Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Каков срок проведения камеральной проверки своевременной уплаты налогового (денежного) обязательства (в т. ч. в период действия военного положения)

Разъяснение

09.09.2024 35 0 0

В течение какого срока проводится камеральная проверка своевременной уплаты согласованной суммы налогового (денежного) обязательства, в том числе в период действия военного положения?

Согласно абзацам второму – тринадцатому пп. 75.1.1 Налогового кодекса (далее – НК) предметом камеральной проверки также могут быть:

  • своевременность представления налоговых деклараций (расчетов);
  • своевременность регистрации налоговых накладных и/или расчетов корректировки к налоговым накладным в Едином реестре налоговых накладных, акцизных накладных и/или расчетов корректировки к акцизным накладным в Едином реестре акцизных накладных, исправления ошибок в налоговых накладных;
  • своевременность уплаты согласованной суммы налогового (денежного) обязательства исключительно на основании хранящихся (обрабатываемых) данных в соответствующих информационных базах;
  • полнота начисления и своевременность уплаты НДФЛ и ЕСВ при несоответствии резидента Дія Сіті требованиям, определенным п. 2, 3 ч. 1 и п. 10 ч. 2 ст. 5 Закона от 15.07.2021 № 1667-IX «О стимулировании развития цифровой экономики в Украине»;
  • своевременность подачи заявления о взятии на учет финансовых агентов в соответствии с требованиями ст. 393 НК;
  • своевременность представления финансовыми агентами отчетов о подотчетных счетах, исправленных отчетов о подотчетных счетах;
  • своевременность предоставления финансовыми агентами ответа на запросы (уведомления) контролирующего органа, направляемых в случаях, определенных ст. 393 НК;
  • своевременность представления уведомления о структуре собственности и конечных бенефициарных владельцах в соответствии с требованиями п. 441.2 НК;
  • своевременность представления лицом, осуществляющим управление или администрирование траста, уведомления о заключении договора об управлении или администрировании траста или о прекращении такого договора, финансовой отчетности, копий первичных документов и другой информации о трасте по запросу контролирующего органа в случаях, предусмотренных ст. 442 НК;
  • своевременность представления информации по запросу контролирующего органа в соответствии с п. 441.3, пп. 6–8 пп. 73.3.1 НК;
  • своевременность и полнота уплаты согласованной суммы денежного обязательства в виде авансового взноса по налогу на прибыль предприятий, определенного в соответствии с п. 141.13 НК, на основании данных Реестра пунктов обмена иностранной валюты.

Статьей 76 НК определен порядок проведения камеральной проверки.

Пунктом 76.1 НК предусмотрено, что камеральная проверка проводится должностными лицами контролирующего органа без какого-либо специального решения руководителя (его заместителя или лица) такого органа или направления его проведения.

Камеральной проверке подлежит вся налоговая отчетность сплошным порядком.

Согласие налогоплательщика на проверку и наличие в камеральной проверке не обязательно.

Порядок оформления результатов камеральной проверки проводится в соответствии с требованиями ст. 86 НК (п. 76.2 НК).

Пунктом 76.3 НК определено, что камеральная проверка налоговой декларации или уточняющего расчета может быть проведена только в течение 30 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока их представления, а если такие документы были предоставлены позже – за днем их фактического представления, кроме камеральной налоговой проверки декларации или уточняющего расчета (при подаче), в составе которых подано заявление о возврате суммы бюджетного возмещения, срок проведения которого определен ст. 200 НК.

Камеральная проверка по другим вопросам проводится с учетом сроков давности, определенных ст. 102 НК.

Согласно абзацам первому – третьему п. 102.1 НК контролирующий орган, кроме случаев, определенных п. 102.2 НК, имеет право провести проверку и самостоятельно определить сумму денежных обязательств налогоплательщика в случаях, определенных НК, не позднее окончания 1 095-го дня (2 555-го дня – в случае проведения проверки в соответствии со ст. 39 и 392, применение требований п. 141.4 НК), следующего за последним днем предельного срока подачи налоговой декларации, отчета об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации, определенной п. 133.4 НК, и/или предельный срок уплаты денежных обязательств, начисленных контролирующим органом, а если такая налоговая декларация была представлена позже, – за днем ее фактического представления. Если в течение указанного срока контролирующий орган не определяет сумму денежных обязательств, налогоплательщик считается свободным от такого денежного обязательства (в т. ч. от начисленной пени), а спор относительно такой декларации и/или налогового уведомления не подлежит рассмотрению в административном или судебном порядка.

В случае представления налогоплательщиком уточняющего расчета к налоговой декларации или уточняющей декларации контролирующий орган вправе определить сумму налоговых обязательств в пределах поданных уточнений, по такой налоговой декларации в течение 1 095 дней (2 555 дней – в случае проведения проверки в соответствии со ст. 39 и 392, применение требований п. 141.4 НК) со дня представления уточняющего расчета (декларации).

В случае выявления по результатам проверки нарушений других требований налогового законодательства, непосредственно не связанных с декларированием налоговых обязательств налогоплательщиком, а также нарушений требований другого, кроме налогового, законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, контролирующий орган, кроме случаев, определенных п. 102.2 НК, имеет право самостоятельно определить сумму штрафных санкций (финансовых санкций, штрафов) налогоплательщика не позднее 1 095-го дня со дня совершения соответствующего правонарушения.

Следует заметить, что п. 522 подразд. 10 разд. XX «Переходные положения» НК на период с 18 марта 2020 года по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершается действие карантина, установленного КМУ на всей территории Украины с целью предотвращения распространения на территории Украины коронавирусной болезни (COVID-19), останавливается течение сроков давности, предусмотренных ст. 102 НК.

При этом действие п. 522 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НК остановлено на период действия военного, чрезвычайного положения согласно Закону от 15.03.2022 № 2120-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины относительно действия норм на период действия военного положения» (далее – Закон № 2120). Законом № 2120 ст. 102 НК был дополнен п. 102.9.

Так, на период действия правового режима военного, чрезвычайного положения вводимого в Украине останавливается течение сроков, определенных НК, другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, кроме случаев, предусмотренных НК (п. 102.9 НК в редакции Закона № 2120).

В то же время п. 69 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НК установлено, что временно, на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины взимание налогов и сборов осуществляется с учетом особенностей, определенных в п. 69 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НК.

Так, согласно пп. 69.9 п. 69 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НК временно, до 1 августа 2023 года, для налогоплательщиков и контролирующих органов останавливается течение сроков, определенных налоговым законодательством и другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, кроме случаев, предусмотренных пп. 69.9 п. 69 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НК.

Наряду с этим отмечаем, что Законом от 30.06.2023 № 3219-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно особенностей налогообложения в период действия военного положения», который вступил в силу 01.08.2023, п. 102.9 НК исключен.

Таким образом, камеральная проверка своевременной уплаты согласованной суммы налогового (денежного) обязательства проводится исключительно на основании хранящихся (обрабатываемых) данных в соответствующих информационных базах контролирующего органа.

Контролирующий орган имеет право провести такую камеральную проверку в течение 1 095 календарных дней со дня фактической уплаты согласованной суммы налогового (денежного) обязательства (со дня совершения правонарушения) и по истечении срока давности (1 095 дней), который приходился на период действия карантина и/или военного положения (до 01.08.2023), учитывая период остановки такого срока давности с 18 марта 2020 года по 31 июля 2023 года (включительно).

ОИР, категория 130.04


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу

Лучшие материалы