Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Какая предусмотрена ответственность за распечатку электронного Z-отчета при отсутствии в нем обязательных реквизитов

Разъяснение
22.10.2025

Какая предусмотрена ответственность при распечатке или создании в электронном виде Z-отчета, в котором отсутствуют или искажены обязательные реквизиты?

Статьей 2 Закона от 06.07.1995 № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (далее – Закон № 265) определено, что фискальный отчетный чек – это документ установленной формы, созданный в бумажной и/или электронной форме (электронный фискальный отчетный чек) регистратором расчетных операций (далее – РРО) или программным РРО (далее – ПРРО), содержащий данные дневного отчета, при создании которого информация об объеме выполненных расчетных операций заносится соответственно в фискальную память РРО или фискальный сервер контролирующего органа.

Постановлением КМУ от 18.02.2002 № 199 «Об утверждении требований по реализации фискальных функций регистраторами расчетных операций и требований по обеспечению выполнения фискальных функций программными регистраторами расчетных операций для различных сфер применения» утверждены Требования по реализации фискальных функций регистраторами расчетных операций для различных сфер применения (далее – Требования к РРО) и Требования по обеспечению выполнения фискальных функций программными регистраторами расчетных операций для различных сфер применения (далее – Требования к ПРРО).

В соответствии с п. 14 Требований к РРО чеки всех отчетов должны содержать такие общие реквизиты:

  • название и адрес хозяйственной единицы; индивидуальный номер плательщика, перед которым печатаются прописные буквы «ПН». Если субъект предпринимательской деятельности не зарегистрирован как плательщик НДС, вместо индивидуального номера плательщика должен быть напечатан идентификационный код согласно Единому государственному реестру предприятий и организаций Украины (для юридических лиц) или идентификационный номер согласно государственному реестру физических лиц (для физических лиц), а вместо букв «ПН» – буквы «ІД»;
  • фискальный номер РРО, перед которым печатаются прописные буквы «ФН»;
  • заводской номер РРО;
  • логотип производителя.

При этом п. 17 Требований к РРО предусмотрены дополнительные данные, которые должен содержать чек Z-отчета (все итоги и суммы исчисляются за смену).

Согласно п. 18 Требований к ПРРО отчеты, создаваемые ПРРО, должны содержать следующие общие реквизиты:

  • наименование и адрес хозяйственной единицы, где применяется ПРРО;
  • для субъектов хозяйствования, зарегистрированных в качестве плательщика НДС, – индивидуальный налоговый номер плательщика НДС, предоставленный согласно НКУ, перед которым указываются прописные буквы «ПН»;
  • для субъектов хозяйствования, не являющихся плательщиками НДС, – налоговый номер или серия (при наличии) и номер паспорта (для физлиц-предпринимателей, которые по своим религиозным убеждениям отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и уведомили об этом соответствующий контролирующий орган и имеют отметку в паспорте о праве осуществлять платежи по серии (при наличии) и номеру паспорта), перед которым указываются прописные буквы «ІД»;
  • фискальный номер ПРРО, перед которым указываются прописные буквы «ФН»;
  • дату и время формирования документа.

При этом отчеты, создаваемые ПРРО, должны содержать дополнительную информацию, определенную для соответствующего типа отчета п. 15–19 Требований к РРО для различных сфер применения (п. 19 Требований к ПРРО).

Отсутствие обязательного реквизита в фискальном отчетном чеке может свидетельствовать об аналогичном нарушении требований содержания расчетного документа (кассового чека).

Пунктом 3 разд. І Положения о форме и содержании расчетных документов/электронных расчетных документов, утвержденного приказом Минфина от 21.01.2016 № 13, требования к содержанию расчетных документов определяют обязательные реквизиты расчетных/электронных расчетных документов. В случае отсутствия в документе хотя бы одного из обязательных реквизитов, а также несоблюдения сферы его назначения такой документ не будет приниматься в качестве расчетного.

