Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Какую финотчетность представляют неприбыльные организации

18.06.2024 13 0 1

Какие формы финансовой отчетности должны подаваться неприбыльными организациями?

Согласно ч. 8 ст. 19 Хозяйственного кодекса (далее – ХК) все субъекты хозяйствования, обособленные подразделения юридических лиц, выделенные на отдельный баланс, обязаны вести первичный (оперативный) учет результатов своей работы, составлять и подавать в соответствии с требованиями закона статистическую информацию и другие данные, определенные законом, а также вести (кроме граждан Украины, иностранцев и лиц без гражданства, которые осуществляют хозяйственную деятельность и зарегистрированы в соответствии с законом как предприниматели) бухгалтерский учет и подавать финансовую отчетность согласно законодательству.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 55 ХК субъектами хозяйствования являются, в частности, хозяйственные организации – юридические лица, созданные в соответствии с Гражданским кодексом (далее – ГК), государственные, коммунальные и прочие предприятия, созданные в соответствии с ГК, а также другие юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные в установленном законом порядке.

Согласно п. 1 ст. 85 ГК непредпринимательскими обществами являются общества, не имеющие целью получение прибыли для его последующего распределения между участниками.

Согласно Порядку представления финансовой отчетности, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2000 № 419 (далее – Порядок № 419), финансовая отчетность и консолидированная финансовая отчетность составляются согласно НП(С)БУ  или международными стандартами финансовой отчетности (далее – международными стандартами), или НП(С)БУГС в соответствии с законодательством (абзац второй п. 2 Порядка № 419).

Правовые основы регулирования, организации, ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в Украине определены Законом от 16.07.1999 № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (далее – Закон № 996).

Частью 1 ст. 2 Закона № 996 установлено, что Закон № 996 распространяется на всех юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Украины, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, на представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые обязаны вести бухгалтерский учет и подавать финансовую отчетность, а также на операции по выполнению государственного и местных бюджетов и составление финансовой отчетности во исполнение бюджетов с учетом бюджетного законодательства.

Целью ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности является предоставление пользователям для принятия решений полной, правдивой и беспристрастной информации о финансовом состоянии и результатах деятельности предприятия (ч. 1 ст. 3 Закона № 996).

Согласно абзацу первому ч. 1 ст. 11 Закона № 996 предприятия обязаны составлять финансовую отчетность на основании данных бухгалтерского учета.

Абзацем первой ч. 4 ст. 11 Закона № 996 установлено, что состав и формы финансовой отчетности, консолидированной финансовой отчетности, отчета об управлении и отчета о платежах в пользу государства предприятий (кроме банков), финансовой отчетности об исполнении бюджетов устанавливаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализацию государственной политику в области бухгалтерского учета и аудита, по согласованию с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере статистики.

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 996 для целей Закона № 996 предприятия (кроме бюджетных учреждений) могут относиться к таким категориям предприятий – микропредприятий, малых, средних или крупных предприятий.

Форма и состав статей финансовой отчетности определяются НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности», утвержденным приказом Минфина от 07.02.2013 № 73, нормы которого применяются к финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности юридических лиц всех форм собственности (кроме банков и бюджетных учреждений), которые обязаны подавать финансовую отчетность согласно законодательству (п. 2 разд. I НП(С)БУ 1).

Согласно абзацу первому п. 1 разд. II НП(С)БУ 1 финансовая отчетность состоит из: баланса (отчета о финансовом состоянии), отчета о финансовых результатах (отчета о совокупном доходе), отчета о движении денежных средств, отчета о собственном капитале и примечаний к финансовой отчетности.

Вопросы раскрытия информации по статьям баланса (отчета о финансовом состоянии), отчета о финансовых результатах (отчета о совокупном доходе), отчета о движении денежных средств, отчета о собственном капитале рассматривается в Методических рекомендациях по заполнению форм финансовой отчетности, утвержденных приказом Минфина 28.03.2013 № 433.

Согласно ч. 3 ст. 11 Закона № 996 для микропредприятий, малых предприятий, непредпринимательских обществ и представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности, кроме тех, которые обязаны составлять финансовую отчетность по международным стандартам, устанавливается сокращенная по показателям финансовая отчетность в составе баланса и отчета о финансовых результатах.

