О налогообложении НДС
12.03.2018 2123 0 1
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ
Индивидуальная НАЛОГОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
от 23.02.2018 г.. № 734/6 / 99-99-15-03-02-15 / ИПК
О налогообложении НДС
Государственная фискальная служба Украины рассмотрела обращение о порядке налогообложения НДС операций по поставке нерезидентом резиденту услуг, перечисленных в обращении, как на таможенной территории Украины, так и за пределами таможенной территории Украины, и руководствуясь статьей 52 раздела II Налогового кодекса Украины (далее - НКУ), сообщает.
Отношения, возникающие в сфере взимания налогов и сборов, регулируются нормами НКУ (пункт 1.1 статьи 1 раздела I НКУ).
Правовые основы налогообложения НДС установлен разделом V и подразделом 2 раздела XX НКУ.
Подпунктом 194.1.1 пункта 194.1 статьи 194 раздела V НКУ установлено, что налог на добавленную стоимость составляет 20 процентов, 7 процентов базы налогообложения НДС и прибавляется к цене товаров / услуг.
Согласно подпункту "б" пункта 185.1 статьи 185 раздела V НКУ объектом налогообложения НДС являются операции плательщиков налога по поставке услуг, место поставки которых находится на таможенной территории Украины, согласно статье 186 раздела V НКУ.
Под поставкой услуг понимается любая операция, не являющаяся поставкой товаров, или другая операция по передаче права на объекты интеллектуальной собственности и другие нематериальные активы или предоставления иных имущественных прав в отношении таких объектов права интеллектуальной собственности, а также предоставление услуг потребляемых в процессе совершения определенного действия или осуществления определенной деятельности (подпункт 14.1.185 пункта 14.1 статьи 14 раздела I НКУ). При этом продажа результатов работ (услуг) - это любые операции хозяйственного, гражданско-правового характера по выполнению работ, оказанию услуг, предоставлению права на пользование или распоряжение товарами, в том числе нематериальными активами и другими объектами собственности, которые не являются товарами, при условии компенсации их стоимости, а также операции по бесплатному предоставлению результатов работ (услуг) (подпункт 14.1.203 пункта 14.1 статьи 14 раздела I НКУ).
Пунктами 186.2 - 186.4 статьи 186 раздела V НКУ определены категории услуг, место поставки которых определяется в зависимости от места регистрации поставщика или получателя соответствующих услуг или от места фактического оказания соответствующих услуг.
Местом поставки услуг, указанных в пунктах 186.2 и 186.3 статьи 186 раздела V НКУ, считается место, в котором получатель услуг зарегистрирован как субъект хозяйствования или - в случае отсутствия такого места - место постоянного или преимущественного его проживания, в частности:
услуг по выполнению ремонтных работ и услуг по переработке сырья, а также других работ и услуг, связанных с движимым имуществом (подпункт "г" подпункта 186.2.1 пункта 186.2 раздела V НКУ)
услуг по подготовке и проведению строительных работ (подпункт "б" подпункта 186.2.2 пункта 186.2 раздела V НКУ)
других услуг по местонахождению недвижимого имущества, в том числе строится (подпункт "в" подпункта 186.2.2 пункта 186.2 раздела V НКУ)
консультационных, инжиниринговых, инженерных, юридических (в том числе адвокатских), бухгалтерских, аудиторских, актуарных, а также услуг по разработке, поставке и тестированию программного обеспечения, по обработке данных и предоставлению консультаций по вопросам информатизации, предоставлению информации и других услуг в сфере информатизации , в том числе с использованием компьютерных систем (подпункт "в" пункта 186.3 раздела V НКУ).
Местом поставки услуг, кроме операций, указанных в пунктах 186.2 и 186.3 статьи 186 раздела V НКУ, является место регистрации поставщика (пункт 186.4 статьи 186 раздела V НКУ).
Итак, порядок налогообложения НДС операций по поставке услуг напрямую зависит от места их поставки.
Вместе с этим согласно пункту 180.2 статьи 180 раздела V НКУ лицом, ответственным за начисление и уплату налога в бюджет при поставке услуг нерезидентами, в том числе их постоянными представительствами, не зарегистрированными в качестве налогоплательщиков, если место поставки услуг находится на таможенной территории Украины , является получатель услуг.
Для целей налогообложения НДС плательщиками налога являются лица, перечень которых определен подпунктом 14.1.139 пункта 14.1 статьи 14 раздела I и пунктом 180.1 статьи 180 раздела V НКУ, в частности, постоянное представительство. Под постоянным представительством понимается постоянное место деятельности, через которое полностью или частично проводится хозяйственная деятельность нерезидента в Украине, в частности: место управления; филиал; офис; фабрика; мастерская; установка или сооружение для разведки природных ресурсов шахта, нефтяная / газовая скважина, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов склад или помещение, используемое для доставки товаров, сервер (подпункт 14.1.193 пункта 14.1 статьи 14 раздела I НКУ).
В целях налогообложения термин "постоянное представительство" включает строительную площадку, строительный, сборочный или монтажный объект или связанную с ними надзорную деятельность, если продолжительность работ, связанная с такой площадкой, объектом или деятельностью, превышает шесть месяцев предоставление услуг нерезидентом (кроме услуг по предоставлению персонала), в том числе консультационных, через сотрудников или другой персонал, нанятый им для таких целей, но если такая деятельность осуществляется (в рамках одного проекта или проекта, который связан с ним) в Украине в течение периода или периодов, общая продолжительность которых составляет более шести месяцев, в любом месячном периоде; резидентов, имеющих полномочия: действовать от имени исключительно такого нерезидента (проведение переговоров относительно существенных условий и / или заключения договоров (контрактов) от имени этого нерезидента), что приводит к возникновению у этого нерезидента гражданских прав и обязанностей; и / или содержать (хранить) запасы товаров, принадлежащих нерезиденту, из состава которых осуществляется поставка товара от имени нерезидента, кроме резидентов, имеющих статус склада временного хранения или таможенного лицензионного склада.
