Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Какую финотчетность представляют неприбыльные организации

18.06.2024

Какие формы финансовой отчетности должны подаваться неприбыльными организациями?

Согласно ч. 8 ст. 19 Хозяйственного кодекса (далее – ХК) все субъекты хозяйствования, обособленные подразделения юридических лиц, выделенные на отдельный баланс, обязаны вести первичный (оперативный) учет результатов своей работы, составлять и подавать в соответствии с требованиями закона статистическую информацию и другие данные, определенные законом, а также вести (кроме граждан Украины, иностранцев и лиц без гражданства, которые осуществляют хозяйственную деятельность и зарегистрированы в соответствии с законом как предприниматели) бухгалтерский учет и подавать финансовую отчетность согласно законодательству.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 55 ХК субъектами хозяйствования являются, в частности, хозяйственные организации – юридические лица, созданные в соответствии с Гражданским кодексом (далее – ГК), государственные, коммунальные и прочие предприятия, созданные в соответствии с ГК, а также другие юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные в установленном законом порядке.

Согласно п. 1 ст. 85 ГК непредпринимательскими обществами являются общества, не имеющие целью получение прибыли для его последующего распределения между участниками.

Согласно Порядку представления финансовой отчетности, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2000 № 419 (далее – Порядок № 419), финансовая отчетность и консолидированная финансовая отчетность составляются согласно НП(С)БУ  или международными стандартами финансовой отчетности (далее – международными стандартами), или НП(С)БУГС в соответствии с законодательством (абзац второй п. 2 Порядка № 419).

Правовые основы регулирования, организации, ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в Украине определены Законом от 16.07.1999 № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (далее – Закон № 996).

Частью 1 ст. 2 Закона № 996 установлено, что Закон № 996 распространяется на всех юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Украины, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, на представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые обязаны вести бухгалтерский учет и подавать финансовую отчетность, а также на операции по выполнению государственного и местных бюджетов и составление финансовой отчетности во исполнение бюджетов с учетом бюджетного законодательства.

Целью ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности является предоставление пользователям для принятия решений полной, правдивой и беспристрастной информации о финансовом состоянии и результатах деятельности предприятия (ч. 1 ст. 3 Закона № 996).

Согласно абзацу первому ч. 1 ст. 11 Закона № 996 предприятия обязаны составлять финансовую отчетность на основании данных бухгалтерского учета.

Абзацем первой ч. 4 ст. 11 Закона № 996 установлено, что состав и формы финансовой отчетности, консолидированной финансовой отчетности, отчета об управлении и отчета о платежах в пользу государства предприятий (кроме банков), финансовой отчетности об исполнении бюджетов устанавливаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализацию государственной политику в области бухгалтерского учета и аудита, по согласованию с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере статистики.

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 996 для целей Закона № 996 предприятия (кроме бюджетных учреждений) могут относиться к таким категориям предприятий – микропредприятий, малых, средних или крупных предприятий.

Форма и состав статей финансовой отчетности определяются НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности», утвержденным приказом Минфина от 07.02.2013 № 73, нормы которого применяются к финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности юридических лиц всех форм собственности (кроме банков и бюджетных учреждений), которые обязаны подавать финансовую отчетность согласно законодательству (п. 2 разд. I НП(С)БУ 1).

Согласно абзацу первому п. 1 разд. II НП(С)БУ 1 финансовая отчетность состоит из: баланса (отчета о финансовом состоянии), отчета о финансовых результатах (отчета о совокупном доходе), отчета о движении денежных средств, отчета о собственном капитале и примечаний к финансовой отчетности.

Вопросы раскрытия информации по статьям баланса (отчета о финансовом состоянии), отчета о финансовых результатах (отчета о совокупном доходе), отчета о движении денежных средств, отчета о собственном капитале рассматривается в Методических рекомендациях по заполнению форм финансовой отчетности, утвержденных приказом Минфина 28.03.2013 № 433.

Согласно ч. 3 ст. 11 Закона № 996 для микропредприятий, малых предприятий, непредпринимательских обществ и представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности, кроме тех, которые обязаны составлять финансовую отчетность по международным стандартам, устанавливается сокращенная по показателям финансовая отчетность в составе баланса и отчета о финансовых результатах.

НП(С)БУ 25 «Упрощенная финансовая отчетность» утверждено приказом Минфина от 25.02.2000 № 39 (в редакции приказа Минфина от 24.01.2011 № 25).

НП(С)БУ 25 устанавливает содержание и форму Финансовой отчетности малого предприятия в составе Баланса (форма № 1-м) и Отчета о финансовых результатах (форма № 2-м) и Порядок ее заполнения, а также содержание и форму Финансовой отчетности микропредприятия в составе Баланса (форма №1-мс) и Отчета о финансовых результатах (форма №2-мс) и Порядке ее заполнения. Показатели этих отчетов приводятся в тысячах гривен с одним десятичным знаком (п. 1 разд. І НП(С)БУ 25).

