Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Как налогоплательщику рассрочить (отсрочить) налоговый долг

23.11.2023

Главное управление ГНС в Житомирской области сообщает, что рассрочка и отсрочка денежных обязательств (налогового долга) налогоплательщиков осуществляется органами ГНС согласно положениям ст. 100 Налогового кодекса Украины (далее – НКУ), постановлением Кабинета Министров Украины от 27.12.2010 года № 1235 «Об утверждении перечня обстоятельств, свидетельствующих о наличии угрозы возникновения или накопления налогового долга, и доказательств существования таких обстоятельств» (далее – Перечень обстоятельств) и Порядком рассрочки (отсрочки) денежных обязательств и налогового долга налогоплательщиков, утвержденным приказом Миндоходов от 10.10.2013 № 574 (далее – Порядок). 

Согласно п. 100.1 ст. 100 НКУ рассрочкой, отсрочкой денежных обязательств или налогового долга является перенос сроков уплаты налогоплательщиком его денежных обязательств или налогового долга под проценты, размер которых равен размеру 120 процентов годовых учетной ставки Национального банка Украины, действующей на день принятия контролирующим органом решения о рассрочка, отсрочка денежных обязательств или налогового долга. На сегодняшний день процентная ставка по рассрочкам и отсрочкам составляет 30 процентов годовых. 

Согласно п. 3.1 Порядка для рассрочки денежных обязательств (налогового долга) налогоплательщик обращается в орган ГНС по месту своего учета или по месту учета такого денежного обязательства (налогового долга) с письменным заявлением и соответствующим экономическим обоснованием, состоящее из : 

  • перечня обстоятельств, свидетельствующих о наличии угрозы возникновения или накопления налогового долга и доказательств существования таких обстоятельств; 
  • анализа финансового состояния; 
  • графика погашения рассроченных сумм; 
  • расчетов прогнозных доходов плательщика, гарантирующих выполнение графика погашения. 

Основанием для рассрочки денежных обязательств (налогового долга) налогоплательщика является предоставление им достаточных доказательств существования обстоятельств, свидетельствующих о наличии угрозы возникновения или накопления налогового долга такого налогоплательщика, а также экономического обоснования, свидетельствующего о возможности погашения денежных обязательств ( налогового долга) и/или увеличения налоговых поступлений в соответствующий бюджет в результате применения режима рассрочки, в течение которого произойдут изменения политики управления производством или сбытом такого налогоплательщика. 

Рассроченные суммы налогового долга (в том числе отдельно – суммы штрафных (финансовых) санкций) погашаются равными долями начиная с месяца, следующего за тем месяцем, в котором принято решение о предоставлении такой рассрочки (п. 100.6 ст. 100 НКУ) 

Основанием для отсрочки денежных обязательств (налогового долга) налогоплательщика является предоставление им доказательств, свидетельствующих о наличии действия обстоятельств непреодолимой силы, которые привели к угрозе возникновения или накопления налогового долга такого налогоплательщика (согласно Перечню), а также экономического обоснования, указывающее на возможность погашения денежных обязательств (налогового долга) и/или увеличения налоговых поступлений в соответствующий бюджет вследствие применения режима отсрочки, в течение которого произойдут изменения политики управления производством или сбытом такого налогоплательщика. 

Согласно разделу II Перечня форс-мажорные обстоятельства (обстоятельства непреодолимой силы), указанные в части второй ст. 14 1 Закона Украины «О торгово-промышленных палатах в Украине», объективно исключающих выполнение обязательств, предусмотренных условиями договора (контракта, соглашения и т.п.), обязанностей согласно законодательным и другим нормативно-правовым актам. 

Отложенные суммы денежных обязательств или налогового долга погашаются равными долями начиная с любого месяца, определенного соответствующим контролирующим органом или соответствующим органом местного самоуправления, который согласно п. 100.8 настоящей статьи утверждает решение о рассрочке или отсрочке денежных обязательств или налогового долга , но не позднее истечения 12 календарных месяцев со дня возникновения такого денежного обязательства или налогового долга, или единовременно в полном объеме (п. 100.7 ст. 100 НКУ). 

Пунктом 100.9 ст. 100 НКУ определено, что решение о рассрочке (отсрочке) налогового долга по общегосударственным налогам и сборам на срок, выходящий за пределы одного и/или более бюджетных лет, принимается руководителем (его заместителем или уполномоченным лицом) ГНС, о чем сообщается Министерство финансов Украины . 

