Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Новый порядок блокировки НН и РК

Постановлением КМУ от 11.12.19 г. № 1165 утверждены два новых документа: 

  • Порядок остановки регистрации налоговых накладных/расчетов корректировки в Едином реестре налоговых накладных (далее – НН, РК, ЕРНН, Порядок-1);
  • Порядок рассмотрения жалобы на решение об отказе в регистрации НН/РК в ЕРНН (далее – Порядок-2).

Также в виде приложений к этим порядкам утверждены Критерии рисковости плательщиков НДС (приложение 1), Критерии рисковости осуществления операций (приложение 3) и другие документы, регулирующие механизм блокировки НН и РК.

Как видим, теперь критерии, которые являются основанием для блокировки регистрации НН и РК в ЕРНН, утверждены постановлением КМУ, а не письмами налоговой.

Заметим, что данное Постановление вступает в силу с 1-го числа месяца, следующего за месяцем его опубликования. Документ был опубликован 23.01.20 г., следовательно, новые правила блокировки НН и РК начинают действовать с 1 февраля 2020 года.

Следует подчеркнуть, что кардинальным изменениям указанные правила не подверглись, но некоторые отличия от старых все же есть. Рассмотрим подробнее, чего ожидать плательщикам НДС в этом году.

НН/РК, которые подпадают под блокировку

Внимание, изменение! Теперь мониторингу подлежат и РК, оформленные на неплательщика НДС. Ранее исключение составляли только отрицательные РК.

НН/РК, которые подаются на регистрацию в ЕРНН, проверяются на соответствие условиям безусловной регистрации, за исключением РК, которые:

  • выписаны для уменьшения суммы компенсации стоимости товаров (услуг) их поставщику (далее – отрицательные РК);
  • составлены на неплательщика НДС.

Эти РК подпадают под мониторинг автоматически, то есть не проверяются на соответствие условиям безусловной регистрации.

Условия безусловной регистрации НН и РК таковы:

1) направленная на регистрацию НН не подлежит выдаче покупателю и/или составлена на освобожденную от обложения НДС операцию. Это условие не изменилось;

2) объем поставок в зарегистрированных в течение месяца НН/РК (кроме РК, поданных на регистрацию не в месяце оформления) с учетом объема в поданном на регистрацию документе составляет менее 500 тыс. грн – при условии, что объем поставок товаров/услуг, указанный в НН/РК в текущем месяце по операциям с одним получателем-налогоплательщиком, не превышает 50 тыс. грн, сумма НДС с изготовленных в Украине товаров (работ, услуг), уплаченная в предыдущем месяце, составляет более 20 тыс. грн, а руководитель плательщика занимает аналогичную должность не более чем у трех налогоплательщиков. Это условие не изменилось;

3) одновременно выполняются следующие условия:
общая сумма НДС с произведенных в Украине товаров (работ, услуг), уплаченная за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором выписаны НН/РК плательщиком НДС и его обособленными подразделениями, подавшими НН/РК на регистрацию в ЕРНН, составляет более 1 млн грн. Внимание, изменение! Ранее речь шла о 400 тыс. грн;
одновременно показатели D и P имеют следующие значения: D > 0,05, P

4) в НН/РК отражена операция с товаром, имеющим код согласно УКТВЭД, и/или услугой с кодом согласно ГКПУ, указанными в Таблице данных налогоплательщика (далее – Таблица), которая была учтена налоговым органом. Это новое условие! К тому же весьма полезное, поскольку подтверждает, что учтенная Таблица является основанием для безусловной регистрации НН/РК.

Внимание! Чтобы НН или РК (кроме отрицательных РК и РК, оформленных неплательщику НДС) не подпали под мониторинг, достаточно соответствовать одному из вышеперечисленных условий, как это было и раньше.

Критерии рисковости плательщика НДС

Большинство критериев рисковости плательщика НДС (далее – критерии) не изменились. 

Исключен критерий о наличии обвинительного приговора для должностного лица предприятия по ст. 205 Уголовного кодекса. Также не является основанием для отнесения к составу рисковых плательщиков факт регистрации плательщиком НДС менее 3 месяцев.

