Больше по теме:
Штрафоопасные ошибки по НДФЛ и военному сбору в Объединенном отчете
Штрафы по НДФЛ и военному сбору: какие нарушения обходятся дороже всего
Пунктом 46.1 Налогового кодекса (далее – НК), в частности, определено, что налоговая декларация – документ, подаваемый налогоплательщиком контролирующим органам в сроки, установленные законом, на основании которого осуществляется начисление и/или уплата денежного обязательства, в том числе налогового обязательства, или отражаются объемы операции (операций), доходов (прибылей), по которым налоговым законодательством предусмотрено освобождение налогоплательщика от обязанности начисления и уплаты налога и сбора.
Форма налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах (далее – Декларация) утверждена приказом Минфина от 02.10.2015 № 859.
В соответствии с пп. 16.1.3 НК налогоплательщик обязан, в частности, подавать в контролирующие органы в порядке, установленном налоговым законодательством, декларации, отчетность и другие документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов.
Плательщиками НДФЛ являются (п. 162.1 НК):
Согласно пп. «б» п. 176.2 НК лица, которые согласно НК имеют статус налоговых агентов, и плательщики единого взноса обязаны подавать в сроки, установленные НК для налогового месяца, налоговый расчет сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков – физических лиц, и сумм удержанного из них налога, а также сумм начисленного единого взноса, в контролирующий орган по основному месту учета. Такой расчет подается только при начислении сумм указанных доходов налогоплательщику – физическому лицу налоговым агентом, плательщиком единого взноса в течение отчетного периода. Введение других форм отчетности по указанным вопросам не допускается.
В соответствии с пп. 20.1.1 НК контролирующие органы, определенные пп. 41.1.1 НК, имеют право приглашать плательщиков налогов, сборов, платежей или их представителей для проверки правильности начисления и своевременности уплаты налогов, сборов, платежей, соблюдения требований законодательства по другим вопросам, в том числе законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы. Письменные уведомления о таких приглашениях направляются в порядке, установленном ст. 42 НК, не позднее чем за 10 календарных дней до дня приглашения, в которых указываются основания приглашения, дата и время, на которые приглашается налогоплательщик (представитель налогоплательщика).
Налогоплательщики обязаны по требованию контролирующего органа и в пределах его полномочий, определенных законодательством, предъявлять документы и сведения, связанные с возникновением дохода или права на получение налоговой скидки, исчислением и уплатой налога и подтверждать необходимыми документами достоверность сведений, указанных в Декларации по этому налогу (п. 176.1 НК).
Если налогоплательщиком не представлены в установленный законом срок Декларация или расчеты, если их представление предусмотрено законом, контролирующий орган в соответствии с пп. 78.1.2 НК имеет право проводить документальные внеплановые проверки.
Согласно пп. 54.3.1 НК контролирующий орган обязан самостоятельно определить сумму денежных обязательств, если, в частности, налогоплательщик не представляет в установленные сроки Декларацию.
За нарушение законов по вопросам налогообложения и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, применяются такие виды юридической ответственности, в частности, финансовая административная (п. 111.1 НК).
В соответствии с п. 123.1 НК совершение налогоплательщиком деяний, обусловивших определение контролирующим органом суммы налогового обязательства и/или иного обязательства, контроль за уплатой которого возложен на контролирующие органы по основаниям, определенным пп. 54.3.1, 54.3.2 НК (кроме случаев уменьшения суммы НДФЛ, задекларированной к возврату из бюджета в связи с использованием права на налоговую скидку), – влечет наложение на налогоплательщика штрафа в размере 10 % суммы определенного налогового обязательства и/или иного обязательства, контроль за уплатой которого возложен на контролирующие органы.
Согласно п. 123.2 НК деяния, предусмотренные п. 123.1 НК, совершенные умышленно, – влекут наложение штрафа в размере 25 % от суммы определенного налогового обязательства и/или иного обязательства, контроль за уплатой которого возложен на контролирующие органы.
Действия, предусмотренные п. 123.2 НК, совершенные повторно в течение 1 095 календарных дней, – влекут наложение штрафа в размере 50 % суммы определенного налогового обязательства и/или иного обязательства, контроль за уплатой которого возложен на контролирующие органы (п. 123.3 НК).
В то же время согласно ч. 1 ст. 1641 КУоАП неподача или несвоевременная подача гражданами Деклараций или включение в декларации искаженных данных, неведение учета или ненадлежащее ведение учета доходов и расходов, для которых законами Украины установлена обязательная форма учета, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 3 до 8 НМДГ.
Действия, предусмотренные ч. 1 ст. 1641 КУоАП, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за то же нарушение, влекут наложение штрафа в размере от 5 до 8 НМДГ.
Эта ответственность не распространяется на случаи добровольной подачи Декларации (в т. ч. при реализации права на налоговую скидку).
Таким образом, в случае неподачи налогоплательщиком в установленный срок Декларации (если такое представление является обязательным), контролирующий орган на основании имеющейся налоговой информации по результатам документальной внеплановой проверки вправе самостоятельно определить сумму денежных обязательств налогоплательщика.
ОИР, категория 103.28