Согласно п. 11 ст. 100 НКУ, если сумма денежного обязательства или налогового долга, заявленная к рассрочке (отсрочке), составляет 1 миллион гривен и более, рассрочка (отсрочка) предоставляется только при: 

  • передачи в налоговый залог имущества налогоплательщика, балансовая стоимость которого равна или превышает заявленную к рассрочке (отсроченную) сумму денежного обязательства, – в случае рассрочки (отсрочки) денежных обязательств; 
  • пребывание в налоговом залоге имущества налогоплательщика, балансовая стоимость которого равна или превышает заявленную к рассрочке (отсрочке) сумму налогового долга, – в случае рассрочки (отсрочки) налогового долга. 

Согласно п. 2.1 Порядка рассрочки (отсрочки) денежных обязательств (налогового долга) могут предоставлять в пределах полномочий по каждому частному случаю ГНС – без ограничений суммы, территориальные органы – на сумму не более 3 млн гривен. 

Согласно п. 3.2 Порядка по результатам рассмотрения руководитель (заместитель руководителя) органа ГНС после подачи заявления либо принимает решение о рассрочке (отсрочке) денежных обязательств (налогового долга), либо отказывает плательщику в рассрочке (отсрочке) в письменной форме при отсутствии оснований , приведенные в п. 3.1 Порядка, и при несоблюдении обязательных требований, определенных настоящим Порядком. 

Решение о рассрочке (отсрочке) денежных обязательств (налогового долга) относительно общегосударственных налогов и сборов на срок, выходящий за пределы одного и/или более бюджетных лет, принимается руководителем (заместителем руководителя) ГНС (п. 2.3 Порядка). 

Согласно п. 1.4 Порядка рассрочки (отсрочки) денежных обязательств (налогового долга) считается предоставленным, если на основании заявления налогоплательщика принято соответствующее решение контролирующего органа и заключен договор о рассрочке (отсрочке). 

Рассрочка или отсрочка налогового долга может производиться также согласно положениям других законодательных актов, принимаемых Верховной Радой Украины с целью урегулирования налогового долга отдельного круга плательщиков. В таком случае контингент таких плательщиков и условия рассрочки (отсрочки) определяются именно этим законом. 

ГУ ГНС в Житомирской области 

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
13.05.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Госстат планирует прекратить ЕГРПОУ: начато обсуждение Внесены изменения в Порядок проведения призыва граждан на военную службу во время мобилизации ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 02.05.2025 Работникам планируют предостави...
27.02.2025
Хранение и использование горючего на предприятии в 2025 году: учет, налоги и документальное оформление
Марафон-2025: главные бухгалтерские акценты года У субъектов хозяйствования, использующих в своей деятельности транспортные средства, другие машины и механизмы, потребляющие топливо, постоянно возникают вопросы, связанные с учетом и документальным оформлением операций с таким горючим, а также с изме...
05.03.2025
Опубликовано постановление КМУ, которым упрощена процедура бронирования военнообязанных
Больше по теме: Бронирование работников: пошаговые действия Аннулирование бронирования военнообязанных: основания и условия Отчетность по воинскому учету и бронированию 5 февраля на сайте Кабмина опубликовано постановление от 28.02.2025 № 233, которыи внесены изменения впорядок бро...
Новое
16.05.2025
Контроль за работой водителей должен осуществляться независимо от протяженности маршрутов и других обстоятельств
Ответственность наступает за неиспользование карты водителя и неисполнение водителем обязанности по распечатке информации на бумажном носителе о режиме работы и отдыха водителя, или о несоблюдении водителем режима труда и отдыха. Укртрансбезопасность информирует о судебной практике Верховного Суда п...
16.05.2025
Как заполнить форму № 20-ОПП, если объект налогообложения не имеет названия улицы и номера дома
Для заполнения формы № 20-ОПП первоисточником данных по объекту налогообложения, в частности, относительно его местонахождения (адреса), являются правоустанавливающие документы, актуальные на дату ее подачи. Больше по теме: Форма № 20-ОПП: правила подачи и заполнения Какая информация указывается в ...
16.05.2025
Обнародована судебная практика по корпоративным спорам и корпоративным правам за 2024 год
Сделан анализ судебной практики рассмотрения дел по корпоративным спорам и корпоративным правам за 2024 год. Восточный апелляционный хозяйственный суд провел анализ судебной практики рассмотрения дел по корпоративным спорам и корпоративным правам за 2024 год. В частности, проанализирована суде...
Лучшие материалы