Налоговые запросы: отвечать или нет?
27.09.2016 5316 0 0
Получение запроса от органов ГФС с требованием предоставить какую-либо информацию и документы (далее – запрос) – явление весьма распространенное. Однако не все налогоплательщики знают, как реагировать на такие письма и какие могут быть последствия, если не дать на них ответ. Об этом и пойдет речь в консультации.
Когда запрос правомерен
Действующее законодательство наделило органы ГФС среди прочего правом:
- получать от налогоплательщиков копии документов о финансово-хозяйственной деятельности и другую информацию, связанную с начислением и уплатой налогов (пп. 20.1.2 НК), для выполнения своих функций;
- в случае выявления нарушения требований налогового законодательства направлять налогоплательщикам письменные запросы о представлении надлежащим образом заверенных копий документов (пп. 20.1.14 НК). Основания для направления запроса и процедура его направления регламентированы ст. 73 НК и Порядком № 1245.
В свою очередь, налогоплательщики обязаны предоставлять информацию, определенную в таком запросе, и документально ее подтверждать в течение месяца (если другой срок не установлен НК) со дня, следующего за днем поступления запроса (ч. 5 п. 73.3 НК). Другой срок для ответа на запрос – 10 рабочих дней (далее – р. д.) со дня его получения (п. 78.1 НК).
Соблюдение срока подачи ответа на запрос очень важно, поскольку некоторые основания для направления запроса одновременно являются основаниями для внеплановой проверки, если налогоплательщик не предоставит письменный ответ в течение 10 р. д. со дня получения запроса. Итак, запрос может быть направлен при наличии хотя бы одного из нижеприведенных оснований (см. таблицу).
Основания для направления запросов органами ГФС
Основание |
Срок ответа |
Выявление по результатам анализа налоговой информации, полученной в установленном законом порядке, фактов, свидетельствующих о нарушении налогоплательщиком налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГФС (пп. 1 ч. 3 п. 73.3 НК) |
Месяц со дня, (ч. 5 п. 73.3 НК) |
Определение уровня обычных цен на товары (работы, услуги) при проведении проверок (пп. 2 ч. 3 п. 73.3 НК) |
Месяц со дня, |
Выявление недостоверных данных в поданных налогоплательщиком декларациях (пп. 3 ч. 3 п. 73.3, пп. 78.1.4 НК) |
10 р. д. со дня |
Подача на налогоплательщика жалобы о непредставлении им налоговой накладной или об ошибках в обязательных реквизитах налоговой накладной, и/или о нарушении продавцом/покупателем предельных сроков регистрации налоговой накладной и/или расчета корректировки к ней в Едином реестре налоговых накладных (пп. 4 ч. 3 п. 73.3, пп. 78.1.9 НК) |
|
Проведение встречной сверки* (пп. 4 ч. 3 п. 73.3 НК) |
Месяц со дня, |
Выявление по результатам проверок других налогоплательщиков или получения информации фактов, свидетельствующих о возможных нарушениях налогового законодательства (пп. 78.1.1 НК) |
10 р. д. со дня |
* Встречной сверкой считается сопоставление данных первичных бухгалтерских и других документов субъекта хозяйствования, которое осуществляется органами ГНС с целью документального подтверждения хозяйственных отношений с налогоплательщиком, вида, объема и качества операций и расчетов между ними, выяснения их реальности и полноты отражения в учете. Встречные сверки не являются проверками. По их результатам составляется справка, которая выдается налогоплательщику в 10-дневный срок. Проводятся в соответствии с Порядком № 1232. |
Что должен содержать запрос
Согласно требованиям, приведенным в абзацах первом и втором п. 73.3 НК и п. 10 Порядка
№ 1245, запрос должен, в частности, содержать:
1. Основание для его направления, то есть ссылку на конкретный абзац п. 73.3 НК и уточнения фактов и обстоятельств, которые необходимо выяснить. Безусловным минусом является то, что НК не обязывает орган ГФС подтверждать указанное в запросе основание или представлять плательщику копии документов, послужившие основанием для его направления (например, копию жалобы о допущенных в реквизитах налоговой накладной ошибках). Поэтому на практике иногда происходит сознательная путаница и запрос получает совсем не тот налогоплательщик.
2. Исчерпывающий перечень запрашиваемой информации, установленный законом. Исходя из пп. 20.1.2 НК органы ГФС могут запрашивать информацию о финансово-хозяйственной деятельности, получаемых доходах, расходах налогоплательщиков, другую информацию, связанную с расчетом и уплатой налогов, соблюдением требований законодательства, контролируемого органами ГФС.
3. Описание запрашиваемой информации. Вполне понятно, что «информация о финансово-хозяйственной деятельности» – понятие широкое. Поэтому если запрос содержит такую фразу, то налогоплательщик может ответить на него письменной просьбой конкретизировать перечень вопросов, которые интересуют орган ГФС. Ориентировочный перечень таких вопросов приведен в приложениях 1 и 2 к Рекомендациям № 511.
4. Перечень документов, подтверждающих запрашиваемую информацию (в случае необходимости).
Запрос составляется в виде письма в произвольной форме на бланке органа ГФС и подписывается руководителем (его заместителем) этого органа с обязательным проставлением печати.
Подготовленный запрос направляется по почте письмом с уведомлением о вручении по налоговому адресу плательщика или выдается под подпись налогоплательщику либо его должностному лицу. Запрос может быть также направлен с использованием средств телекоммуникационной связи с наложением электронной цифровой подписи органа ГФС.