Пунктом 1 ст. 17 Закона № 265 предусмотрена ответственность в виде финансовых санкций, применяемых к субъектам хозяйствования, которые осуществляют расчетные операции с нарушением требований Закона № 265, по решению соответствующих контролирующих органов, применяемая в таких размерах:

  • при установлении в ходе проверки факта: проведения расчетных операций с использованием РРО, ПРРО или расчетных книжек на неполную сумму стоимости проданных товаров (оказанных услуг) или неполную сумму расчета при организации и проведении азартных игр; непроведения расчетных операций через РРО и/или ПРРО с фискальным режимом работы; невыдачи (в бумажном виде и/или электронной форме) соответствующего расчетного документа, подтверждающего выполнение расчетной операции или проведения ее без использования расчетной книжки на отдельном хозяйственном объекте такого субъекта хозяйствования:
    • 100 % суммы, на которую осуществлена продажа товаров (работ, услуг) и/или расчеты при организации и проведении азартных игр с нарушениями, установленными п. 1 ст. 17 Закона № 265, – за нарушение, совершенное впервые;
    • 150 % суммы, на которую осуществлена продажа товаров (работ, услуг) и/или расчеты при организации и проведении азартных игр с нарушениями, установленными 1 ст. 17 Закона № 265, – за каждое следующее нарушение.

Вместе с тем, согласно п. 12 разд. ІІ «Заключительные положения» Закона № 265, субъекты хозяйствования освобождаются от ответственности за нарушение требований Закона № 265, совершенные ими в период с 1 января 2022 года до 1 октября 2023 года, кроме ответственности за нарушение порядка осуществления расчетных операций при продаже подакцизных товаров, осуществлении деятельности по купле/продаже иностранной валюты, деятельности в сфере организации и проведения азартных игр.

В соответствии с п. 14 разд. ІІ «Заключительные положения» Закона № 265 начиная с 1 октября 2023 года субъекты хозяйствования освобождаются от ответственности за совершенные ими нарушения требований Закона № 265 (кроме нарушений порядка осуществления расчетных операций при продаже подакцизных товаров), совершенные ими при продаже товаров, предоставлении услуг на:

  • временно оккупированных Российской Федерацией территориях Украины, – по дату завершения временной оккупации соответствующих территорий;
  • территориях активных боевых действий, – по дату завершения боевых действий на соответствующих территориях;
  • территориях возможных боевых действий, – по дату прекращения возможности боевых действий на соответствующих территориях.

Даты завершения боевых действий, даты завершения временной оккупации, даты прекращения возможности боевых действий определяются в соответствии с данными Перечня территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных Российской Федерацией.

Перечень территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия либо временно оккупированных Российской Федерацией, определяется в установленном КМУ порядке.

ОИР, категория 109.18

 

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
02.12.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Гоструда утвердила новые нормативно-правовые акты по охране труда Обновлены показатели средней зарплаты за 2025 год, которая учитывается для исчисления пенсии Планируют утвердить примерные формы и описания унифицированных форм типовых документов, создаваемы...
12.11.2025
С 1 января 2026 года будет действовать новая система КВЭД: что сейчас делать бизнесу
Новая система классификации видов экономической деятельности – разбираемся вместе! Больше по теме: Зарядка электромобилей: какой это КВЭД и нужна ли лицензия? Виды деятельности: на что влияет КВЭД? С 1 января 2027 года Украина переходит на новую классификацию видов экономической деятельности...
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
Новое
05.12.2025
Реестр отраслевых (межотраслевых), территориальных соглашений, коллективных договоров, изменений и дополнений к ним
Минэкономики обобщило и разместило реестр отраслевых (межотраслевых), территориальных соглашений, коллективных договоров, изменений и дополнений к ним. Больше по теме: Коллективный договор: уточняем условия Как прописать в коллективном договоре количество дней отпуска за работу с компьютером? Минэ...
05.12.2025
Учитывается ли сумма акциза при определении объема операций для обязательной регистрации плательщиком НДС
При расчете общей суммы от осуществления операций по поставке товаров/услуг, подлежащих обложению НДС согласно разд. V НКУ, начисленная (уплаченная) в течение последних 12 календарных месяцев для определения необходимости обязательной регистрации плательщиком НДС сумма акцизного налога, который начи...
05.12.2025
О госрегистрации аренды земли, на которую не оформлено право собственности сельсовета – письмо Минюста
Минюст обнародовал письмо-разъяснение «Об отдельных вопросах в сфере государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений». Больше по теме: Действие договора аренды было автоматически продлено до 18.11.2022, но право аренды не прекращено в Госреестре вещных п...
Лучшие материалы