Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Как подтвердить форс-мажор при импорте товаров через польско-украинскую границу – ГНС

Разъяснение
04.11.2024

Частью 1 ст. 13 Закона от 21.06.2018 № 2473-VIII «О валюте и валютных операциях» (далее – Закон № 2473) определено, что НБУ имеет право устанавливать предельные сроки расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров, а также исключения и(или) особенности введения этой меры защиты для отдельных товаров и(или) отраслей экономики.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона № 2473 при установлении НБУ предельного срока расчетов по операциям резидентов по экспорту товаров денежные средства подлежат зачислению на счета резидентов в банках Украины в сроки, указанные в договорах, но не позднее срока и в объеме, установленных НБУ.

В случае установления НБУ предельного срока расчетов по операциям резидентов по импорту товаров, их поставка должна осуществляться в сроки, указанные в договорах, но не позднее установленного НБУ предельного срока расчетов со дня осуществления авансового платежа (предварительной оплаты) (ч. 3 ст. 13 Закона № 2473) .

Частью 6 ст. 13 Закона № 2473 определено, если исполнение договора, предусмотренного ч. 2 или 3 настоящей статьи, останавливается в связи с возникновением форс-мажорных обстоятельств, течение срока расчетов, установленного согласно ч. 1 настоящей статьи, и начисление пени в соответствии с ч. 5 настоящей статьи останавливается на весь период действия форс-мажорных обстоятельств и возобновляется со дня, следующего за днем окончания действия таких обстоятельств.

Подтверждением возникновения и окончания действия форс-мажорных обстоятельств является соответствующая справка уполномоченной организации (органа) страны расположения стороны внешнеэкономического договора (контракта) или третьей страны в соответствии с условиями настоящего договора (контракта).

В то же время сам факт существования форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы) не освобождает как от ответственности за невыполнение обязательств, предусмотренных условиями договора, так и обязанностей, обусловленных законодательными и другими нормативно-правовыми актами.

В соответствии с действующим законодательством Украины документом, подтверждающим наступление форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы), является сертификат, выданный Торгово-промышленной палатой Украины (далее – ТПП) или уполномоченной ею региональной ТПП.

Субъект хозяйствования, нарушающий обязательства по контракту (договору) или обязательства, оговоренные законодательными и другими нормативно-правовыми актами, имеет право обратиться в компетентный орган (ТПП) страны, где возникло обстоятельство (блокада, забастовка и другие ограничения), для получения соответствующего документа о подтверждении форс-мажорных обстоятельств и их продолжительности.

Польско-украинская хозяйственная палата формирует и выдает документы в соответствии с требованиями законодательства Республики Польша, регулирующим содержание и форму документа. В Республике Польша свидетельство форс-мажорных обстоятельств осуществляется путем предоставления заключения – Подтверждение форс-мажорных обстоятельств (Potwierdzenia fors-mażoru).

Наряду с этим подтверждение Польско-украинской хозяйственной палаты не является основанием для остановки текущего предельного срока расчетов, установленного согласно ч. 1 ст. 13 Закона № 2473, и начисления пени в соответствии с ч. 5 ст. 13 Закона № 2473.

ГНС отмечает, что в случае возникновения у резидента Украины форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы), которые являются чрезвычайными и неотвратимыми, что делает невозможным соблюдение им предельных сроков расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров, установленных НБУ, ему следует обратиться в Торгово-промышленную палату Украины или уполномоченную региональную ТПП с заявлением об удостоверении таких обстоятельств.

При этом ТПП в случае получения заявления резидента Украины, нарушающего обязательства по соблюдению предельных сроков расчетов в результате форс-мажорных обстоятельств на территории Республики Польша, для установления причинно-следственной связи между обстоятельствами/событием и невозможностью выполнения своих конкретных обязательств обязательно принимает во внимание подтверждение компетентного органа (ТПП), в частности Польской торгово-промышленной Палаты и/или Польско-украинской хозяйственной палаты.

Следовательно, форс-мажор не является автоматическим основанием для освобождения от выполнения обязательств и остановки предельных сроков расчетов и начисления пени, согласно ч. 5 ст. 13 Закона № 2473, стороной договора должен быть подтвержден не только факт наступления форс-мажорных обстоятельств, а их влияние на выполнение/невозможность выполнения договорных/контрактных обязательств.

Кроме того, сертификат ТПП Украины может подтверждать факт наступления обстоятельств непреодолимой силы и содержать заключение о влиянии этого события на возможность выполнения резидентом или нерезидентом конкретных обязательств, но контролирующий орган вправе принимать во внимание такой сертификат только при наличии оснований полагать, что неисполнение обязательств возникло именно при таких обстоятельствах, о которых указано в сертификате.

ГНС


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
09.09.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Внесены изменения в перечень территорий боевых действий и ВОТ (приказы от 15.07 и 17.07.2025) Изменения в зарплате «подакцизных» СХ с 1 октября 2025 года: Закон опубликован В Верховной Раде зарегистрирован законопроект об изменениях в законодате...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
Новое
12.09.2025
Какая сейчас существует ответственность за продажу подакцизных товаров по ценам ниже минимально установленных
Ответственность за продажу подакцизных товаров – 100 % стоимости реализованных таких подакцизных товаров, но не менее 2 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года. Детальнее см. ниже. Какая ответственность предусмотрена за розничную тор...
12.09.2025
Как в декларации по налогу на прибыль отразить авансы по пунктам обмена валюты и особенности зачисления переплат по авансам
Покажем, как в декларации по налогу на прибыль предприятий отражаются уплаченные авансовые взносы по пунктам обмена иностранной валюты и переносится ли сумма авансовых взносов, превышающая сумму начисленного налогового обязательства за такой налоговый (отчетный) год, в уменьшение налогового обязател...
12.09.2025
Обзор дел по спорам, связанным с принудительным отчуждением недвижимого имущества для общественных нужд или исходя из мотивов общественной необходимости
Споры по вопросам отчуждения земельных участков, других объектов недвижимого имущества, находящихся на них, находящихся в собственности физических или юридических лиц, для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости относятся к актуальным и одновременно сложным, что обусловило зачисл...
Лучшие материалы