Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Ответственность в случае нарушения порядка составления налоговой декларации по НДС

Разъяснение
31.10.2024

Главное управление ГНС в Житомирской области уведомляет, что согласно п. 36.1 Налогового кодекса (далее – НК) налоговой обязанностью признается обязанность налогоплательщика исчислить, задекларировать и/или уплатить сумму налога и сбора в порядке и сроки, определенные НК, законами по вопросам таможенного дела. 

Общие требования к составлению налоговой отчетности определены ст. 48 НК, которой, в частности, предусмотрено, что налоговая декларация должна содержать обязательные реквизиты, предусмотренные п. 48.3 и 48.4 НК, а также быть подписаной. 

В соответствии с п. 48.7 НК налоговая отчетность, составленная с нарушением норм ст. 48 НК, не считается налоговой декларацией, кроме случаев, установленных п. 46.4 НК. 

Ответственность налогоплательщиков определена гл. 11 разд. II НК. 

За нарушение законов по вопросам налогообложения и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, применяются следующие виды юридической ответственности: финансовая, административная и уголовная (ст. 111 НК). 

Порядок заполнения и представления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость утвержден приказом Минфина от 28.01.2016 № 21 (далее – Порядок № 21). 

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налогового обязательства, указанную в налоговой отчетности. Данные, приведенные в налоговой отчетности, должны соответствовать данным бухгалтерского и налогового учета плательщика (п. 6 разд. III Порядка №21). 

В соответствии с п. 20 разд. III Порядка № 21 после подачи декларации за отчетный (налоговый) период налогоплательщик вправе до истечения предельного срока подачи декларации за такой же период подать новую декларацию с исправленными показателями.

В то же время, согласно п. 50.1 НК в случае, если в будущих налоговых периодах (с учетом сроков давности, определенных ст. 102 НК) налогоплательщик самостоятельно (в т. ч. по результатам электронной проверки) обнаруживает ошибки, содержащиеся в ранее представленной им налоговой декларации (кроме ограничений, определенных настоящей статьей), он обязан прислать уточняющий расчет к такой налоговой декларации по форме действующего на время подачи уточняющего расчета. 

При этом, в случае выявления факта занижения налогового обязательства налогоплательщик должен уплатить сумму недоимки и штраф в размере 3 % от такой суммы до подачи уточняющего расчета. 

Пунктом 120.2 НК определено, что невыполнение налогоплательщиком требований, предусмотренных абзацами третьим – пятым п. 50.1 НК относительно условий самостоятельного внесения изменений в налоговую отчетность в части самостоятельного начисления и уплаты штрафа, предусмотренного этим пунктом, – влечет наложение штрафа в размере 5 % от суммы самостоятельно начисленного занижения налогового обязательства (недоплаты) и/или иного обязательства, контроль за уплатой которого возложен на контролирующие органы. 

При самостоятельном доначислении налогоплательщиком с соблюдением порядка, требований и ограничений, предусмотренных ст. 50 НК, суммы налоговых обязательств и/или иного обязательства, контроль за уплатой которого возложен на контролирующие органы, штрафы, предусмотренные гл. 11 НКУ, не применяются. 

При этом согласно пп. 69.38 п. 69 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НК временно, на период с 1 августа 2023 года до прекращения или отмены военного положения на территории Украины, введенного Указом Президента от 24.02.2022 № 64/2022 «О введении военного положения в Украине», утвержденным Законом от 24.02 .2022 № 2102-IX «Об утверждении Указа Президента Украины «О введении военного положения в Украине», в случае самостоятельного исправления налогоплательщиком с соблюдением порядка, требований и ограничений, определенных ст. 50 НК, ошибок, приведших к занижению налогового обязательства, такой плательщик освобождается от начисления и уплаты штрафных санкций, предусмотренных п. 50.1 НК, и пени. 

Согласно п. 123.1 НК совершение налогоплательщиком действий, обусловивших определение контролирующим органом суммы налогового обязательства и/или иного обязательства, контроль за уплатой которого возложен на контролирующие органы, уменьшение суммы бюджетного возмещения и/или отрицательного значения суммы НДС налогоплательщика на основаниях, определенных пп. 54.3.1, 54.3.2 (кроме случаев уменьшения суммы НДФЛ, задекларированной к возврату из бюджета в связи с использованием права на налоговую скидку), 54.3.6 НК – влечет наложение на налогоплательщика штрафа в размере 10 % суммы определенного налогового обязательства и/или иного обязательства, контроль за уплатой которого возложен на контролирующие органы, завышенной суммы бюджетного возмещения. 

Действия, предусмотренные п. 123.1 НК, совершенные умышленно, – влекут наложение штрафа в размере 25 % от суммы определенного налогового обязательства и/или иного обязательства, контроль за уплатой которого возложен на контролирующие органы, завышенной суммы бюджетного возмещения (п. 123.2 НК). 

Действия, предусмотренные п. 123.2 НК, совершенные повторно в течение 1 095 календарных дней, – влекут наложение штрафа в размере 50 % суммы определенного налогового обязательства и/или иного обязательства, контроль за уплатой которого возложен на контролирующие органы, завышенной суммы бюджетного возмещения (п .123.3 НК).

Привлечение к финансовой ответственности налогоплательщиков за нарушение законов по вопросам налогообложения, иного законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, не освобождает их должностных лиц при наличии соответствующих оснований от привлечения к административной или уголовной ответственности. 

ГУ ГНС в Житомирской области


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
09.09.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Внесены изменения в перечень территорий боевых действий и ВОТ (приказы от 15.07 и 17.07.2025) Изменения в зарплате «подакцизных» СХ с 1 октября 2025 года: Закон опубликован В Верховной Раде зарегистрирован законопроект об изменениях в законодате...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
Новое
12.09.2025
Какая сейчас существует ответственность за продажу подакцизных товаров по ценам ниже минимально установленных
Ответственность за продажу подакцизных товаров – 100 % стоимости реализованных таких подакцизных товаров, но не менее 2 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года. Детальнее см. ниже. Какая ответственность предусмотрена за розничную тор...
12.09.2025
Как в декларации по налогу на прибыль отразить авансы по пунктам обмена валюты и особенности зачисления переплат по авансам
Покажем, как в декларации по налогу на прибыль предприятий отражаются уплаченные авансовые взносы по пунктам обмена иностранной валюты и переносится ли сумма авансовых взносов, превышающая сумму начисленного налогового обязательства за такой налоговый (отчетный) год, в уменьшение налогового обязател...
12.09.2025
Обзор дел по спорам, связанным с принудительным отчуждением недвижимого имущества для общественных нужд или исходя из мотивов общественной необходимости
Споры по вопросам отчуждения земельных участков, других объектов недвижимого имущества, находящихся на них, находящихся в собственности физических или юридических лиц, для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости относятся к актуальным и одновременно сложным, что обусловило зачисл...
Лучшие материалы