Отношения, возникающие в сфере взимания налогов и сборов, регулируются Налоговым кодексом Украины (далее – НКУ) (п. 1.1 НКУ).
Определение резидентского статуса физлиц является определяющим для выяснения порядка налогообложения доходов лица согласно нормам НКУ.
Нерезиденты – физлица, не являющиеся резидентами Украины (пп. «в» пп. 14.1.122 НКУ).
Понятие «резидент» и критерии определения резидентского статуса приведены в пп. 14.1.213 НКУ. Физическое лицо считается резидентом, если оно имеет место жительства в Украине.
Если физическое лицо имеет место жительства в иностранном государстве, оно считается резидентом, если такое лицо имеет место постоянного проживания в Украине; если лицо имеет место постоянного проживания также в иностранном государстве, оно считается резидентом, если имеет более тесные личные или экономические связи (центр жизненных интересов) в Украине. Если государство, в котором физическое лицо имеет центр жизненных интересов, нельзя определить, или если у физического лица нет места постоянного проживания ни в одном из государств, оно считается резидентом, если находится в Украине не менее 183 дней (включая день приезда и отъезда) в течение периода или периодов налогового года.
Достаточным (но не исключительным) условием определения места нахождения центра жизненных интересов физического лица является место постоянного проживания членов его семьи или его регистрации как субъекта предпринимательской деятельности.
Если невозможно определить резидентский статус физического лица, используя предыдущие положения пп. 14.1.213 НКУ, физическое лицо считается резидентом, если оно является гражданином Украины.
Следовательно, согласно пп. 14.1.213 НКУ пребывание в других странах мира более 183 дней не является достаточным основанием для определения резидентского статуса, поскольку, если лицо имеет место постоянного проживания также в иностранном государстве, оно считается резидентом Украины, если имеет более тесные личные или экономические связи (центр жизненных интересов) в Украине.
Налогообложение доходов физических лиц регулируется разд. IV НКУ, согласно пп. 162.1.1 которого налогоплательщиком является физическое лицо – резидент, получающее доходы как из источника их происхождения в Украине, так и иностранные доходы.
Объектом налогообложения резидента являются иностранные доходы – доходы (прибыль), полученные из источников за пределами Украины (пп. 163.1.3 НКУ).
Доход, полученный из источников за пределами Украины, – это любой доход, полученный резидентами, в том числе от любых видов их деятельности за пределами таможенной территории Украины или территорий, неподконтрольных контролирующим органам (пп. 14.1.55 НКУ).
Налогообложение иностранных доходов регулируется п. 170.11 НКУ, согласно пп. 170.11.1 которого в случае если источник выплат любых налогооблагаемых доходов является иностранным, сумма такого дохода включается в общий годовой налогооблагаемый доход плательщика налога – получателя, который обязан подать годовую налоговую декларацию об имущественном положении и доходах (далее – налоговая декларация), и облагается НДФЛ (далее – налог) по ставке, определенной п. 167.1 НКУ (18 %), кроме случаев, установленных пп. 170.11.1 НКУ.
Также указанный доход является объектом обложения военным сбором (пп. 1 пп. 1.2 п. 161 подразд. 10 разд. XX «Переходные положения» НКУ).
Ставка военного сбора составляет 5 % от объекта налогообложения, определенного пп. 1 пп. 1.2 п. 161 подразд. 10 разд. XX НКУ, кроме доходов, облагаемых налогом по ставке, определенной пп. 4 пп. 1.3 п. 161 подразд. 10 разд. XX НКУ (пп. 1 пп. 1.3 п. 161 подразд. 10 разд. XX НКУ).
Порядок представления годовой декларации об имущественном состоянии и доходах (налоговой декларации) предусмотрен ст. 179 НКУ.
Если согласно нормам международных договоров, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой, налогоплательщик может уменьшить сумму годового налогового обязательства на сумму налогов, уплаченных за границей, он определяет сумму такого уменьшения по указанным основаниям в годовой налоговой декларации (пп. 170.11.2 НКУ).
Согласно п. 13.4 НКУ суммы налогов и сборов, уплаченные за пределами Украины, засчитываются при расчете налогов и сборов в Украине по правилам, установленным НКУ.
В соответствии с п. 13.5 НКУдля получения права на зачисление налогов и сборов, уплаченных за пределами Украины, плательщик обязан получить от государственного органа страны, где получается такой доход (прибыль), уполномоченного взимать такой налог, справку о сумме уплаченного налога и сбора, а также о базе и/или объекте налогообложения. Указанная справка подлежит легализации в соответствующей стране, соответствующем зарубежном дипломатическом учреждении Украины, если иное не предусмотрено действующими международными договорами Украины.
При этом пп. 170.11.3 НКУ определено, что не засчитываются в уменьшение суммы годового налогового обязательства плательщика налога:
а) налоги на капитал (прирост капитала), налоги на имущество;
б) почтовые налоги;
в) налоги на реализацию (продажу);
г) другие косвенные налоги независимо от того, относятся ли они к категории подоходных налогов или считаются отдельными налогами в соответствии с законодательством иностранных государств.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Конвенции между Правительством Украины и Правительством Республики Польша об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предупреждении налоговых уклонений от 12 января 1993 года (далее – Конвенция) налогами, на которые распространяется Конвенция, в частности, являются:
a) в Украине:
(i) налог на прибыль (доходы) предприятий;
(ii) подоходный налог с граждан Украины, иностранных граждан и лиц без гражданства;
(далее «украинский налог»);
b) в Польше:
(i) подоходный налог с юридических лиц;
(ii) подоходный налог с физических лиц;
(iii) сельскохозяйственный налог;
(далее «польский налог»).
Конвенция применяется также к любым идентичным или подобным по существу налогам, взимаемым одним из Договаривающихся Государств после даты подписания Конвенции, в дополнение к или вместо существующих налогов этого Договаривающегося Государства. Компетентные органы Договаривающихся Государств уведомляют друг друга о любых существенных изменениях в их законодательствах по налогообложению (п. 4 ст. 2 Конвенции).
Согласно п. 1 ст. 24 Конвенции с учетом положений законодательства Украины, касающихся освобождения налога, уплаченного на территории за пределами Украины (которые не будут противоречить главным принципам этого пункта), на польский налог, уплачиваемый по законодательству Польши и в соответствии с этой Конвенцией прямо или путем вычета прибыли, доходов или имущества, подлежащего налогообложению, из источников в Польше, будет производиться скидка в виде кредита против любого украинского налога, исчисляемого в отношении той же прибыли, дохода или имущества, в отношении которых исчисляется украинский налог.
Итак, во избежание двойного налогообложения налогоплательщика учитываются налоги, определенные п. 3 ст. 2 Конвенции и любые идентичные или подобные им по существу, взимаемые одним из Договаривающихся Государств.
Обращаем внимание, что нормами НКУ не предусмотрено уменьшение годового налогового обязательства по военному сбору на сумму налогов, уплаченных за границей.
Учитывая вышесказанное, сумма годового налогового обязательства по НДФЛ может быть уменьшена на сумму подоходного налога с физлиц, уплаченного в Польше, при предоставлении соответствующей справки от госоргана страны о сумме уплаченного налога, а также о базе и/или объекте налогообложения.
При этом каждый отдельный случай будет рассматриваться компетентными органами на основе предоставленных документов и подтверждений с учетом всех обстоятельств.
ОИР, категория 103.02