Вместе с тем остался размытый критерий, который базируется на имеющейся в налоговом органе информации об обстоятельствах, свидетельствующих о рисковости осуществления операции, указанной в НН/РК (критерий 8). Именно на его основании блокируется значительная часть НН и РК. 

Однако теперь в п. 6 Порядка-1 прописана процедура исключения плательщика НДС из категории рисковых. Для этого плательщик должен подать в налоговую документы, подтверждающие, что он не относится к рисковым плательщикам.

Перечень возможных документов приведен в этом же п. 6. В него, в частности, вошли:

  • договоры, в том числе внешнеэкономические контракты, и приложения к ним;
  • договоры, доверенности, акты руководящего органа налогоплательщика, которыми оформлены полномочия лиц, приобретающих продукцию в интересах налогоплательщика для осуществления хозопераций;
  • первичные документы на поставку и приобретение товаров (услуг), хранение и транспортировку, погрузку и разгрузку продукции, складские документы (инвентаризационные описи), в том числе счета-фактуры (инвойсы), акты приемки-передачи товаров (работ, услуг) с учетом имеющихся типовых форм и отраслевой специфики, накладные;
  • расчетные документы и/или банковские выписки с лицевых счетов;
  • документы, подтверждающие соответствие продукции (декларации о соответствии, паспорта качества, сертификаты соответствия), наличие которых предусмотрено договором и/или законодательством;
  • другие документы, подтверждающие несоответствие налогоплательщика критериям рисковости.

Рекомендуем плательщикам НДС при подготовке документов для исключения из перечня рисковых налогоплательщиков обратить внимание на разделы III и IV Методических рекомендаций, доведенных письмом ГФС от 16.05.16 г. № 16872/7/99-99-14-02-02-17. Эти разделы содержат информацию о том, какие документы и как проверяет налоговая при принятии решения о нереальности осуществляемых плательщиком операций.

По результатам рассмотрения предоставленной плательщиком НДС информации комиссия регионального уровня принимает в течение 7 рабочих дней, следующих за днем получения документов от плательщика, решение о его соответствии или несоответствии критериям рисковости по форме приложения 4 к Порядку-1. Отметим, что, если плательщик соответствует критерию 8, в этом решении должно расшифровываться, на основании какой именно информации его отнесли к категории рисковых.

Обратите внимание! Если в течение 7 рабочих дней после получения документов налоговая не примет соответствующего решения, плательщик НДС должен автоматически исключаться из состава рисковых.

Критерии рисковости осуществления операций

Теперь таких критериев 6 (раньше было 5). Первые 5 критериев остались прежними, за исключением первого, в котором доля товаров из Перечня, который утверждается налоговой и обнародуется на ее официальном сайте, снижена до 50 % (было 75 %).

Новый критерий касается РК. Так, к рисковым операциям относится составление отрицательного РК к НН, оформленной на неплательщика НДС, и его подача на регистрацию в ЕРНН в срок, превышающий 14 календарных дней со дня составления НН, зарегистрированной в ЕРНН без нарушения предельных сроков регистрации. Как видите, отрицательные РК на неплательщика НДС теперь не только подлежат обязательному мониторингу, но и в отдельных случаях могут служить основанием для блокировки РК как рисковая операция.

Следует учесть! Если по результатам мониторинга НН/РК соответствуют хотя бы одному критерию рисковости осуществления операции (кроме НН/РК, составленных плательщиком НДС, который отвечает хотя бы одному показателю, по которому определяется положительная налоговая история), их регистрация останавливается (п. 7 Порядка-1).

Положительная налоговая история налогоплательщика

Перечень показателей положительной налоговой истории также частично изменился, причем не в лучшую сторону, а именно: 

  • объем поставок, указанный в НН/РК в текущем месяце, как и раньше, составляет 500 тыс. грн, но объем поставок одному покупателю снижен со 150 до 50 тыс. грн;
  • поставка на постоянной основе в течение любых четырех месяцев из последних шести товаров с одним и тем же кодом УКТВЭД или услуг с одним и тем же кодом ГКПУ. Ранее речь шла о 20 % поставок товаров или услуг с одним кодом;
  • остаточная стоимость основных средств теперь должна превышать 5 млн грн (было 1 млн грн);
  • сумма уплаченного за одного работника ЕСВ должна превышать ЕСВ с минимальной зарплаты более чем в 2 раза (было 1,5 раза) и при этом наемных работников у плательщика НДС должно быть не менее 5 человек;
  • общая сумма ЕСВ и налогов, уплаченная в прошлом году, должна превышать 10 млн грн (было 5 млн грн).

