Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Как определить расходы при бартере

03.01.2020 189 0 0

Каким образом ФЛП на общей системе налогообложения, которое проводит бартер или взаимозачет, учитывает расходы при определении чистого дохода?

Согласно пп. 14.1.10 п. 14.1 ст. 14 разд. І Налогового кодекса Украины <...> (далее – НКУ) бартерная (товарообменная) операция – хозяйственная операция, которая предусматривает проведение расчетов за товары (работы, услуги) в неденежной форме в рамках одного договора.

Согласно ст. 715 и ст. 716 Гражданского кодекса <...> по договору мены (бартера) каждая из сторон обязуется передать второй стороне в собственность один товар в обмен на другой товар.

Каждая из сторон договора мены является продавцом того товара, который он передает в обмен, и покупателем товара, который он получает взамен. Операции мены (бартера) определяются на основании сумм указанных в договоре купли-продажи, но не ниже оценочной стоимости объекта (товара).

Согласно пп. 14.1.219 п. 14.1 ст. 14 НКУ рыночная цена – цена, по которой товары (работы, услуги) передаются другому владельцу при условии, что продавец желает передать такие товары (работы, услуги), а покупатель желает их получить на добровольной основе, обе стороны взаимно независимы юридически и фактически, владеют достаточной информацией о таких товарах (работах, услугах), а также ценах, сложившихся на рынке идентичных (а при их отсутствии – однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

Налогообложение доходов, полученных физическим лицом – предпринимателем от осуществления хозяйственной деятельности, кроме лиц, избравших упрощенную систему налогообложения, регулируется статьей 177 НКУ.

Объектом налогообложения физического лица – предпринимателя является чистый налогооблагаемый доход, то есть разница между общим налогооблагаемым доходом (выручка в денежной и неденежной форме) и документально подтвержденными расходами, связанными с хозяйственной деятельностью такого физического лица – предпринимателя (подпункт 177.2 статьи 177 НКУ).

Пунктом 177.4 ст. 177 Кодекса определен перечень расходов, непосредственно связанных с получением доходов физическим лицом – предпринимателем от осуществления хозяйственной деятельности на общей системе налогообложения. 

Согласно п. 177.10 ст. 177 Кодекса физические лица – предприниматели обязаны вести Книгу учета доходов и расходов и иметь подтверждающие документы относительно его происхождения. Форма и Порядок ведения Книги учета доходов и расходов утверждены приказом Миндоходов от 16.09.13 г. № 481, пп. 5 п. 6 которого установлено, что документами, подтверждающими понесенные расходы, непосредственно связанные с полученном доходом, являются платежные поручения, квитанция, фиксированный чек, акт закупки (выполненных работ, предоставленных услуг) и другие первичные документы, удостоверяющие факт оплаты товаров, работ, услуг.

Итак, неденежная форма операции предусматривает проведение расчетов за товары (работы, услуги) в какой-либо форме, иной, нежели деньги, такие операции оформляются документально и отражаются в Книге учета доходов и расходов. При этом физическое лицо – предприниматель на общей системе налогообложения, в случае проведения товарообменных (бартерных) операций или взаимозачета, при определении чистого дохода включает в состав расходов стоимость отгруженного товара, предоставленных (работ, услуг), которые подтверждает и отражает в Книге учета доходов и расходов.

ОИР, категория 104.05

Комментарии к материалу

Лучшие материалы