Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Ликвидация ФЛП: какой период могут проверить во время внеплановой проверки

16.01.2024

Согласно пп. 66.1.1 Налогового кодекса (далее – НК) основаниями для внесения изменений в учетные данные налогоплательщиков является информация органов государственной регистрации.

Порядок снятия с учета самозанятых физических лиц как налогоплательщиков в контролирующих органах определен п. 11.18 разд. XI Порядка учета плательщиков налогов и сборов, утвержденного приказом Минфина от 09.12.2011 № 1588 (далее – Порядок № 1588).

Основанием для снятия физического лица – предпринимателя с учета в соответствующем контролирующем органе являются сведения из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – ЕГР) о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физическим лицом – предпринимателем по его решению или судебным решением, либо в случае его смерти, либо оглашение его умершим, либо признание его безвестно отсутствующим (абзац первый пп. 1 п. 11.18 разд. XI Порядка № 1588).

Согласно пп. 2 п. 11.18 разд. XI Порядка № 1588 физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, снимаются с учета после прекращения или остановки независимой профессиональной деятельности или изменения организационной формы соответствующей деятельности с независимой (индивидуальной) на другую, при наличии документально подтвержденной информации из соответствующего реестра или уполномоченного органа, который регистрирует такую деятельность либо выдает документы о праве на занятие такой деятельностью (свидетельства, разрешения, сертификаты и т. п.), и поданных в контролирующий орган по основному месту учета заявления по форме № 8-ОПП, дата которого фиксируется в журнале по форме № 6-ОПП.

Подтверждением прекращения независимой профессиональной деятельности являются сведения (извлечение) соответствующего реестра, в который вносится информация о государственной регистрации такой деятельности, относительно прекращения или остановки, или изменения организационной формы соответствующей деятельности с независимой (индивидуальной) на другую.

После государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физическое лицо продолжает учитываться в контролирующих органах как физическое лицо – налогоплательщик, получавшее доходы от осуществления предпринимательской деятельности (абзац первый пп. 6 п. 11.18 разд. XI Порядка № 1588).

Согласно пп. 78.1.7 НК документальная внеплановая проверка осуществляется, в частности, когда начата процедура прекращения предпринимательской деятельности физического лица – предпринимателя или подано заявление о снятии с учета налогоплательщика.

Абзацами первым и вторым п. 102.1 НК определено, что контролирующий орган, кроме случаев, определенных п. 102.2 НК, имеет право провести проверку и самостоятельно определить сумму денежных обязательств налогоплательщика в случаях, определенных НК, не позднее истечения 1 095 дня (2 555 дня – при проведении проверки операции в соответствии со ст. 39 и 392 НК) , следующего за последним днем предельного срока подачи налоговой декларации, отчета об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации, определенной п. 133.4 НК, и/или предельный срок уплаты денежных обязательств, начисленных контролирующим органом, а если такая налоговая декларация была предоставлена позже, – по дню ее фактического представления. Если в течение указанного срока контролирующий орган не определяет сумму денежных обязательств, налогоплательщик считается свободным от такого денежного обязательства (в т. ч. от начисленной пени), а спор по поводу такой декларации и/или налогового уведомления не подлежит рассмотрению в административном или судебном порядка.

При подаче налогоплательщиком уточняющего расчета к налоговой декларации или уточняющую декларацию контролирующий орган вправе определить сумму налоговых обязательств в пределах поданных уточнений, по такой налоговой декларации в течение 1 095 дней (2 555 дня – в случае проведения проверки в соответствии со ст. 39 и 392 НК) со дня подачи уточняющего расчета (декларации).

При выявлении по результатам проверки нарушений других требований налогового законодательства, непосредственно не связанных с декларированием налоговых обязательств налогоплательщиком, а также нарушений требований другого, кроме налогового, законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, контролирующий орган, кроме случаев , определенных п. 102.2 НК, имеет право самостоятельно определить сумму штрафных санкций (финансовых санкций, штрафов) налогоплательщика не позднее 1 095 дня со дня совершения соответствующего правонарушения.

Из местных налогов и/или сборов, по которым предусмотрено представление годовой налоговой декларации, контролирующий орган, кроме случаев, определенных п. 102.2 НК, имеет право по результатам проверки самостоятельно определить сумму денежных обязательств, в случае обнаружения им по результатам проверки занижения суммы определенного налогоплательщиком налогового обязательства по этим налогам, не позднее окончания 1 095 дня, следующего за последним днем предельного срока уплаты этих налогов, определенных соответствующими разделами НК.