Показатель, касающийся площади земли (0,5 га), остался прежним, а два показателя по объемам поставок отменены.

Таблица данных налогоплательщика

Таблица подается по форме приложения 5 к Порядку-1. Порядок ее заполнения не изменился. Как и раньше, в ней указываются: 

  • виды экономической деятельности в соответствии с КВЭД;
  • коды товаров согласно УКТВЭД, которые поставляются и/или приобретаются плательщиком НДС, а также товаров, ввезенных на таможенную территорию Украины (это уточнение добавлено в форму таблицы);
  • коды услуг согласно ГКПУ, которые поставляются и/или приобретаются плательщиком НДС.

Таблица, как и раньше, будет подаваться с пояснением, в котором указывается вид деятельности, со ссылкой на налоговую и прочую отчетность налогоплательщика.

Таблица рассматривается комиссией регионального уровня в течение 5 рабочих дней после ее получения. Решение о том, учитывать или не учитывать таблицу (по форме приложения 6 к Порядку-1), направляется налогоплательщику в порядке, установленном ст. 42 Налогового кодекса (далее – НК).

Еще раз напомним, что теперь учтенная таблица является основанием для безусловной регистрации в ЕРНН НН и РК.

Порядок-2 

В целом этот порядок, который регламентирует подачу жалобы плательщиком НДС на решение налоговой об остановке регистрации НН и РК, не изменился.

Отметим, что решение о регистрации или отказе в регистрации НН/РК будут принимать только региональные комиссии (раньше такое решение принималось и региональными, и центральной комиссиями, в зависимости от того, относится плательщик НДС к рисковым или нет). А рассматривать жалобы на решения комиссий регионального уровня об отказе в регистрации НН/РК будет центральная комиссия. 

Решение о регистрации или отказе в регистрации НН/РК (по форме приложения 3 к Порядку-2) принимается центральной комиссией в течение 10 календарных дней со дня получения жалобы (п. 56.23 НК). 

Также стоит подчеркнуть, что на данный момент продолжает действовать Порядок принятия комиссией решения о регистрации или отказе в регистрации НН и РК, утвержденный приказом Минфина от 12.12.19 г. № 520. И этот порядок не включен в перечень документов, которые утрачивают силу в связи со вступлением в силу Постановления № 1165. Надеемся, что ГНС или Минфин в ближайшее время как-то решат этот вопрос.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
Новое
03.11.2025
Учитываются ли штрафы и пеня при определении финрезультата и осуществляется ли его корректировка
Суммы штрафных (финансовых) санкций и пени, начисленные по результатам проверок контролирующими органами и другими органами госвласти, признаются расходами согласно правилам бухучета при определении финрезультата до налогообложения. При этом в налоговом учете на сумму таких штрафных (финансовых) сан...
03.11.2025
ГНС уточняет требования по срокам регистрации НН/РК, в том числе по операциям, имеющим непрерывный или ритмичный характер
Нормы п. 89 подразд. 2 разд. ХХ НКУ распространяются на сводные НН/РК (в т. ч. составленные при совершении операций по поставке товаров/услуг, имеющих непрерывный или ритмичный характер), за исключением сводных НН и/или РК к таким сводным НН, составленным по операциям, определенным п. 198.5 и 199.1 ...
03.11.2025
Может ли ФЛП-единщик перечислять денежные средства на благотворительность с предпринимательского счета
Физлицо-предприниматель – плательщик единого налога первой – третьей групп имеет право перечислять денежные средства на благотворительность со счета, открытого для осуществления предпринимательской деятельности, после уплаты всех налогов и сборов, плательщиком которых он является в ...
Лучшие материалы