Положения Конвенции между Правительством Украины и Правительством Республики Казфахстан об избежании двойного налогообложения и предупреждении налоговых уклонений относительно налогов на доходы (далее – Конвенция), подписанной 09.07.1996, действующей в украинско-казахских налоговых отношениях с 14.04.1997, применяются к лицам, являющимся резидентами одного или обоих Договаривающихся Государств (ст. 1 Конвенции).
В соответствии со ст. 5 Конвенции для целей Конвенции термин «постоянное представительство (учреждение)» означает постоянное место деятельности, через которое полностью или частично осуществляется предпринимательская деятельность предприятия.
Термин «постоянное представительство» включает, в частности:
а) место управления;
б) отделение;
в) контору;
г) фабрику;
д) мастерскую;
е) шахту, нефтяную или газовую скважину, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов;
ж) склад или другое сооружение, используемое для поставки товаров с целью дальнейшей реализации.
Термин «постоянное представительство» также включает:
а) строительную площадку или строительный, монтажный или сборочный объект или услуги, связанные с наблюдением за выполнением этих работ, если только такая площадка или объект существуют более 12 месяцев или такие услуги предоставляются в течение более 12 месяцев;
б) установку или сооружение, используемое для разведки природных ресурсов, или услуги, связанные с надзором за выполнением этих работ, или буровую установку или судно, используемые для разведки природных ресурсов, если только такое использование длится более 6 месяцев;
в) предоставление услуг, включая консультационные услуги, резидентами через служащих или другой персонал, нанятый резидентом для таких целей, но только если деятельность такого характера продолжается (для такого или связанного с ним проекта) в пределах страны более 6 месяцев.
Согласно п. 1 ст. 15 Конвенции с учетом положений ст. 16, 18 и 19 Конвенции плата, заработная плата и другие подобные вознаграждения, получаемые резидентом одного Договаривающегося Государства в связи с работой по найму, облагаются налогом только в этом Государстве, если только работа по найму не осуществляется в другом Договаривающемся Государстве. Если работа по найму осуществляется таким образом, полученное вознаграждение может облагаться налогом в этом другом Государстве.
Вместе с тем, согласно п. 2 ст. 15 Конвенции, несмотря на положения п. 1 ст. 15 Конвенции, вознаграждение, получаемое резидентом одного Договаривающегося Государства в связи с работой по найму, осуществляемой в другом Договаривающемся Государстве, облагается налогом только в первом упомянутом Государстве, если:
а) получатель находится в другом Договаривающемся Государстве в течение периода или периодов, не превышающих в совокупности 183 дня в течение любого непрерывного 12-месячного периода; и
б) вознаграждение уплачивается нанимателем или от имени нанимателя, не являющегося резидентом другого Договаривающегося Государства; и
в) расходы по уплате вознаграждений не несут постоянное представительство или постоянная база, которые наниматель имеет в другом Государстве.
Учитывая вышеизложенное, поскольку резидент Украины осуществляет деятельность на территории Республики Казахстан через постоянное представительство, доход в виде заработной платы как граждан Казахстана, так и граждан Украины облагается налогом в Республике Казахстан.
В то же время, если источник выплат любых налогооблагаемых доходов является иностранным, сумма такого дохода включается в общий годовой налогооблагаемый доход налогоплательщика-получателя, который обязан подать годовую налоговую декларацию, и облагается налогом по ставке 18 %, определенной п. 167.1 Налогового кодекса Украины (далее – НКУ), кроме доходов, определенных пп. 167.5.4 НКУ, облагаемых налогом по ставке 9 %, определенной пп. 167.5.4 НКУ, кроме прибыли от операций с инвестиционными активами, облагаемой налогом в порядке, определенном п. 170.2 НКУ, и кроме прибыли контролируемых иностранных компаний, облагаемой налогом в порядке, определенном п. 170.13 НКУ (пп. 170.11.1 НКУ).
Также указанный доход является объектом обложения военным сбором для плательщиков, указанных в пп. 1 пп. 1.1 п. 161 подразд. 10 разд. XX НКУ (пп. 1 пп. 1.2 п. 161 подразд. 10 разд. XX НКУ).
Ставка военного сбора для плательщиков, указанных в пп. 1 пп. 1.1 п. 161 подразд. 10 разд. XX НКУ, составляет 5 % от объекта налогообложения, определенного пп. 1 пп. 1.2 п. 161 подразд. 10 разд. XX НКУ, кроме доходов, облагаемых налогом по ставке, определенной пп. 4 пп. 1.3 п. 161 подразд. 10 разд. XX НКУ (пп. 1 пп. 1.3 п. 161 подразд. 10 разд. XX НКУ).
Учитывая изложенное, если доход получает физлицо-резидент из источников за пределами Украины, то сумма такого дохода включается в общий годовой налогооблагаемый доход налогоплательщика как иностранный доход и облагается НДФЛ и военным сбором на общих основаниях. При этом физлицо обязано подать годовую налоговую декларацию и уплатить налог (военный сбор) с такого дохода.
ОИР, категория 1032.19