Как определить расходы при бартере
Каким образом ФЛП на общей системе налогообложения, которое проводит бартер или взаимозачет, учитывает расходы при определении чистого дохода?
Согласно пп. 14.1.10 п. 14.1 ст. 14 разд. І Налогового кодекса Украины <...> (далее – НКУ) бартерная (товарообменная) операция – хозяйственная операция, которая предусматривает проведение расчетов за товары (работы, услуги) в неденежной форме в рамках одного договора.
Согласно ст. 715 и ст. 716 Гражданского кодекса <...> по договору мены (бартера) каждая из сторон обязуется передать второй стороне в собственность один товар в обмен на другой товар.
Каждая из сторон договора мены является продавцом того товара, который он передает в обмен, и покупателем товара, который он получает взамен. Операции мены (бартера) определяются на основании сумм указанных в договоре купли-продажи, но не ниже оценочной стоимости объекта (товара).
Согласно пп. 14.1.219 п. 14.1 ст. 14 НКУ рыночная цена – цена, по которой товары (работы, услуги) передаются другому владельцу при условии, что продавец желает передать такие товары (работы, услуги), а покупатель желает их получить на добровольной основе, обе стороны взаимно независимы юридически и фактически, владеют достаточной информацией о таких товарах (работах, услугах), а также ценах, сложившихся на рынке идентичных (а при их отсутствии – однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.
Налогообложение доходов, полученных физическим лицом – предпринимателем от осуществления хозяйственной деятельности, кроме лиц, избравших упрощенную систему налогообложения, регулируется статьей 177 НКУ.
Объектом налогообложения физического лица – предпринимателя является чистый налогооблагаемый доход, то есть разница между общим налогооблагаемым доходом (выручка в денежной и неденежной форме) и документально подтвержденными расходами, связанными с хозяйственной деятельностью такого физического лица – предпринимателя (подпункт 177.2 статьи 177 НКУ).
Пунктом 177.4 ст. 177 Кодекса определен перечень расходов, непосредственно связанных с получением доходов физическим лицом – предпринимателем от осуществления хозяйственной деятельности на общей системе налогообложения.
Согласно п. 177.10 ст. 177 Кодекса физические лица – предприниматели обязаны вести Книгу учета доходов и расходов и иметь подтверждающие документы относительно его происхождения. Форма и Порядок ведения Книги учета доходов и расходов утверждены приказом Миндоходов от 16.09.13 г. № 481, пп. 5 п. 6 которого установлено, что документами, подтверждающими понесенные расходы, непосредственно связанные с полученном доходом, являются платежные поручения, квитанция, фиксированный чек, акт закупки (выполненных работ, предоставленных услуг) и другие первичные документы, удостоверяющие факт оплаты товаров, работ, услуг.
Итак, неденежная форма операции предусматривает проведение расчетов за товары (работы, услуги) в какой-либо форме, иной, нежели деньги, такие операции оформляются документально и отражаются в Книге учета доходов и расходов. При этом физическое лицо – предприниматель на общей системе налогообложения, в случае проведения товарообменных (бартерных) операций или взаимозачета, при определении чистого дохода включает в состав расходов стоимость отгруженного товара, предоставленных (работ, услуг), которые подтверждает и отражает в Книге учета доходов и расходов.
ОИР, категория 104.05
Комментарии к материалу