НП(С)БУ 25 «Упрощенная финансовая отчетность» утверждено приказом Минфина от 25.02.2000 № 39 (в редакции приказа Минфина от 24.01.2011 № 25).

НП(С)БУ 25 устанавливает содержание и форму Финансовой отчетности малого предприятия в составе Баланса (форма № 1-м) и Отчета о финансовых результатах (форма № 2-м) и Порядок ее заполнения, а также содержание и форму Финансовой отчетности микропредприятия в составе Баланса (форма №1-мс) и Отчета о финансовых результатах (форма №2-мс) и Порядке ее заполнения. Показатели этих отчетов приводятся в тысячах гривен с одним десятичным знаком (п. 1 разд. І НП(С)БУ 25).

Согласно п. 2 разд. I НП(С)БУ 25 нормы Национального положения (стандарта) применяются микропредприятиями, малыми предприятиями, непредпринимательскими обществами, представительствами иностранных субъектов хозяйственной деятельности (кроме предприятий, которые в соответствии с законодательством составляют финансовую отчетность по МСФО), в частности:

  • для составления Финансовой отчетности малого предприятия:
  • малыми предприятиями – юридическими лицами, которые признаны таковыми в соответствии с Законом № 996;
  • представительствами иностранных субъектов хозяйственной деятельности;
  • для составления Финансовой отчетности микропредприятия:
  • микропредприятиями – юридическими лицами, которые признаны таковыми в соответствии с Законом № 996;
  • непредпринимательскими обществами.

Также указанные предприятия могут самостоятельно определять целесообразность составления финансовой отчетности по формам, приведенным в НП(С)БУ 1.

Согласно пп. 133.4.6 Налогового кодекса (далее – НК) к неприбыльным организациям, которые отвечают требованиям п. 133.4 НК и не являются налогоплательщиками, в частности, могут быть отнесены бюджетные учреждения.

Подпунктом 14.1.17 НК определено, что понятие «бюджетное учреждение» употребляется в значении, приведенном в Бюджетном кодексе (далее – БК).

Согласно п. 12 ч. 1 ст. 2 БК бюджетные учреждения – органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации, созданные ими в установленном порядке, полностью содержащиеся за счет соответственно государственного бюджета или местного бюджета. Бюджетные учреждения неприбыльны.

Состав, формы, принципы подготовки и подачи финансовой отчетности в государственном секторе, общие требования к признанию и раскрытию ее элементов определяет НП(С)БУГС 101 «Подача финансовой отчетности», утвержденное приказом Минфина от 28.12.2009 № 1541 (в редакции приказа Минфина от 24.12.2010 № 1629) (п. 1 разд. I НП(С)БУГС 101).

Согласно п. 1 разд. IV НП(С)БУГС 101 финансовая отчетность состоит из: баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о собственном капитале, отчета о движении денежных средств и примечаний к годовой финансовой отчетности.

Примечания к годовой финансовой отчетности (форма № 5-дс) утверждены приказом Минфина от 29.11.2017 № 977 (в редакции приказа Минфина от 27.11. 2018 № 940).

Согласно ч. 2 ст. 121 Закона № 996 предприятия, представляющие общественный интерес, публичные акционерные общества, субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность в добывающих отраслях, материнские предприятия групп, в составе которых есть предприятия, представляющие общественный интерес, материнские предприятия большой группы, которые не принадлежат к категории крупных предприятий, а также предприятия, осуществляющие хозяйственную деятельность по видам, перечень которых определяется КМУ, составляют финансовую отчетность и консолидированную финансовую отчетность по международным стандартам.

Согласно ч. 3 ст. 121 Закона № 996 предприятия, кроме указанных в ч. 2 ст. 121, самостоятельно определяют целесообразность применения международных стандартов для составления финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности.

Согласно ч. 6 ст. 11 Закона № 996 финансовая отчетность и консолидированная финансовая отчетность по международным стандартам составляются на основании таксономии финансовой отчетности по международным стандартам, обнародованной государственным языком на официальном веб-сайте центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере бухгалтерского учета и аудита.

Учитывая указанное, неприбыльные организации составляют финансовую отчетность в соответствии с вышеуказанными нормативно-правовыми актами.

ОИР, категория 102.12


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу

Лучшие материалы