Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Какие санкции применяются за нарушения в сфере ВЭД во время карантина?

19.04.2021

Главное управление ГНС в Житомирской области в соответствии с частью пятой статьи 13 Закона Украины от 21 июня 2018 года № 2473 «О валюте и валютные операции» (далее - Закон № 2473) с учетом требований пунктов 521– 525 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины (далее - НКУ) относительно правомерности начисления пени сообщает следующее.

Согласно пункту 521 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» НКУ за нарушения налогового законодательства, совершенные в период с 1 марта 2020 года по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершается действие карантина, установленного Кабинетом Министров Украины на всей территории Украины с целью предотвращения распространения на территории Украины коронавирусной болезни, штрафные санкции не применяются, кроме санкций за нарушения, определенные в абзацах втором - девятом настоящего пункта.

В период с 1 марта 2020 года по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершается действие карантина, установленного Кабинетом Министров Украины на всей территории Украины с целью предотвращения распространения на территории Украины коронавирусной болезни, налогоплательщикам не начисляется пеня, а начисленная, но не оплаченная за этот период пеня подлежит списанию.

Подпунктом 54.3.3 пункта 54.3 статьи 54 НКУ определено, что согласно налоговому и другому законодательству лицом, ответственным за начисление сумм налоговых обязательств по отдельному налогу и сбору и / или иного обязательства, контроль за уплатой которого возложен на контролирующие органы, применения штрафных (финансовых) санкций и начисления пени, в том числе за нарушения в сфере внешнеэкономической деятельности, является контролирующий орган.

Определение понятия пени установлен подпунктом 14.1.162 пункта 14.1 статьи 14 НКУ, а именно: пеня - сумма средств в виде процентов, начисленная на суммы налоговых обязательств и / или на суммы штрафных (финансовых) санкций, не уплаченных в установленные законодательством сроки, а также начисленная в других случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом или другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.

Пунктом 3.1 статьи 3 НКУ установлено, что налоговое законодательство Украины состоит из Конституции Украины; настоящего Кодекса; Таможенного кодекса Украины и других законов по вопросам таможенного дела в части регулирования правоотношений, возникающих в связи с налогообложением пошлиной операций по перемещению товаров через таможенную границу Украины (далее - законы по вопросам таможенного дела); действующих международных договоров, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины и которыми регулируются вопросы налогообложения; нормативно-правовых актов, принятых на основании и во исполнение настоящего Кодекса и законов по вопросам таможенного дела; решений Верховной Рады Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления по вопросам местных налогов и сборов, принятых по правилам, установленным настоящим НКУ.

При этом пунктом 5.1 статьи 5 НКУ определено, что понятия, правила и положения, установленные настоящим Кодексом и законами по вопросам таможенного дела, применяются исключительно для регулирования отношений, предусмотренных статьей 1 НКУ.

Учитывая изложенное, НКУ регулирует отношения, возникающие в сфере взимания налогов и сборов, в частности определяет исчерпывающий перечень налогов и сборов, взимаемых в Украине, и порядок их администрирования, плательщиков налогов и сборов, их права и обязанности, компетенцию контролирующих органов, полномочия и обязанности их должностных лиц во время администрирования налогов и сборов, а также ответственность за нарушение налогового законодательства (абзац первый пункта 1.1 статьи 1 НКУ).

В то же время правовые основы осуществления валютных операций, валютного регулирования и валютного надзора, права и обязанности субъектов валютных операций и уполномоченных учреждений и ответственность при нарушении: ими валютного законодательства определены Законом № 2473.

Согласно части второй статьи 3 Закона № 2473 вопрос осуществления валютных операций, основы валютного регулирования и надзора регулируются исключительно настоящим Законом. Частью третьей статьи 3 Закона № 2473 определено, что в случае, если положения других законов противоречат положениям Закона, применяются положения настоящего Закона.

Частью пятой статьи 13 Закона № 2473 предусмотрено, что нарушение нерезидентами срока расчетов влечет за собой начисление пени за каждый день просрочки в размере 0,3 проц. суммы неполученных денежных средств по договору (стоимости недопоставленного товара) в национальной валюте при осуществлении расчетов по внешнеэкономическому договору (контракту) в национальной валюте, или в иностранной валюте, пересчитанной в национальную валюту по курсу Национального банка Украины, установленному на день возникновения задолженности. Общий размер начисленной пени не может превышать суммы неполученных денежных средств по договору (стоимости недопоставленного товара).

Согласно части восьмой статьи 13 Закона № 2473 центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, по результатам проверки взимает в установленном законом порядке с резидентов пеню, предусмотренную частью пятой настоящей статьи.

С системного анализа указанных выше норм НКУ и Закона № 2473 усматривается, что на пеню, начисленную в соответствии с Законом 2473, не распространяются положения пункта пятьдесят второй подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» НКУ.

При этом нормы Закона № 2473 и других нормативно-правовых актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, не освобождают от применения штрафных санкций и пени за нарушение валютного законодательства в период осуществления мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения коронавирусной болезни (СОVID-19).

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
27.02.2025
Хранение и использование горючего на предприятии в 2025 году: учет, налоги и документальное оформление
Марафон-2025: главные бухгалтерские акценты года У субъектов хозяйствования, использующих в своей деятельности транспортные средства, другие машины и механизмы, потребляющие топливо, постоянно возникают вопросы, связанные с учетом и документальным оформлением операций с таким горючим, а также с изме...
14.02.2025
Изменения в законодательстве с 10 по 14 февраля 2025 года
Кабмин утвердил изменения к Порядку предоставления ежегодного основного отпуска продолжительностью до 56 календарных дней Внесены изменения в постановление КМУ от 14.04.1997 № 346 «Об утверждении Порядка предоставления ежегодного основного отпуска продолжительностью до 56 календарных дней рук...
05.03.2025
Опубликовано постановление КМУ, которым упрощена процедура бронирования военнообязанных
Больше по теме: Бронирование работников: пошаговые действия Аннулирование бронирования военнообязанных: основания и условия Отчетность по воинскому учету и бронированию 5 февраля на сайте Кабмина опубликовано постановление от 28.02.2025 № 233, которыи внесены изменения впорядок бро...
Новое
12.05.2025
Обложение НДФЛ стоимости подарков работнику и гиг-специалисту от резидента Дія Сіті
Является ли объектом обложения НДФЛ стоимость подарков работнику и гиг-специалисту от резидента Дія Сіті? Больше по теме: Резиденты Дія Сіті: налогообложение доходов специалистов Отношения резидента Дія Сіті с работниками и исполнителями гиг-контрактов Является ли объектом обложения НДФЛ стоимость...
12.05.2025
Особенности корректировки финрезультата до налогообложения при списании (прощении) денежной и/или товарной дебиторской задолженности
Должен ли плательщик налога на прибыль осуществить одновременно корректировку финансового результата до налогообложения на две налоговые разницы согласно п. 139.2 и пп. 140.5.10 НК при списании (прощении) денежной и/или товарной дебиторской задолженности? Больше по теме: Списание безнадежной задолж...
12.05.2025
В ЕГР компании впервые получили отметку о непрозрачной структуре собственности
15 компаний с непрозрачной структурой собственности в настоящее время зафиксированы в Едином государственном реестре. Больше по теме: Сведения о бенефициарах и структура собственности: когда подавать 15 компаний с непрозрачной структурой собственности в настоящее время зафиксированы в Едином госуда...
Лучшие материалы