Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Как заполнить приложение 1 к декларации эконалога в части выбросов двуокиси углерода в случае превышения их объема (500 тонн) в течение текущего года

Разъяснение
15.09.2025

Как заполняется приложение 1 к налоговой декларации экологического налога за отчетные кварталы текущего года в части выбросов двуокиси углерода в атмосферный воздух при превышении предельного объема этих выбросов (500 тонн) в течение текущего года?

В соответствии с пп. 240.1.1 Налогового кодекса (далее – НК) плательщиками экологического налога являются субъекты хозяйствования, юридические лица, не осуществляющие хозяйственную (предпринимательскую) деятельность, бюджетные учреждения, общественные и другие предприятия, учреждения и организации, постоянные представительства нерезидентов, включая тех, которые выполняют агентские (представительские) функции по Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны осуществляются: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения.

Пунктом 240.7 НК установлено, что не являются плательщиками налога за выбросы двуокиси углерода субъекты, указанные в п. 240.1 НК, которыми осуществляются такие выбросы в объеме не более 500 тонн в год.

Если годовой объем выбросов двуокиси углерода превышает 500 тонн в год, субъекты обязаны зарегистрироваться налогоплательщиками в налоговом (отчетном) периоде, в котором произошло такое превышение. Такие плательщики обязаны составить и подать налоговую отчетность, начислить и уплатить налог за налоговый (отчетный) период, в котором произошло такое превышение, в порядке, предусмотренном НК.

Следует отметить, что объект налогообложения совокупных выбросов двуокиси всеми, а не отдельным источником выбросов, разово уменьшается на величину предельного объема выбросов двуокиси углерода.

Плательщик налога за выбросы двуокиси углерода самостоятельно администрирует предельный объем выбросов двуокиси углерода, определенный п. 240.7 НК, совокупно по всем отдельным источникам загрязнения, которыми осуществляются выбросы двуокиси углерода в атмосферный воздух.

Объектом и базой обложения экологическим налогом, в частности, являются объемы и виды загрязняющих веществ, которые выбрасываются в атмосферный воздух стационарными источниками (пп. 242.1.1 НК).

Вместе с тем база обложения экологическим налогом за выбросы двуокиси углерода по результатам налогового (отчетного) года уменьшается на объем таких выбросов в размере 500 тонн в год (п. 242.4 НК).

При исчислении налоговых обязательств по налогу за выбросы двуокиси углерода в случае превышения предельного количества выбросов в объеме 500 тонн в отчетном (налоговом) квартале база обложения налога за выбросы двуокиси углерода определяется как фактический объем выбросов двуокиси углерода за налоговый (отчетный) объем, , уменьшенный на объем таких выбросов в размере 500 тонн.

В последующих отчетных (налоговых) периодах, наступающих после превышения величины предельного объема выбросов двуокиси углерода, налоговые обязательства исчисляются по объекту обложения налогом за выбросы двуокиси углерода, что соответствует фактическому объему выбросов двуокиси углерода.

Форма налоговой декларации экологического налога утверждена приказом Минфина от 17.08.2015 № 715 (зарегистрирован в Министерстве юстиции 03.09.2015 под № 1052/27497) (далее – Декларация). Неотъемлемой частью Декларации являются приложения (расчеты), в частности, расчет за выбросы загрязняющих веществ за выбросы в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения осуществляется в приложении 1 к Декларации. При этом для каждого стационарного источника загрязнения составляется два отдельных приложения 1, одно из которых – для декларирования налоговых обязательств по экологическому налогу за двуокись углерода.

Строка 2 Декларации и строка 3 приложения 1 заполняются в соответствии с Кодификатором административно-территориальных единиц и территорий территориальных общин, утвержденным приказом Министерства развития общин и территорий от 26.11.2020 № 290 (далее – КАТЕТТО).

