Согласно п. 10 ст. 3 Закона Украины от 06 июля 1995 г. № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (далее – Закон № 265), субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или в безналичной форме (с применением электронных платежных средств, платежных чеков, жетонов и т.п.) при продаже товаров (оказании услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, а также операции по приему наличных денег для выполнения платежной операции обязаны создавать контрольные ленты в бумажной и/или электронной форме и обеспечивать их хранение:
Согласно п. 5 ст. 17 Закона № 265 в случае если контрольная лента не напечатана или не создана в электронной форме на РРО или обнаружено искажение данных о проведенных расчетных операциях, информация о которых содержится на такой контрольной ленте, к субъектам хозяйствования, осуществляющим расчетные операции за товары (услуги), по решению соответствующих контролирующих органов применяются финансовые санкции в размере тридцати необлагаемых минимумов доходов граждан.
Вместе с тем должностные лица и работники торговли, общественного питания и сферы услуг за нарушение требований Закона № 265 привлекаются контролирующими органами к административной ответственности (ст. 26 Закона № 265).
Статьей 1551 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее – КУоАП) определено, что нарушение установленного законом порядка проведения расчетов в сфере торговли, общественного питания и услуг – влечет наложение штрафа на лиц, осуществляющих расчетные операции, от двух до пяти необлагаемых минимумов доходов граждан и на должностных лиц – от пяти до десяти необлагаемых минимумов доходов граждан.
За действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за такие же нарушения, - влечет наложение штрафа на лиц, совершающих расчетные операции, от пяти до десяти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан и на должностных лиц - от десяти до двадцати необлагаемых минимумов доходов граждан.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренные, в частности, ст. 1551 КУоАП, рассматривают судьи районных, районных в городе, городских или горрайонных судов в соответствии со ст. 221 КУоАП.
Таким образом, в случае если контрольная лента не напечатана или не создана в электронной форме на РРО или обнаружено искажение данных о проведенных расчетных операциях, информация о которых содержится на такой контрольной ленте, к субъектам хозяйствования, осуществляющим расчетные операции за товары (услуги), применяются финансовая и административная ответственность.
В то же время, согласно п. 12 разд. II «Заключительные положения» Закона № 265, субъекты хозяйствования освобождаются от ответственности за нарушение требований Закона № 265, совершенные ими в период с 01 января 2022 года по 01 октября 2023 года, кроме ответственности за нарушение порядка осуществления расчетных операций при продаже подакцизных товаров, осуществление деятельности по купле/продаже иностранной валюты, деятельности в сфере организации и проведения азартных игр.
Согласно п. 14 разд. ІІ «Заключительные положения» Закона № 265, начиная с 01 октября 2023 года, субъекты хозяйствования освобождаются от ответственности за совершенные ими нарушения требований Закона № 265 (кроме нарушений порядка осуществления расчетных операций при продаже подакцизных товаров), совершенные ими при продаже товаров, предоставлении услуг. на:
При этом даты завершения боевых действий, даты завершения временной оккупации, даты прекращения возможности боевых действий определяются в соответствии с данными Перечня территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных Российской Федерацией, утвержденного приказом Министерством по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий от 22.21.2022 № 309.
ОИР, категория 109.18