Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Какой учет нужно вести предпринимателям-общесистемщикам

08.02.2019

В Индивидуальной налоговой консультации от 22.01.19 г. № 242/ІПК/24-13-13-06 (далее – ИНК № 242) ГФС отвечает на вопросы предпринимателя.

1. О необходимости ведения учета товарно-материальных ценностей (далее – ТМЦ).

Со ссылками на законодательные нормы ГФС напоминает о том, что:

  • субъекты хозяйствования, которые проводят расчетные операции, обязаны вести учет товарных запасов на складах и/или по месту их реализации и вправе продавать только те товары (услуги), которые отражены в таком учете (п. 12 ст. 3 Закона от 06.07.95 г. № 265/95-ВР «О применении реестра расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг»).
  • контролирующий орган имеет право требовать от налогоплательщиков снятия остатков ТМЦ во время проверки (пп. 20.1.9 Налогового кодекса, далее – НК);
  • предприниматель обязан вести учет доходов и расходов, составлять отчетность и иметь подтверждающие документы о происхождении товара (пп. 16.1.2, 16.1.12, п. 44.1, 177.10 НК). А значит, предприниматель будет обязан по требованию проверяющих представить им документы по остаткам ТМЦ.

2. О необходимости формирования и хранения перечня дебиторов и кредиторов.

Ссылаясь на пп. 14.1.11 НК, где приведено понятие безнадежной задолженности, ГФС разъясняет, что не взысканная кредиторская задолженность после окончания срока исковой давности считается безвозвратной финансовой помощью. Ее сумму следует включить в состав прочих доходов от предпринимательской деятельности, отразив в Книге учета доходов и расходов.

Иными словами, по задолженностям, которые образуются в результате взаимоотношений с другими контрагентами, предприниматель должен вести учет в любой удобной для него форме (по контрагентам, суммам задолженностей, срокам возврата согласно договору, отслеживая срок окончания исковой давности) – для дальнейшего включения в прочие доходы от предпринимательской деятельности. Такой учет предпринимателю необходимо вести и по покупателям и по поставщикам, а также сохранять подтверждающие документы в течение срока исковой давности согласно пп. 16.1.12 НК и ст. 257 Гражданского кодекса.

Выходит, что хотя предприниматель и не обязан вести бухгалтерский учет, но обеспечить учет ТМЦ и задолженностей с конрагентами для выполнения вышеприведенных норм законодательства он обязан – в удобной для него форме.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
13.05.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Госстат планирует прекратить ЕГРПОУ: начато обсуждение Внесены изменения в Порядок проведения призыва граждан на военную службу во время мобилизации ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 02.05.2025 Работникам планируют предостави...
27.02.2025
Хранение и использование горючего на предприятии в 2025 году: учет, налоги и документальное оформление
Марафон-2025: главные бухгалтерские акценты года У субъектов хозяйствования, использующих в своей деятельности транспортные средства, другие машины и механизмы, потребляющие топливо, постоянно возникают вопросы, связанные с учетом и документальным оформлением операций с таким горючим, а также с изме...
05.03.2025
Опубликовано постановление КМУ, которым упрощена процедура бронирования военнообязанных
Больше по теме: Бронирование работников: пошаговые действия Аннулирование бронирования военнообязанных: основания и условия Отчетность по воинскому учету и бронированию 5 февраля на сайте Кабмина опубликовано постановление от 28.02.2025 № 233, которыи внесены изменения впорядок бро...
Новое
14.05.2025
ГНС наложила штрафы на ряд предприятий за расчеты без использования РРО
Автошколам четырех областей предъявлены штрафы за расчеты без применения РРО/ПРРО, невыдачу расчетных документов за предоставленные услуги и отсутствие официального оформления трудовых отношений с наемными работниками. Больше клиентов, нежели отражено в доходах, и неоформленных работников – та...
14.05.2025
Неполный перечень документов не должен быть основанием для отказа в админделе: Минюст
Основная цель принципа официальности, введенного Законом от 17.02.2022 № 2073-IX, – упростить процедуры для граждан, освободив их от необходимости выполнять роль «курьера» между разными государственными учреждениями. С принятием Закона от 17.02.2022 № 2073-IX «Об администрати...
14.05.2025
ФЛП не предоставил информацию по адвокатскому запросу: возможные последствия
Апелляционный суд обязал ФЛП предоставить адвокату в ответ на адвокатский запрос информацию с соблюдением требований законодательства о защите конфиденциальной и коммерческой информации, а также информации о персональных данных. В Хмельницкой области адвокат обратился в суд с иском к физлицу-предпри...
Лучшие материалы