Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Каковы сроки обжалования в суде НУР

Разъяснение
27.11.2025

Каковы сроки обжалования в суде НУР или иного решения контролирующего органа (без/с процедурой административного обжалования)?

Пунктом 56.1 Налогового кодекса Украины (далее – НКУ) определено, что решения, принятые контролирующим органом, могут быть обжалованы в административном или судебном порядке.

Согласно п. 56.18 НКУ с учетом сроков давности, определенных ст. 102 НКУ, налогоплательщик имеет право обжаловать в суде налоговое уведомление-решение или иное решение контролирующего органа в любой момент после получения такого решения.

Решение контролирующего органа, обжалованное в судебном порядке, не подлежит административному обжалованию.

Процедура административного обжалования считается досудебным порядком разрешения спора.

При обращении налогоплательщика в суд с иском о признании противоправным и/или отмене решения контролирующего органа денежное обязательство считается несогласованным до дня вступления судебного решения в законную силу.

В случае, когда до подачи искового заявления проводилась процедура административного обжалования, налогоплательщик имеет право обжаловать в суде налоговое уведомление-решение или иное решение контролирующего органа о начислении денежного обязательства в течение месяца, следующего за днем окончания процедуры административного обжалования в соответствии с п. 56.17 НКУ (п. 56.19 НКУ).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 19 Кодекса административного судопроизводства Украины (далее – КАСУ) юрисдикция административных судов распространяется на дела в публично-правовых спорах, в частности, спорах физических или юридических лиц с субъектом властных полномочий по обжалованию его решений (нормативно-правовых актов или индивидуальных актов), действий или бездействия, кроме случаев, когда для рассмотрения таких споров законом установлен другой порядок судебного производства.

Для обращения в административный суд за защитой прав, свобод и интересов лица устанавливается шестимесячный срок, который, если не установлено иное, исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, свобод или интересов (абзац первый ч. 2 ст. 122 КАСУ).

Согласно ч. 4 ст. 122 КАСУ, если законом предусмотрена возможность досудебного порядка разрешения спора и истец воспользовался этим порядком, или законом определена обязательность досудебного порядка разрешения спора, то для обращения в административный суд устанавливается трехмесячный срок, исчисляемый со дня вручения истцу решения по результатам рассмотрения его жалобы на решения, действия или бездействие субъекта властных полномочий.

Если решение по результатам рассмотрения жалобы истца на решение, действия или бездействие субъекта властных полномочий не было принято и (или) вручено субъектом властных полномочий истцу в сроки, установленные законом, то для обращения в административный суд устанавливается шестимесячный срок, который исчисляется со дня обращения истца к субъекту властных полномочий с соответствующей жалобой на решения, действия или бездействие субъекта властных полномочий.

В связи с наличием общей и специальной нормы права при обжаловании в суд налогового уведомления-решения или иного решения контролирующего органа о начислении денежного обязательства при предварительном проведении процедуры его административного обжалования, Большая Палата Верховного Суда в постановлении от 16.07.2025 по делу № 500/2276/24 (далее – Постановление) подчеркнула, что норма п. 56.19 НКУ является специальной относительно нормы ч.4 ст. 122 КАСУ, следовательно, имеет преимущество в применении в налоговых спорах и регулирует определенную ее предметом группу правоотношений – обжалование в судебном порядке налоговых уведомлений-решений и других решений контролирующих органов о начислении денежных обязательств при условии предварительного использования истцом досудебного порядка разрешения спора.

В то же время в Постановлении сделан вывод, что норма п. 56.18 НКУ не устанавливает срок обращения в суд с иском об обжаловании налогового уведомления-решения и не является отсылочной к норме, которая их устанавливает и указано, что срок в 1 095 дней, установленный ст. 102 НКУ, является именно сроком давности, в пределах которого за налогоплательщиком сохраняется право обжаловать в суде налоговое уведомление-решение или иное решение контролирующего органа, а не сроком обращения в суд с такими требованиями.

Следовательно, если плательщик не воспользовался правом на административное обжалование, то налоговое уведомление-решение или иное решение контролирующего органа может быть обжаловано в суде в течение 6 месяцев со дня получения плательщиком такого решения от контролирующего органа.

Если плательщик воспользовался правом на административное обжалование, то:

  • налоговое уведомление-решение может быть обжаловано в суде в течение 1 месяца, следующего за днем окончания процедуры административного обжалования, в соответствии с п. 56.17 НКУ;
  • другое решение контролирующего органа может быть обжаловано в суде в течение 3 месяцев со дня вручения налогоплательщику решения по результатам рассмотрения его жалобы.

Вместе с тем, если решение по результатам рассмотрения жалобы налогоплательщика на решения, действия или бездействие контролирующего органа не было принято и(или) вручено контролирующим органом налогоплательщику в сроки, установленные законом, то для обращения в административный суд устанавливается шестимесячный срок, исчисляемый со дня обращения налогоплательщика в контролирующий орган с соответствующей жалобой на решения, действия или бездействие контролирующего органа.

ОИР, категория 135.05

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
25.11.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели ГРС утвердила план комплексных проверок на 2026 год Президент подписал Закон об объединении отцовства с профессиональной деятельностью Записи в трудовой книжке: внесение и исправление Предлагают внести изменения в Расчет доли сельскохозяйственного товаропр...
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
Новое
26.11.2025
Понятие «одинокая мать» и право на дополнительный отпуск на детей
Рассмотрим определение понятия «одинокая мать», перечень документов для подтверждения статуса одинокой матери и права на дополнительный социальный отпуск на детей, а также о правомерности отказов работодателей в предоставлении дополнительных социальных отпусков женщинам, воспитывающим ре...
26.11.2025
Неиспользованные ежегодные отпуска военнослужащих: есть ли право на компенсацию
Кто из военнослужащих может получить компенсацию за неиспользованный отпуск? Больше по теме: Передача продукции ВСУ через благотворительный фонд с оплатой от нерезидента: как эта операция облагается НДС? Юрлицо - плательщик единого налога может предоставлять благотворительную помощь: позиция ГНС В...
26.11.2025
Как начисляется и уплачивается пеня
Рассмотрим, что такое пеня, порядок ее начисления и уплаты. Больше по теме: Новая форма декларации по налогу на прибыль за три квартала – 2025 Штраф ГНС отменен через суд: можно ли откорректировать разницу по налогу на прибыль? В соответствии со ст. 131 Налогового кодекса Украины (далее...
Лучшие материалы