний (далее – уведомление МГК) при участии налогоплательщика в международной группе компаний (далее – МГК).
Также налогоплательщики, осуществляющие КО, должны составлять и хранить документацию по трансфертному ценообразованию (далее – документация по ТЦ) и в течение 30 календарных дней со дня получения запроса центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику, подавать ее в контролирующий орган, указанный в запросе.
Кроме того, налогоплательщики, входящие в состав МГК и имеющие совокупный консолидированный доход МГК за финансовый год, предшествующий отчетному году, рассчитанный в соответствии со стандартами бухгалтерского учета, применяемыми материнской компанией МГК, в размере, равном или превышающем эквивалент 50 млн евро, обязанные по запросу центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику, в течение 90 календарных дней со дня получения запроса предоставить глобальную документацию по ТЦ.
Относительно отчета в разрезе стран МГК, то он представляется в случае, если совокупный консолидированный доход МГК, в которую входит налогоплательщик, за финансовый год, предшествующий отчетному, рассчитанный в соответствии со стандартами бухгалтерского учета, применяемыми материнской компанией МГК (при отсутствии информации – в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета), равняется или превышает соответствующий показатель минимального размера совокупного консолидированного дохода, определенный пп. 39.4.102 НК, в частности, эквивалент 750 млн евро и более.
Первым отчетным периодом представления отчета в разрезе стран МГК согласно п. 53 подразд. 10 разд. ХХ НК для резидентов Украины – материнских компаний МГК – был финансовый год, закончившийся в период с 1 января по 31 декабря 2022 года.
В 2024 году резиденты Украины – материнские компании МГК должны подать отчеты в разрезе стран МГК за финансовый год, установленный материнской компанией МГК, который закончился в период с 1 января по 31 декабря 2023 года (предельный срок – 31.12.2024).
Для остальных налогоплательщиков в соответствии с абзацем шестым п. 53 подразд. 10 разд. XX «Переходные положения» НК отчет в разрезе стран МГК представляется в отношении финансового года, начинающегося в период с 1 января по 31 декабря года, в котором Многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене отчетами в разрезе стран (далее – Многостороннее соглашение CbC) вступило в силу по меньшей мере с одной иностранной юрисдикцией – стороной Многостороннего соглашения CbC, которое является партнером Украины по автоматическому обмену информацией.
Учитывая, что Многостороннее соглашение CbC вступило в силу 04.07.2024, то для всех участников МГК при наличии оснований, определенных абзацами четвертым – седьмым пп. 39.4.10 НК, первым отчетным периодом будет финансовый год, который начинается по 31 декабря 2024 года.
За невыполнение налогоплательщиками требований, установленных ст. 39 НК, предусмотрено применение штрафных (финансовых) санкций.
Следует отметить, что временно на период до прекращения или отмены военного положения действуют особые правила привлечения налогоплательщиков к ответственности за нарушение налогового законодательства.
Нормами пп. 69.1 п. 69 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НК определено, что в случае отсутствия у налогоплательщика возможности своевременно выполнить свою налоговую обязанность, в частности, по представлению отчетности и/или документов (уведомлений), в том числе предусмотренных ст. 39 и 392 НК, он освобождается от предусмотренной НК ответственности с обязательным исполнением таких обязанностей в течение шести месяцев после прекращения или отмены военного положения в Украине.
Порядок подтверждения возможности или невозможности выполнения налогоплательщиком обязанностей, определенных подпунктом 69.1 пунктом 69 подраздела 10 раздела ХХ «Переходные положения» НК, и перечней документов на подтверждение, утвержден приказом Минфина от 29.07.2022 № 225, зарегистрированного в Министерстве юстиции 25.08.2022 под № 967/38303.
Также дополнительно отмечаем, что приказом Минфина от 07.12.2023 № 673 «О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Министерства финансов Украины» внесены изменения в форму и порядок составления отчета о КО (далее – Порядок), утвержденные приказом Минфина от 18.01.2016 № 8, зарегистрированного в Министерстве юстиции 04.02.2016 под № 187/28317 (далее – Приказ № 8).
В этой связи был разработан обновленный алгоритм контроля приема отчета о КО, согласно которому в случае несоблюдения требований Приказа № 8 налогоплательщики получают квитанции с описанием допущенных и выявленных нарушений.
В соответствии с п. 2 разд. I Порядка, утвержденного Приказом № 8, если налогоплательщиком выявлено, что в ранее представленном отчете о КО информация предоставлена не в полном объеме, содержит ошибки или недостатки, такой налогоплательщик имеет право подать:
- новый Отчет (Отчет с отметкой «отчетный новый») до предельного срока представления Отчета за такой же отчетный период;
- уточняющий Отчет (Отчет с отметкой «уточняющий») после предельного срока представления Отчета за такой же отчетный период.
Вместе с тем, подчеркиваем, что Кодексом не предусмотрено применение штрафных санкций в случае самостоятельного исправления налогоплательщиком методологических ошибок, допущенных при составлении отчета о КО, которые не привели к недекларированию или несвоевременному декларированию КО в ранее представленном отчете.
В течение 2023 года и 8 месяцев 2024 года было проведено 614 документальных внеплановых проверок по вопросам неподачи налогоплательщиками или представления с нарушением требований п. 39.4 НК отчета о КО, уведомления об участии в МГК и/или документации по ТЦ, по результатам которых установлено 979 фактов нарушений. По результатам проведенных проверок применены штрафные санкции на общую сумму 203,9 млн грн.
Следовательно, учитывая указанный и существенный размер штрафных санкций за невыполнение требований ст. 39 НК, подчеркиваем необходимость неукоснительного соблюдения норм законодательства и своевременного выполнения налоговых обязанностей в части представления отчетности по ТЦ.
ГНС
Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm
Комментарии к материалу