Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Общая характеристика формы № 20-ОПП

21.10.2020

В соответствии с требованиями п. 63.3 ст. 63 Налогового кодекса Украины (далее – НКУ), а также п. 8.1 Порядка учета плательщиков налогов и сборов, утвержденного приказом Минфина от 09.12.2011 г. № 1588 (далее – Порядок № 1588), все субъекты хозяйствования обязаны сообщать налоговикам о возникновении или изменении данных об объектах налогообложения по форме № 20-ОПП «Сообщение об объектах налогообложения или объектах, связанных с налогообложением или через которые осуществляется деятельность» (далее – форма № 20-ОПП). Ранее игнорируемая бухгалтерами форма приобретает первостепенное значение при осуществлении администрирования и налогового контроля. Рассмотрим далее общую характеристику формы № 20-ОПП.

Что отражается в форме

В форме № 20-ОПП отражают объекты, связанные с налогообложением, и объекты, через которые осуществляется деятельность. Такими объектами являются имущество и действия, в связи с которыми у плательщика возникают обязанности по уплате налогов и сборов. Перечень объектов и их условные обозначения, применяемые при заполнении формы № 20-ОПП, приведены в Справочнике типов объектов налогообложения, размещенном на сайте Государственной налоговой службы Украины (далее – ГНСУ) (tax.gov.ua/dovidniki-reestri-perelik/dovidniki-/127294.html).

Налогоплательщик обязан уведомлять налоговые органы обо всех объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, в соответствии с порядком учета плательщиков налогов (п. 63.3 НКУ, п. 8.1 Порядка № 1588).

Объектами налогообложения и объектами, связанными с налогообложением, являются имущество и действия, в связи с которыми у плательщика возникают обязанности по уплате налогов и сборов. То есть в форме № 20-ОПП указываются все помещения, которыми пользуется предприятие/физическое лицо – предприниматель (на условиях права владения или аренды, используемые в собственной деятельности, и те, которые сдаются в аренду), все виды транспорта, заправочные станции, скважины, котлы, хранилища, земельные участки и другое имущество.

Справочник, в котором содержатся типы объектов налогообложения, размещен на сайте ГНСУ. В то же время, если информация об объектах налогообложения содержится в налоговый отчетности (например, прибыль – в декларации по налогу на прибыль), о таких объектах отдельно сообщать не нужно. То есть форма № 20-ОПП не дублирует налоговую отчетность плательщика, а дает дополнительную информацию о наличии, местоположении и текущем состоянии его материальных объектов налогообложения.

Срок подачи формы

Срок подачи формы № 20-ОПП – в течение 10 рабочих дней после регистрации, создания или открытия объекта налогообложения (п. 8.4 Порядка № 1588). Отсчет истечения этого срока считается от даты приобретения права собственности/использования объекта налогообложения в соответствии с правоустанавливающими документами или документами, подтверждающими право пользования или распоряжения.

Особенности предоставления формы

Форма № 20-ОПП подается в налоговый орган по основному месту учета плательщика.

Во время ее подачи применяется принцип укрупнения информации. Он касается однотипных объектов налогообложения, расположенных по одному адресу. Например, если подается информация о емкостях, расположенных на одной территории или в одном помещении, то в форме № 20-ОПП указываем информацию об этих емкостях как об одном объекте налогообложения.

Не применяется укрупнение информации в форме № 20-ОПП об объектах движимого и недвижимого имущества, подлежащих регистрации в государственных органах с получением регистрационного номера (например, кадастрового номера земельного участка). Этот номер указывается в графе 12 формы № 20-ОПП отдельно по каждому объекту налогообложения, поэтому информацию о таких объектах укрупнять нельзя. И если, по данным госреестра, одно здание/помещение разделено на несколько с разным назначением (например, складское помещение переоборудовали в магазин и парикмахерскую), в форме № 20-ОПП информацию о таких объектах отражают отдельными строками.

После предоставления налогоплательщиком формы № 20-ОПП в налоговый орган информация, содержащаяся в ней, попадает в Единый банк данных юрлиц (далее – ЕБД). Если сообщение подавалось в электронном виде, информация попадет в ЕБД не позднее следующего рабочего дня после ее поступления, а если в бумажном – не позднее 15 дней (30 дней для больших по объему) после поступления. В то же время всегда следует помнить, что в некоторых случаях от скорости попадания в ЕБД информации, приведенной в форме № 20-ОПП, будут зависеть важные аспекты (например, включение плательщика в перечень рисковых и остановка регистрации его налоговых накладных).

Ключевой индикатор реальности деятельности

Учитывая официальные разъяснения ГНСУ, информация из формы № 20-ОПП является одним из ключевых индикаторов того, что предприятие осуществляет реальную деятельность. Именно из формы № 20-ОПП в электронные базы ГНСУ вносят информацию о наличии основных средств. Отсутствие данных согласно форме № 20-ОПП налоговики рассматривают как признак того, что предприятие рисковое (см. разъяснения ОКП ГНС от 10.06.2020 г.). А это, в свою очередь, может повлиять на блокирование налоговых накладных при их ЕРНН-регистрации. Такие случаи действительно были на практике.

Плательщик имеет право проверить предоставленные сведения об объектах налогообложения. Это можно осуществить в личной части электронного кабинета налогоплательщика: «Электронный кабинет налогоплательщика – Учетные данные плательщика – Сведения об объектах налогообложения».

devisu.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
09.09.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Внесены изменения в перечень территорий боевых действий и ВОТ (приказы от 15.07 и 17.07.2025) Изменения в зарплате «подакцизных» СХ с 1 октября 2025 года: Закон опубликован В Верховной Раде зарегистрирован законопроект об изменениях в законодате...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
Новое
11.09.2025
Как запускается механизм принудительного исполнения судебных решений
Открытие исполнительного производства – это стартовый этап, позволяющий обеспечить реальное исполнение судебных решений. Только благодаря эффективному механизму принудительного исполнения возможна полная реализация конституционного права граждан на защиту в суде. Больше по теме: Принудительно...
11.09.2025
Проведение ремонтных работ в служебном жилье и оплата за ЖКУ не создают оснований для права собственности: судебное решение
Факт пользования служебным жильем, его содержание, проведение ремонтов и оплата коммунальных услуг не является основанием для приобретения права собственности на такое жилье по приобретательной давности. Детальнее см. ниже. Больше по теме: Уплачивается ли налог на недвижимость за сооружения? Длител...
11.09.2025
Законные основания НДС-льгот для операций в пользу лиц с инвалидностью
Действующее законодательство предусматривает освобождение от НДС для ряда операций, совершаемых в пользу лиц с инвалидностью. Детальнее см. ниже. Больше по теме: Сколько дней отпуска полагается работнику с инвалидностью, если справка МСЭК была представлена работодателю не сразу? Подтверждение инва...
Лучшие материалы