Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Нужно ли применять РРО/ПРРО при продаже напитков в кафе самообслуживания с расчетами через банковский терминал

06.11.2023

Физлицо-предприниматель осуществляет деятельность по приготовлению напитков в кафе самообслуживания, при этом наемных работников нет, а расчеты производятся покупателями самостоятельно в безналичной форме через банковский терминал. Требуют ли проведенные расчеты фискализации путем проведения их через РРО и/или ПРРО?

Главное управление ГНС в г. Киеве сообщает, что правоотношения в сфере применения РРО и/или ПРРО регулируются Налоговым кодексом (далее – НК), Законом от 06.07.1995 № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (далее – Закон № 265) и нормативно-правовыми актами, принятыми в его исполнение.

Действующая редакция Закона № 265 определяет правовые основы применения регистраторов расчетных операций (далее – РРО) и программных регистраторов расчетных операций (далее – ПРРО) в сфере торговли, общественного питания и услуг. Действие его распространяется на всех субъектов хозяйствования, их хозяйственные единицы и представителей (уполномоченных лиц) субъектов хозяйствования, осуществляющих расчетные операции в наличной и/или безналичной форме.

Установление норм по неприменению РРО в иных законах, кроме НК, не допускается.

По определению, приведенному в ст. 2 Закона № 265, расчетная операция – это прием от покупателя наличных средств, платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п. по месту реализации товаров (услуг), выдача наличных средств за возвращенный покупателем товар (неоказанную услугу), а в случае применения банковской платежной карточки – оформление соответствующего расчетного документа по оплате в безналичной форме товара (услуги) банком покупателя или, в случае возврата товара (отказа от услуги), оформление расчетных документов по перечислению средств в банк покупателя;

Место проведения расчетов – это место, где производятся расчеты с покупателем за проданные товары (оказанные услуги) и хранятся полученные за реализованные товары (оказанные услуги) наличные средства, а также место получения покупателем предварительно оплаченных товаров (услуг) с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.

Обязанность применения РРО и/или ПРРО зависит не от формы расчетных операций и/или наличия наемных работников, наличия того или иного зарегистрированного КВЭД, а возникает исключительно при наличии обстоятельств, сопровождающих хозяйственные операции субъекта хозяйствования, четко определенные законодательством, в том числе нормами его прямого действия Закона № 265, которыми установлены общие правила осуществления расчетных операций.

Порядок проведения расчетов в сфере торговли, общепита и услуг установлен ст. 3 Закона № 265, которой определено, что в случае проведения расчетов в наличной и/или в безналичной форме (с применением электронных платежных средств, платежных чеков, жетонов и т.сп.) при продаже товаров (оказании услуг) применение РРО и/или ПРРО является обязательным в установленном этим Законом порядке.

Законодательство Украины устанавливает одинаковые требования по фискализации как наличных, так и безналичных расчетных операций, осуществляемых с помощью POS-терминалов и платежных сервисов (эквайринга), использующих реквизиты платежных карт продавцов товаров в сети Интернет и проводимых субъектами хозяйствования всех форм собственности в сфере торговли, общепита и услуг. Именно поэтому обязанность предприятия применять РРО и/или ПРРО при получении оплаты за товары зависит не от формы оплаты, а возникает в соответствии со способом ее осуществления, предложенным физлицом-предпринимателем покупателю.

Ввиду требований указанных выше норм законодательства, давая ответ на поставленный вопрос, сообщаем, что при осуществлении физлицом-предпринимателем деятельности по реализации товаров оплаты, принятые с помощью банковского платежного терминала, должны быть фискализированы путем проведения расчетных операций с применением РРО и/или ПРРО в установленном Законом № 265 порядке.

Также следует отметить, что отсутствие наемных работников и использование платежного терминала не освобождает субъекта хозяйствования от обязанности применения РРО и/или ПРРО при осуществлении расчетов в безналичной форме, а документы по операциям с использованием платежных инструментов не являются расчетными документами в понимании Закона № 265. То есть квитанция банковского платежного терминала свидетельствует только о переводе средств и не содержит информации о проданных и/или приобретенных товарах.

Главное управление ГНС в г. Киеве

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
08.07.2025
С 5 июля в Украине возобновляется обязательное представление статистической отчетности
Президент 3 июля подписал Закон от 18.06.2025 № 4505-IX, он официально опубликован 5 июля и с этого дня вступил в силу. Верховная Рада поддержала изменения к п. 1 Закона от 03.03.2022 № 2115-IX «О защите интересов субъектов подачи отчетности и других документов в период действия военного ...
Новое
15.09.2025
Требовать ли трудовую книжку при трудоустройстве совместителя
Ответим на следующие вопросы: должен ли предоставить трудовую книжку работник при трудоустройстве по совместительству и какой документ должен предоставить работник вместо трудовой книжки. Больше по теме: Особенности оформления на работу совместителя Должен ли предоставить трудовую книжку работник п...
15.09.2025
Перепоручение: как правильно оформить доверенность на передачу полномочий
Рассмотрим, что такое перепоручение; какова форма доверенности, выданной в порядке перепоручения; условия и особенности оформления, когда перепоручение утрачивает силу; порядок отмены доверенности и т. д. Больше по теме: Как оформить доверенность на подписание ТТН и других документов посредником, о...
15.09.2025
Как заполнить приложение 1 к декларации эконалога в части выбросов двуокиси углерода в случае превышения их объема (500 тонн) в течение текущего года
Расчет за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения осуществляется в приложении 1 к Декларации. При этом для каждого стационарного источника загрязнения составляется два отдельных приложения 1, одно из которых – для декларирования налоговых обязате...
Лучшие материалы