Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Какой учет нужно вести предпринимателям-общесистемщикам

08.02.2019

В Индивидуальной налоговой консультации от 22.01.19 г. № 242/ІПК/24-13-13-06 (далее – ИНК № 242) ГФС отвечает на вопросы предпринимателя.

1. О необходимости ведения учета товарно-материальных ценностей (далее – ТМЦ).

Со ссылками на законодательные нормы ГФС напоминает о том, что:

  • субъекты хозяйствования, которые проводят расчетные операции, обязаны вести учет товарных запасов на складах и/или по месту их реализации и вправе продавать только те товары (услуги), которые отражены в таком учете (п. 12 ст. 3 Закона от 06.07.95 г. № 265/95-ВР «О применении реестра расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг»).
  • контролирующий орган имеет право требовать от налогоплательщиков снятия остатков ТМЦ во время проверки (пп. 20.1.9 Налогового кодекса, далее – НК);
  • предприниматель обязан вести учет доходов и расходов, составлять отчетность и иметь подтверждающие документы о происхождении товара (пп. 16.1.2, 16.1.12, п. 44.1, 177.10 НК). А значит, предприниматель будет обязан по требованию проверяющих представить им документы по остаткам ТМЦ.

2. О необходимости формирования и хранения перечня дебиторов и кредиторов.

Ссылаясь на пп. 14.1.11 НК, где приведено понятие безнадежной задолженности, ГФС разъясняет, что не взысканная кредиторская задолженность после окончания срока исковой давности считается безвозвратной финансовой помощью. Ее сумму следует включить в состав прочих доходов от предпринимательской деятельности, отразив в Книге учета доходов и расходов.

Иными словами, по задолженностям, которые образуются в результате взаимоотношений с другими контрагентами, предприниматель должен вести учет в любой удобной для него форме (по контрагентам, суммам задолженностей, срокам возврата согласно договору, отслеживая срок окончания исковой давности) – для дальнейшего включения в прочие доходы от предпринимательской деятельности. Такой учет предпринимателю необходимо вести и по покупателям и по поставщикам, а также сохранять подтверждающие документы в течение срока исковой давности согласно пп. 16.1.12 НК и ст. 257 Гражданского кодекса.

Выходит, что хотя предприниматель и не обязан вести бухгалтерский учет, но обеспечить учет ТМЦ и задолженностей с конрагентами для выполнения вышеприведенных норм законодательства он обязан – в удобной для него форме.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
24.06.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели В Украине возобновится обязательная подача статистической отчетности ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 13.06.2025 Внесены изменения в Правила организации статистической отчетности Изменены Критерии важных предприятий с целью ...
20.05.2025
Актуальные счета для уплаты налогов
Информация о реквизитах счетов, открытых для зачисления налогов, а также для уплаты единого взноса Больше по теме: Новая форма ТТН: обзор изменений Микро, малое, среднее или крупное: зачем нужно определять размер предприятия Утверждаем и обновляем штатное расписание: правила и нюансы Списки...
17.04.2025
С 16.04.2025 начали действовать сроки хранения документов по воинскому учету
Больше по теме: Приказы и распоряжения: основные термины, виды и сроки хранения Сроки хранения первичных документов увеличены: повлияет ли это на сроки давности для проверок Министерство юстиции приказом от 14.03.2025 № 748/5 утвердило изменения к Перечню типовых документов, которые созд...
Новое
27.06.2025
Увеличение остатка отрицательного значения НДС на основании представленного уточняющего расчета: что указать в таблице 1 приложения 2 (Д2)
Указывется отчетный (налоговый) период декларации по НДС, к которой подается уточняющий расчет налоговых обязательств по НДС в связи с исправлением самостоятельно выявленных ошибок (т. е. период, в котором фактически возникло отрицательное значение). Больше по теме: Как исправить ошибку в приложени...
27.06.2025
Как исправить ошибки, самостоятельно обнаруженные в налоговой декларации юрлицом – единщиком третьей группы
Покажем, как исправить ошибки, самостоятельно обнаруженные в налоговой декларации плательщика единого налога третьей группы (юрлица), в случае подачи уточняющей налоговой декларации? Больше по теме: Порядок определения минимального налогового обязательства единщиками третьей группы Могут ли единщи...
27.06.2025
Как заполнить Заявление по форме № 8-ОПП в случае изменения организационной формы профессиональной деятельности
Каким образом заполняется заявление по форме № 8-ОПП, если адвокат изменяет организационную форму профессиональной деятельности (с индивидуальной на адвокатское бюро, объединение)? Больше по теме: Независимая профессиональная деятельность: от постановки на учет до прекращения деятельности Как декл...
Лучшие материалы