Как реагировать на запрос
Как уже было отмечено выше, одна из обязанностей налогоплательщика – подавать информацию, определенную в запросе, и документально ее подтверждать в течение установленного
пп. 16.1.7 НК срока. Иными словами, плательщик обязан ответить на запрос: предоставить запрашиваемую информацию и копии запрашиваемых документов. Но, если запрос составлен
с нарушением норм ч. 1 и 2 п. 73.3 НК, налогоплательщик освобождается от обязанности отвечать на него (ч. 5 п. 73.3 НК).
Таким образом, получив запрос, в первую очередь убедитесь, что он составлен в соответствии с требованиями законодательства.
На запрос можно не отвечать, если в нем:
- не указано основание его направления;
- нет исчерпывающего перечня запрашиваемой информации;
- нет подписи руководителя (его заместителя) органа ГФС или печати.
Такие же выводы сделаны ГФС в Письме от 30.06.16 г. № 635/3/99-99-11-04-04-11.
Если основания для направления запроса одновременно являются основаниями для внеплановой проверки, тогда непредоставление ответа в течение 10 р. д. может стать поводом для подготовки приказа о проведении такой проверки. Поэтому, чтобы этого избежать, рекомендуем на такой запрос ответить, что полученный запрос составлен с нарушениями, поэтому предоставить информацию нет возможности (см. ниже образец).
К сожалению, даже неправильно составленные запросы нередко служат основанием для начала налоговой проверки (если нет ответа на запрос). С этим явлением налогоплательщики борются
с помощью судебных исков о признании противоправным приказа органа ГФС о проведении проверки и его отмене.
Как свидетельствует судебная практика, если в запросе не указано конкретное основание для его направления или хотя бы один факт выявления нарушения плательщиком налогового законодательства, нет ссылок на акты проверок, налоговые уведомления-решения, судебные решения, уголовные производства и т. п., в большинстве случаев суды признают приказы о проведении внеплановых проверок неправомерными, чем фактически подтверждают освобождение плательщиков от обязанности предоставлять ответ и документы на неправильно составленные запросы (постановление Харьковского окружного административного суда от 09.08.16 г. № 820/2562/16, рег. номер в ЕГРСР 59620504).
Как оформить ответ на запрос
Получив запрос и убедившись в его правомерности, налогоплательщик должен исходя из оснований предоставить на него ответ в течение месяца или 10 р. д. после получения запроса.
По общему правилу (ст. 253 и 254 ГК) срок ответа истекает либо в соответствующее число следующего месяца (если срок исчисляется месяцами), либо на 10-й рабочий день.
Письменный ответ за запрос должен содержать (п. 15 Порядка № 1245):
- номер и дату запроса;
- информацию, запрашиваемую органом ГФС.
При подготовке ответа на запрос рекомендуем серьезно отнестись к полноте предоставляемой информации и постараться дать четкие ответы на все вопросы, так как существует практика признания налоговыми органами неполного ответа как вообще непредоставленного со всеми вытекающими последствиями.
Напомним, непредоставление ответа на запрос, направленный согласно пп. 78.1.1, 78.1.4, 78.1.9 НК, является основанием для проведения внеплановой проверки. И хотя в названных подпунктах речь не идет о недостатках содержания ответа, тем не менее неполный ответ или вообще формальная отписка вполне могут рассматриваться как непредоставленный ответ.
При подготовке письма необходимо руководствоваться общими правилами составления деловой документации. Письмо составляется на фирменном бланке (при его наличии) и подписывается первым лицом налогоплательщика. Письма на фирменных бланках обычно не заверяются печатью, однако рекомендуем все-таки сделать это.
Ответ на запрос можно:
1) либо направить в орган ГФС заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения;
2) либо передать в канцелярию органа ГФС лично или через уполномоченное лицо. Во втором случае уполномоченное лицо должно иметь доверенность на осуществление таких действий
и второй экземпляр ответа, на котором в канцелярии ему проставят входящий номер.
Чем грозит отказ отвечать на запрос
Мы уже отмечали, что при получении неправильно составленного ответа налогоплательщик может отказаться предоставлять на него ответ. Но бывают ситуации, когда предприятие сознательно не дает ответ на правильно оформленный запрос либо задерживает срок его предоставления.
Тогда единственным негативным результатом таких действий согласно НК будет внеплановая проверка. Правда, только в случае, если запрос был направлен в связи с выявлением по результатам проверок других налогоплательщиков фактов, свидетельствующих о возможных нарушениях налогового законодательства; выявлением недостоверных данных в поданных декларациях; наличием жалобы на нарушения при оформлении налоговых накладных.
Вся запрашиваемая органом ГФС информация должна касаться исключительно исчисления и уплаты налогов, соблюдения требований законодательства, осуществление контроля за которым возложено на налоговые органы.
Если запрашиваемая информация не касается указанных вопросов, можно без каких-либо негативных последствий отказаться ее предоставлять, поскольку это не входит в компетенцию органов ГФС.
Если запрос составлен с нарушением норм НК, налогоплательщик освобождается от обязанности отвечать на него.
Непредоставление в установленный срок ответа на обоснованный запрос может повлечь за собой проведение внеплановой проверки.
Наталья РОМАНОВА, юрист
Читайте также Налоговая проверка: что делать?
Комментарии к материалу