Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Как руководителю подать э-отчетность, если он мобилизован или находится на ВОТ и КЭП утратил силу

Разъяснение
12.11.2025

Каким образом лицо, исполняющее обязанности руководителя (имеет право подписи согласно данным ЕГР), может подать налоговую отчетность в электронном виде, если руководитель, указанный в ЕГР, мобилизован или находится на временно оккупированной территории и истек срок действия КЭП (УЭП) руководителя и нет возможности внести изменения в ЕГР о новом руководителе?

Процедура государственной регистрации, внесение изменений в сведения Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – ЕГР) осуществляется в соответствии с Законом от 15.05.2003 № 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований» (далее – Закон № 755).

ЕГР – создан с целью обеспечения государственных органов и органов местного самоуправления, а также участников гражданского оборота достоверной информацией о юридических лицах, общественных формированиях, не имеющих статуса юридического лица, и физических лицах –предпринимателях и обособленных подразделениях юридического лица, образованных в соответствии с законодательством иностранного государства, из ЕГР (абзац первый ч. 1 ст. 7 Закона № 755).

В соответствии со ст. 9 Закона № 755 в ЕГР содержатся сведения о руководителе юридического лица и о других лицах (при наличии), которые могут совершать действия от имени юридического лица, в том числе подписывать договоры, подавать документы для государственной регистрации и т. п., в частности, содержащие данные о наличии ограничений относительно представительства юридического лица.

Государственная регистрация и другие регистрационные действия проводятся в соответствии со ст. 25 Закона № 755 на основании документов, подаваемых заявителем для государственной регистрации, и судебных решений, вступивших в законную силу и повлекших изменение сведений в ЕГР.

В соответствии со ст. 63–66 Налогового кодекса Украины (далее – НКУ) постановка на учет, внесение изменений в учетные данные налогоплательщиков осуществляется на основании сведений из ЕГР, полученных в порядке информационного взаимодействия между ЕГР и информационными системами ГНС, согласно Закону № 755.

Итак, первоисточником сведений о юридическом лице, в том числе о руководителе юридического лица, является ЕГР.

Учитывая изложенное, информация об изменении руководителя юридического лица может быть проведена контролирующим органом на основании соответствующих сведений, полученных из ЕГР.

Вместе с тем, при внесении в ЕГР сведений о руководителе юридического лица и других лицах (при наличии), которые могут совершать действия от имени юридического лица, могут вноситься данные о наличии ограничений относительно представительства юридического лица. Например, «описание ограничений» может содержать данные о временном приостановлении действия трудового договора с руководителем до истечения срока пребывания на военной службе в связи с призывом по мобилизации и временном возложении обязанностей руководителя на другое лицо.

В таком случае и поскольку сведения об «описании ограничений» руководителя юридического лица в порядке информационного взаимодействия не поступают из ЕГР в ГНС, данные о руководителе могут быть изменены на лицо, которое согласно «описанию ограничений» в ЕГР временно исполняет обязанности руководителя, по обращению налогоплательщика в контролирующий орган по основному месту учета.

Вместе с тем, электронный документооборот между налогоплательщиком и контролирующим органом осуществляется в соответствии с нормами НКУ (п. 42.62 НКУ) и Порядка обмена электронными документами с контролирующими органами, утвержденного приказом Минфина от 06.06.2017 № 557 (далее – Порядок № 557).

Налогоплательщик становится субъектом электронного документооборота после отправки в контролирующий орган первого любого электронного документа в установленном формате с соблюдением требований Законов от 22.05.2003 № 851-IV «Об электронных документах и электронном документообороте» и от 05.10.2017 № 2155-VIII «Об электронной идентификации и электронных доверительных услугах».

Согласно абзацу первому п. 2 разд. ІІ Порядка № 557 плательщик создает электронные документы в сроки и в соответствии с порядком, определенным законодательством для соответствующих документов в электронной и бумажной форме, с указанием всех обязательных реквизитов и с использованием средства квалифицированной электронной подписи и печати (при наличии), руководствуясь Порядком № 557.

В первой квитанции, формируемой по результатам автоматизированной проверки, указанной в п. 7 разд. ІІ Порядка № 557, сообщается о результатах такой проверки. В случае отрицательных результатов автоматизированной проверки в первой квитанции сообщается о непринятии электронного документа с указанием причин, в таком случае вторая квитанция не формируется (п. 8 разд. ІІ Порядка № 557).

Вторая квитанция является подтверждением о принятии (регистрации) или уведомлением о непринятии в контролирующем органе электронного документа (п. 9 разд. ІІ Порядка № 557).

Руководитель налогоплательщика определяет, изменяет перечень уполномоченных лиц налогоплательщика, которые наделяются правом подписи, подачи, получения ими документов и информации через электронный кабинет от имени налогоплательщика, и определяет их полномочия (абзац второй п. 42.6 НКУ).

Для предоставления права подписи электронных документов другим лицам, которым делегировано право подписи, плательщик (руководитель) уведомляет о таких лицах контролирующий орган, на учете в котором состоит плательщик, путем направления уведомления о предоставлении информации о квалифицированной или усовершенствованной электронной подписи (далее – Уведомление) в электронном виде по форме согласно приложению 1 к Порядку № 557.

В Уведомление вносится информация о подписчике (подписчиках), которому (которым) предоставляется право подписи электронных документов.

Электронный документооборот между налогоплательщиком и контролирующим органом прекращается исключительно в случаях, предусмотренных абзацем четвертым п. 42.6 НКУ, в частности, получение информации из ЕГР о смене руководителя налогоплательщика.

ОИР, категория 129.03

 

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
02.12.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Гоструда утвердила новые нормативно-правовые акты по охране труда Обновлены показатели средней зарплаты за 2025 год, которая учитывается для исчисления пенсии Планируют утвердить примерные формы и описания унифицированных форм типовых документов, создаваемы...
12.11.2025
С 1 января 2026 года будет действовать новая система КВЭД: что сейчас делать бизнесу
Новая система классификации видов экономической деятельности – разбираемся вместе! Больше по теме: Зарядка электромобилей: какой это КВЭД и нужна ли лицензия? Виды деятельности: на что влияет КВЭД? С 1 января 2027 года Украина переходит на новую классификацию видов экономической деятельности...
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
Новое
02.12.2025
Какой перечень РРО/ПРРО указывает СХ в заявлении на внесение изменений в сведения Единого реестра по обороту алкоголя и табака
В заявлении на внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином реестре лицензиатов и мест оборота горючего, указывается обновленный перечень фискальных номеров. В заявлении на внесение изменений в сведения, содержащийся в Едином реестре лицензиатов по производству и обороту спирта этилового, сп...
02.12.2025
Проверяет ли ГНС код КВЭД, выбранный ФЛП при применении упрощенной системы налогообложения
ГНС проверяет код КВЭД. При этом ГНС не ведет распределение определенных КВЭД ДК 009:2010 видов экономической деятельности по видам деятельности, которые могут или не могут осуществлять ФЛП – единщики первой – третьей групп. Больше по теме: Зарядка электромобилей: какой это КВЭД и нужна...
02.12.2025
Как заполнить поле «час» графы «Дата та час виявлення несправностей» Уведомления об обнаружении неисправностей ПРРО
Значение поля «час» необходимо заполнять в следующем формате, например, «17:45:00», где 17 – часы, 45 – минуты, 00 – секунды. Больше по теме: Расчеты по месту регистрации поставщика и на дому у заказчика: как зарегистрировать РРО/ПРРО В каком размере налаг...
Лучшие материалы