Согласно п. 2 разд. I НП(С)БУ 25 нормы Национального положения (стандарта) применяются микропредприятиями, малыми предприятиями, непредпринимательскими обществами, представительствами иностранных субъектов хозяйственной деятельности (кроме предприятий, которые в соответствии с законодательством составляют финансовую отчетность по МСФО), в частности:

  • для составления Финансовой отчетности малого предприятия:
  • малыми предприятиями – юридическими лицами, которые признаны таковыми в соответствии с Законом № 996;
  • представительствами иностранных субъектов хозяйственной деятельности;
  • для составления Финансовой отчетности микропредприятия:
  • микропредприятиями – юридическими лицами, которые признаны таковыми в соответствии с Законом № 996;
  • непредпринимательскими обществами.

Также указанные предприятия могут самостоятельно определять целесообразность составления финансовой отчетности по формам, приведенным в НП(С)БУ 1.

Согласно пп. 133.4.6 Налогового кодекса (далее – НК) к неприбыльным организациям, которые отвечают требованиям п. 133.4 НК и не являются налогоплательщиками, в частности, могут быть отнесены бюджетные учреждения.

Подпунктом 14.1.17 НК определено, что понятие «бюджетное учреждение» употребляется в значении, приведенном в Бюджетном кодексе (далее – БК).

Согласно п. 12 ч. 1 ст. 2 БК бюджетные учреждения – органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации, созданные ими в установленном порядке, полностью содержащиеся за счет соответственно государственного бюджета или местного бюджета. Бюджетные учреждения неприбыльны.

Состав, формы, принципы подготовки и подачи финансовой отчетности в государственном секторе, общие требования к признанию и раскрытию ее элементов определяет НП(С)БУГС 101 «Подача финансовой отчетности», утвержденное приказом Минфина от 28.12.2009 № 1541 (в редакции приказа Минфина от 24.12.2010 № 1629) (п. 1 разд. I НП(С)БУГС 101).

Согласно п. 1 разд. IV НП(С)БУГС 101 финансовая отчетность состоит из: баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о собственном капитале, отчета о движении денежных средств и примечаний к годовой финансовой отчетности.

Примечания к годовой финансовой отчетности (форма № 5-дс) утверждены приказом Минфина от 29.11.2017 № 977 (в редакции приказа Минфина от 27.11. 2018 № 940).

Согласно ч. 2 ст. 121 Закона № 996 предприятия, представляющие общественный интерес, публичные акционерные общества, субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность в добывающих отраслях, материнские предприятия групп, в составе которых есть предприятия, представляющие общественный интерес, материнские предприятия большой группы, которые не принадлежат к категории крупных предприятий, а также предприятия, осуществляющие хозяйственную деятельность по видам, перечень которых определяется КМУ, составляют финансовую отчетность и консолидированную финансовую отчетность по международным стандартам.

Согласно ч. 3 ст. 121 Закона № 996 предприятия, кроме указанных в ч. 2 ст. 121, самостоятельно определяют целесообразность применения международных стандартов для составления финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности.

Согласно ч. 6 ст. 11 Закона № 996 финансовая отчетность и консолидированная финансовая отчетность по международным стандартам составляются на основании таксономии финансовой отчетности по международным стандартам, обнародованной государственным языком на официальном веб-сайте центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере бухгалтерского учета и аудита.

Учитывая указанное, неприбыльные организации составляют финансовую отчетность в соответствии с вышеуказанными нормативно-правовыми актами.

ОИР, категория 102.12


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
14.10.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Принят новый закон об организации трудовых отношений в условиях военного положения Обновлен Справочник условных кодов товаров Аванс и зарплата: сроки выплаты ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 06.10.2025 Обновлен перечень код...
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
Новое
16.10.2025
Наследование прав на объекты интеллектуальной собственности: разъяснение суда
Судья Верховного Суда в Кассационном гражданском суде Василий Крат выступил с докладом «Наследование прав интеллектуальной собственности: практика кассационного суда» во время круглого стола «Наследование и другие основания для перехода прав на объекты интеллектуальной собственност...
16.10.2025
Особенности медицинских осмотров работников
Медицинские осмотры работников проводятся соответствующими здравоохранительными заведениями, перечень которых утверждается приказом Минздрава. Работники заведений здравоохранения несут ответственность согласно действующему законодательству Украины за соответствие медицинского заключения фактическому...
16.10.2025
Камеральная проверка: пять самых частых вопросов от плательщиков
Со стороны плательщиков достаточно часто звучат вопросы, касающиеся камеральных проверок. ГНС дает ответы на наиболее распространенные. Больше по теме: Камеральная проверка: могут ли доначислить НДС? Камеральной считается проверка, которая проводится в помещении контролирующего органа исключительно...
Лучшие материалы