Предельные сроки применения штрафных (финансовых) санкций (штрафов) к налогоплательщикам соответствуют срокам давности для начисления денежных обязательств, определенных ст. 102 НК (п. 113 1 НК).

Однако в части ЕСВ, согласно ч. 16 ст. 25 Закона от 08.07.2010 № 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование», срок давности по начислению, применению и взысканию сумм недоимки, штрафов и начисленной пени не применяется.

Следует заметить, что п. 522 подразд. 10 разд. XX «Переходные положения» НК на период с 18 марта 2020 года по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершается действие карантина, установленного КМУ на всей территории Украины с целью предотвращения распространения на территории Украины коронавирусной болезни (COVID-19) , останавливается течение сроков давности, предусмотренных ст. 102 НК.

При этом действие п. 522 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НК остановлены на период действия военного, чрезвычайного положения согласно Закону от 15.03.2022 № 2120-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины относительно  действия норм на период действия военного положения».

В то же время п. 69 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НК установлено, что временно, на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины взимание налогов и сборов осуществляется с учетом особенностей, определенных в п. 69 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НК.

Так, согласно пп. 69.9 п. 69 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НК временно, до 1 августа 2023 года, для налогоплательщиков и контролирующих органов останавливается течение сроков, определенных налоговым законодательством и другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, кроме случаев, предусмотренных пп. 69.9 п. 69 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НК.

Следовательно, при внесении в ЕГР записи о прекращении предпринимательской деятельности физического лица – предпринимателя или подачи в контролирующий орган заявления по форме № 8-ОПП физическим лицом, прекратившим независимую профессиональную деятельность, внеплановая документальная проверка (кроме ЕСВ) проводится за период, определенный контролирующим органом с учетом сроков давности – 1 095 дней, продолжающихся на период их остановки с 18 марта 2020 года по 31 июля 2023 года (включительно).

При этом денежное обязательство может быть начислено или производство по делу о взыскании такого налога может быть начато без соблюдения срока давности, определенного в абзаце первом п. 102.1 НК (1 095 дней), если налоговая декларация за период, в течение которого возникло налоговое обязательство, не была подана (пп. 102.2.1 НК).

Документальной внеплановой проверкой в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты ЕСВ охватывается период с 1 января 2011 года или период, следующий за периодом, проверенным предварительной проверкой по указанному вопросу.

ГУ ГНС в Тернопольской области

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
10.06.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Критические для нужд ВСУ предприятия смогут бронировать 100 % работников Расширен перечень оснований для завершения валютного надзора по экспортным операциям Решением суда лишен премии главный бухгалтер: что стало причиной Парламент принял законопроект о ф...
20.05.2025
Актуальные счета для уплаты налогов
Информация о реквизитах счетов, открытых для зачисления налогов, а также для уплаты единого взноса Больше по теме: Новая форма ТТН: обзор изменений Микро, малое, среднее или крупное: зачем нужно определять размер предприятия Утверждаем и обновляем штатное расписание: правила и нюансы Списки...
17.04.2025
С 16.04.2025 начали действовать сроки хранения документов по воинскому учету
Больше по теме: Приказы и распоряжения: основные термины, виды и сроки хранения Сроки хранения первичных документов увеличены: повлияет ли это на сроки давности для проверок Министерство юстиции приказом от 14.03.2025 № 748/5 утвердило изменения к Перечню типовых документов, которые созд...
Новое
13.06.2025
Выплаты, связанные с оплатой труда: что это такое
Выплаты, связанные с оплатой труда, – это выплаты, отнесенные к фонду оплаты труда, а также к другим выплатам, не относящимся к этому фонду. Больше по теме: Спецпроект «Формы и системы оплаты труда: выбор, оформление, применение» Главное управление ГНС в Житомирской области уведом...
13.06.2025
Изменились учредители юридического лица: когда нужно уведомить ГНС
В соответствии с п. 66.1 Налогового кодекса (далее – НК) основаниями для внесения изменений в учетные данные налогоплательщиков являются, в частности:  информация органов государственной регистрации;  документально подтвержденная информация, предоставляемая налогоплательщиками.&n...
13.06.2025
Обязательно ли решение общего собрания оформлять с использованием специальных бланков нотариальных документов – письмо Минюста
Письмо Минюста от 10.06.2025 № 82123/Б-12175/8.4.4. Больше по теме: Имеет ли право голоса председатель на общем собрании, если в уставе не указано, что он является членом фермерского хозяйства? Министерство юстиции в письме от 10.06.2025 № 82123/Б-12175/8.4.4 предоставило разъяснение относительно с...
Лучшие материалы