Больше по теме:
Может ли работник подписать заявление на отпуск собственной КЭП?
Процедура государственной регистрации, внесение изменений в сведения Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – ЕГР) осуществляется в соответствии с Законом от 15.05.2003 № 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований» (далее – Закон № 755).
ЕГР – создан с целью обеспечения государственных органов и органов местного самоуправления, а также участников гражданского оборота достоверной информацией о юридических лицах, общественных формированиях, не имеющих статуса юридического лица, и физических лицах –предпринимателях и обособленных подразделениях юридического лица, образованных в соответствии с законодательством иностранного государства, из ЕГР (абзац первый ч. 1 ст. 7 Закона № 755).
В соответствии со ст. 9 Закона № 755 в ЕГР содержатся сведения о руководителе юридического лица и о других лицах (при наличии), которые могут совершать действия от имени юридического лица, в том числе подписывать договоры, подавать документы для государственной регистрации и т. п., в частности, содержащие данные о наличии ограничений относительно представительства юридического лица.
Государственная регистрация и другие регистрационные действия проводятся в соответствии со ст. 25 Закона № 755 на основании документов, подаваемых заявителем для государственной регистрации, и судебных решений, вступивших в законную силу и повлекших изменение сведений в ЕГР.
В соответствии со ст. 63–66 Налогового кодекса Украины (далее – НКУ) постановка на учет, внесение изменений в учетные данные налогоплательщиков осуществляется на основании сведений из ЕГР, полученных в порядке информационного взаимодействия между ЕГР и информационными системами ГНС, согласно Закону № 755.
Итак, первоисточником сведений о юридическом лице, в том числе о руководителе юридического лица, является ЕГР.
Учитывая изложенное, информация об изменении руководителя юридического лица может быть проведена контролирующим органом на основании соответствующих сведений, полученных из ЕГР.
Вместе с тем, при внесении в ЕГР сведений о руководителе юридического лица и других лицах (при наличии), которые могут совершать действия от имени юридического лица, могут вноситься данные о наличии ограничений относительно представительства юридического лица. Например, «описание ограничений» может содержать данные о временном приостановлении действия трудового договора с руководителем до истечения срока пребывания на военной службе в связи с призывом по мобилизации и временном возложении обязанностей руководителя на другое лицо.
В таком случае и поскольку сведения об «описании ограничений» руководителя юридического лица в порядке информационного взаимодействия не поступают из ЕГР в ГНС, данные о руководителе могут быть изменены на лицо, которое согласно «описанию ограничений» в ЕГР временно исполняет обязанности руководителя, по обращению налогоплательщика в контролирующий орган по основному месту учета.
Вместе с тем, электронный документооборот между налогоплательщиком и контролирующим органом осуществляется в соответствии с нормами НКУ (п. 42.62 НКУ) и Порядка обмена электронными документами с контролирующими органами, утвержденного приказом Минфина от 06.06.2017 № 557 (далее – Порядок № 557).
Налогоплательщик становится субъектом электронного документооборота после отправки в контролирующий орган первого любого электронного документа в установленном формате с соблюдением требований Законов от 22.05.2003 № 851-IV «Об электронных документах и электронном документообороте» и от 05.10.2017 № 2155-VIII «Об электронной идентификации и электронных доверительных услугах».
Согласно абзацу первому п. 2 разд. ІІ Порядка № 557 плательщик создает электронные документы в сроки и в соответствии с порядком, определенным законодательством для соответствующих документов в электронной и бумажной форме, с указанием всех обязательных реквизитов и с использованием средства квалифицированной электронной подписи и печати (при наличии), руководствуясь Порядком № 557.
В первой квитанции, формируемой по результатам автоматизированной проверки, указанной в п. 7 разд. ІІ Порядка № 557, сообщается о результатах такой проверки. В случае отрицательных результатов автоматизированной проверки в первой квитанции сообщается о непринятии электронного документа с указанием причин, в таком случае вторая квитанция не формируется (п. 8 разд. ІІ Порядка № 557).
Вторая квитанция является подтверждением о принятии (регистрации) или уведомлением о непринятии в контролирующем органе электронного документа (п. 9 разд. ІІ Порядка № 557).
Руководитель налогоплательщика определяет, изменяет перечень уполномоченных лиц налогоплательщика, которые наделяются правом подписи, подачи, получения ими документов и информации через электронный кабинет от имени налогоплательщика, и определяет их полномочия (абзац второй п. 42.6 НКУ).
Для предоставления права подписи электронных документов другим лицам, которым делегировано право подписи, плательщик (руководитель) уведомляет о таких лицах контролирующий орган, на учете в котором состоит плательщик, путем направления уведомления о предоставлении информации о квалифицированной или усовершенствованной электронной подписи (далее – Уведомление) в электронном виде по форме согласно приложению 1 к Порядку № 557.
В Уведомление вносится информация о подписчике (подписчиках), которому (которым) предоставляется право подписи электронных документов.
Электронный документооборот между налогоплательщиком и контролирующим органом прекращается исключительно в случаях, предусмотренных абзацем четвертым п. 42.6 НКУ, в частности, получение информации из ЕГР о смене руководителя налогоплательщика.
ОИР, категория 129.03