Постоянным представительством не является использование зданий или сооружений исключительно для целей хранения, демонстрации или доставки товаров или изделий, принадлежащих нерезиденту; хранения запасов товаров или изделий, принадлежащих нерезиденту, исключительно для целей хранения, демонстрации; хранения запасов товаров или изделий, принадлежащих нерезиденту, исключительно для целей переработки другим предприятием; содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров или изделий или для сбора информации для нерезидента; направление в распоряжение лица физических лиц в рамках выполнения соглашений об услугах по предоставлению персонала; содержание постоянного места деятельности исключительно с целью осуществления для нерезидента любой другой деятельности подготовительного или вспомогательного характера.
При этом согласно подпункту 14.1.36 пункта 14.1 статьи 14 раздела I НКУ хозяйственная деятельность - это деятельность лица, связанная с производством (изготовлением) и / или реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, направленная на получение дохода и проводится таким лицом самостоятельно и / или через свои обособленные подразделения, а также через любую другое лицо, действующее в интересах первого лица, в том числе по договорам комиссии, поручения и агентским договорам.
Пунктом 63.3 статьи 63 раздела II НКУ определено, что объектами налогообложения и объектами, связанными с налогообложением, являются имущество и действия, в связи с которыми у налогоплательщика возникают обязанности по уплате налогов и сборов. Такие объекты по каждому виду налога и сбора определяются согласно соответствующему разделу НКУ.
Налогоплательщик обязан стать на учет в соответствующих контролирующих органах по основному и неосновному месту учета, сообщать обо всех объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, контролирующие органы по местонахождению таких объектов в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику.
При этом согласно пункту 133.3 статьи 133 раздела III НКУ постоянное представительство до начала своей хозяйственной деятельности становится на учет в контролирующем органе по своему местонахождению в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику. Постоянное представительство, которое начало свою хозяйственную деятельность до регистрации в контролирующем органе, считается уклоняющимся от налогообложения, а полученные им прибыли считаются скрытыми от налогообложения.
Следовательно, в случае если нерезидент планирует осуществлять хозяйственную деятельность и получать доход от продажи товаров / оказание услуг на таможенной территории Украины, то такой нерезидент обязан стать на учет в контролирующем органе по своему местонахождению как постоянное представительство нерезидента.
Учитывая вышеизложенное, в случае если резидент - плательщик НДС получает от нерезидента или его постоянного представительства, не зарегистрированного в качестве плательщика НДС, указанные в пунктах 186.2 и 186.3 статьи 186 раздела V НКУ услуги, то операция по поставке таких услуг является объектом налогообложения НДС, поскольку местом их поставки считается место, в котором получатель услуг (резидент - плательщик НДС) зарегистрирован как субъект хозяйствования (в данном случае на таможенной территории Украины), и соответственно получатель услуг (резидент - плательщик НДС) отвечает за начисление и уплату НДС в бюджет по такой операции.
В случае если резидент - плательщик НДС получает от постоянного представительства нерезидента, зарегистрированного в качестве плательщика НДС, указанные в пунктах 186.2 и 186.3 статьи 186 раздела V НКУ услуги, то операция по поставке таких услуг является объектом налогообложения НДС, поскольку местом их поставки считается место , в котором получатель услуг (резидент - плательщик НДС) зарегистрирован как субъект хозяйствования (в данном случае на таможенной территории Украины). При этом обязанность по составлению и регистрации в ЕРНН налоговых накладных и начисления налоговых обязательств по НДС по такой операции возникает у постоянного представительства нерезидента.
В случае если резидент - плательщик НДС получает от нерезидента, в том числе его постоянного представительства, не зарегистрированного в качестве плательщика налога, услуги, не указанные в пунктах 186.2 и 186.3 статьи 186 раздела V НКУ, то операция по поставке таких услуг не является объ объектом налогообложения НДС, поскольку местом их поставки считается место регистрации их поставщика (нерезидента), а именно территория находится за пределами таможенной территории Украины.
В случае если резидент - плательщик НДС получает от постоянного представительства нерезидента, зарегистрированного в качестве плательщика НДС, услуги, не указанные в пунктах 186.2 и 186.3 статьи 186 раздела V НКУ, то операция по поставке таких услуг является объектом налогообложения НДС, поскольку местом их поставки считается место регистрации их поставщика (постоянного представительства нерезидента), а именно таможенная территория Украины. При этом обязанность по составлению и регистрации в ЕРНН налоговых накладных и начисления налоговых обязательств по НДС по такой операции возникает у постоянного представительства нерезидента.
Следует отметить, что порядок налогообложения НДС не зависит от формы денежных расчетов, осуществляемых между субъектами хозяйствования при проведении ими хозяйственных операций.
Кроме того сообщаем, что согласно нормам действующего законодательства налогоплательщики обязаны самостоятельно декларировать свои налоговые обязательства и определять сущность и соответствие осуществляемых ими операций тем, которые перечислены НКУ.
http://sfs.gov.ua/
Комментарии к материалу