О применении законодательства в сфере электронной цифровой подписи
26.04.2016 245 0 0
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ УКРАИНЫ
ПИСЬМО
от 15.04.2016 г. № 12906/10445-0-33-16/13.0.1
О применении законодательства в сфере электронной цифровой подписи
С целью однозначного применения законодательства в сфере электронной цифровой подписи при оказании аккредитованными центрами сертификации ключей услуг электронной цифровой подписи субъектам декларирования Министерство юстиции Украины в пределах компетенции сообщает.
Субъекты декларирования обязаны ежегодно до 01 апреля представлять путем заполнения на официальном сайте Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции Украины декларацию лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, за прошлый год по форме, определяемой Национальным агентством по вопросам предотвращения коррупции Украины. В 2016 году должностные лица, которые на день начала работы указанной системы занимают в соответствии со статьей 50 Закона Украины "О предотвращении коррупции" (далее - Закон) ответственное и особо ответственное положение, обязаны представлять ежегодные декларации за прошлый год в порядке, установленном настоящим законом, в течение 60 календарных дней после начала работы системы (абзац четырнадцатый части первой статьи 1, часть первая статьи 45, абзац третий пункта 2 Заключительных положений Закона).
Кроме того, в соответствии с абзацами первого - третьего части первой статьи 47 Закона представленные декларации включаются в Единый государственный реестр деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, который формируется и ведется Национальным агентством. Национальное агентство обеспечивает открытый круглосуточный доступ в Единый государственный реестр деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, на официальном веб-сайте Национального агентства. Доступ в Единый государственный реестр деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, на официальном веб-сайте Национального агентства предоставляется путем возможности просмотра, копирования и распечатки информации, а также в виде набора данных (электронного документа), организованного в формате, который позволяет его автоматизированную обработку электронными средствами (машиносчитывание) с целью повторного использования.
В соответствии с частями первой и второй статьи 4 Закона Украины "Об электронной цифровой подписи" электронная цифровая подпись предназначена для обеспечения деятельности физических и юридических лиц, осуществляемой с использованием электронных документов. Электронная цифровая подпись используется физическими и юридическими лицами - субъектами электронного документооборота для идентификации подписанта и подтверждения целостности данных в электронной форме.
Частью первой статьи 5 Закона Украины "Об электронной цифровой подписи" установлено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации государственной формы собственности для засвидетельствования действия открытого ключа используют только усиленный сертификат ключа.
В соответствии с пунктом 12 Порядка применения электронной цифровой подписи органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями государственной формы собственности, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 28 октября 2004 № 1452 (далее - Порядок), в усиленном сертификате открытого ключа подписанта дополнительно указывается его принадлежность к организации и должность, которую он занимает.
В то же время лица, которые прекратили деятельность, связанную с выполнением функций государства или местного самоуправления, обязаны в следующем году после прекращения деятельности представлять в установленном частью первой настоящей статьи порядке декларацию лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, за прошлый год (абзац второй части второй статьи 45 Закона).
Вместе с тем подписант использует в процессе выполнения своих должностных обязанностей личный ключ. Использование личного ключа в случаях, не связанных с деятельностью учреждения, запрещается. После прекращения выполнения подписантом должностных обязанностей, для которых генерировались личный и открытый ключи, подписант или учреждение обращается в аккредитованный центр сертификации ключей для отмены усиленного сертификата его открытого ключа, а личный ключ уничтожается методом, который не допускает возможности его восстановления (пункт 15 Порядка ).
Учитывая изложенное, лица, прекратившие деятельность, связанную с выполнением функций государства или местного самоуправления в течение отчетного года, могут получить усиленные сертификаты открытого ключа как физические лица, а не как должностные лица органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения или организации государственной формы собственности.
В соответствии с пунктом 5 Порядка учреждение получает на договорных началах услуги, связанные с электронной цифровой подписью, от аккредитованных центров сертификации ключей. В случае, если генерация личного и открытого ключей осуществлена подписантом непосредственно в учреждении, засвидетельствование действия открытого ключа может быть осуществлено только в одном аккредитованном центре сертификации ключей. Кроме того, подписант для выполнения своих должностных обязанностей не может использовать одновременно несколько действующих усиленных сертификатов открытого ключа (пункт 17 Порядка).
Учитывая указанное, должностное лицо может накладывать на электронный документ только одну электронную цифровую подпись. Указанное положение запрещает использование нескольких усиленных сертификатов открытого ключа, который относится только к одной паре ключей. Такое использование будет нарушением требования пункта 5 Порядка о запрете удостоверения открытого ключа одной и той же пары ключей различными аккредитованными центрами сертификации ключей.
В то же время удостоверение открытого ключа одной пары ключей электронной цифровой подписи (формирование усиленного сертификата открытого ключа) может быть осуществлено только в одном аккредитованном центре сертификации ключей. Удостоверение открытого ключа другой пары ключей может быть осуществлено в другом аккредитованном центре сертификации ключей. Указанное ограничение введено с целью предотвращения повторного формирования усиленного сертификата для одного и того же открытого ключа различными аккредитованными центрами сертификации ключей, а также превышение двухлетнего срока действия личного ключа и соответствующего ему открытого ключа.
Учитывая изложенное, должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций государственной формы собственности могут использовать две и более пары ключей для выполнения своих должностных обязанностей.
Заместитель Министра А. Янчук
Комментарии к материалу