Начиная с отчетного (налогового) периода, в котором достигнут предельный объем выбросов двуокиси углерода, плательщик декларирует налоговые обязательства за такие выбросы, превышающие предельный объем, в отдельном приложении(ях) 1 к Декларации(ям), которое(ые) подает в каждый контролирующий орган по местонахождению стационарного(ых) источника(ов) загрязнения. При этом такое отдельное приложение 1 заполняется по каждому стационарному источнику загрязнения с указанием в строке 6 Декларации «доповнення до Податкової декларації за довільною формою» информации о фактических выбросах двуокиси углерода по всем принадлежащим такому плательщику стационарным источникам загрязнения, на которых осуществляются выбросы двуокиси углерода, в табличной форме отдельными строками (по каждому коду административно-территориальной единицы, определенному по КАТЕТТО, по месту расположения источников загрязнения) с начала года (в т. ч. за отчетный квартал).

В строке 3 приложения 1 указывается следующая информация:

  • в строке 3.1 – код территориальной общины, определенный по КАТЕТТО, на территории которой находится стационарный источник загрязнения;
  • в строке 3.2 – код административно-территориальной единицы, определенный по КАТЕТТО, по месту размещения стационарных источников загрязнения.

В строке 4.1 приложения 1 указывается:

  • в колонке 2 строки 4.1 «код забруднюючої речовини» – определенный в соответствии с приложением 7 к Декларации код двуокиси углерода, который выбрасывается в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения – 243.4.001;
  • в колонке 3 строки 4.1 «фактичний обсяг викидів» – объем выбросов двуокиси углерода, превышающий предельный объем таких выбросов (500 тонн) за отчетный (налоговый) квартал текущего года, в котором достигнуто такое превышение, а в последующих отчетных (налоговых) кварталах текущего года – фактический объем выбросов двуокиси углерода за этот период (квартал).

При этом за отчетный (налоговый) квартал текущего года, в котором произошло превышение предельного объема выбросов двуокиси углерода суммарно всеми стационарными источниками загрязнения, распределение превышенного объема выбросов двуокиси углерода за этот период осуществляется плательщиком экологического налога самостоятельно, для этого им определяется принцип распределения указанного объема выбросов между стационарными источниками загрязнения, который должен быть зафиксирован в распорядительном документе;

  • в колонке 4 строки 4.1 «ставка податку» – ставку налога за выбросы двуокиси углерода, установленную п. 243.4 НК;
  • в колонке 5 строки 4.1 «величина» – сумму налогового обязательства по налогу за выбросы двуокиси углерода, исчисленную как произведение между фактическим объемом выбросов двуокиси (колонка 3 стр. 4.1) и ставкой налога за выбросы двуокиси углерода (колонка 4 стр. 4.1).

ОИР, категория 117.05

 

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
09.09.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Внесены изменения в перечень территорий боевых действий и ВОТ (приказы от 15.07 и 17.07.2025) Изменения в зарплате «подакцизных» СХ с 1 октября 2025 года: Закон опубликован В Верховной Раде зарегистрирован законопроект об изменениях в законодате...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
Новое
12.09.2025
Какая сейчас существует ответственность за продажу подакцизных товаров по ценам ниже минимально установленных
Ответственность за продажу подакцизных товаров – 100 % стоимости реализованных таких подакцизных товаров, но не менее 2 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года. Детальнее см. ниже. Какая ответственность предусмотрена за розничную тор...
12.09.2025
Как в декларации по налогу на прибыль отразить авансы по пунктам обмена валюты и особенности зачисления переплат по авансам
Покажем, как в декларации по налогу на прибыль предприятий отражаются уплаченные авансовые взносы по пунктам обмена иностранной валюты и переносится ли сумма авансовых взносов, превышающая сумму начисленного налогового обязательства за такой налоговый (отчетный) год, в уменьшение налогового обязател...
12.09.2025
Обзор дел по спорам, связанным с принудительным отчуждением недвижимого имущества для общественных нужд или исходя из мотивов общественной необходимости
Споры по вопросам отчуждения земельных участков, других объектов недвижимого имущества, находящихся на них, находящихся в собственности физических или юридических лиц, для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости относятся к актуальным и одновременно сложным, что обусловило зачисл...
Лучшие материалы