Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Как и. о. руководителя может подать отчетность, если руководитель мобилизован и истек срок действия КЭП

25.03.2024

Каким образом лицо, исполняющее обязанности руководителя (имеет право подписи согласно данным ЕГР), может подать налоговую отчетность в электронном виде, если руководитель, указанный в ЕГР, мобилизован или находится на временно оккупированной территории и истек срок действия КЭП (УЭП) руководителя и нет возможности внесения изменений в ЕГР о новом руководителе? 

Статьей 65 Хозяйственного кодекса указано, что для руководства хозяйственной деятельностью предприятия собственник (собственники) непосредственно или через уполномоченные органы или наблюдательный совет такого предприятия (в случае его образования) назначает (избирает) руководителя предприятия, являющегося подотчетным собственнику, его уполномоченному органу или надзорному рады. Руководитель предприятия, главный бухгалтер, члены наблюдательного совета (при его образовании), исполнительного органа и других органов управления предприятия в соответствии с уставом являются должностными лицами этого предприятия. Уставом предприятия должностными лицами могут быть признаны и другие. 

Процедура государственной регистрации, внесение изменений в сведения Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – Единый государственный реестр) осуществляется в соответствии с Законом от 15.05.2003 № 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований» (далее – Закон № 755). 

Единый государственный реестр – созданный с целью обеспечения государственных органов и органов местного самоуправления, а также участников гражданского оборота достоверной информацией о юридических лицах, общественных формированиях, не имеющих статуса юридического лица, и физических лиц – предпринимателей. 

Согласно ст. 9 Закона № 755 в Едином государственном реестре содержатся сведения о руководителе юридического лица и о других лицах (при наличии), которые могут совершать действия от имени юридического лица, в том числе подписывать договоры, подавать документы для государственной регистрации и т. п. данные о наличии ограничений по представительству юридического лица.

Государственная регистрация и другие регистрационные действия проводятся в соответствии со ст. 25 Закона № 755 на основании документов, подаваемых заявителем для государственной регистрации и судебных решений, вступивших в законную силу и влекущих изменение сведений в Едином государственном реестре. 

Согласно ст. 63–66 Налогового кодекса (далее – НК), взятие на учет, внесение изменений в учетные данные налогоплательщиков осуществляется на основании сведений из Единого государственного реестра, полученных в порядке информационного взаимодействия между Единым государственным реестром и информационными системами ГНС, согласно Закону № 755. 

Итак, первоисточником сведений о юридическом лице, в том числе о руководителе юридического лица, является Единый государственный реестр. 

Учитывая изложенное, информация об изменении руководителя юридического лица может быть произведена контролирующим органом на основании соответствующих сведений, полученных из Единого государственного реестра. 

Вместе с тем, при внесении в Единый государственный реестр сведений о руководителе юридического лица и о других лицах (при наличии), которые могут совершать действия от имени юридического лица, могут вноситься данные о наличии ограничений по представительству юридического лица. Например, «опись ограничений» может содержать данные о временном приостановлении действия трудового договора с руководителем до истечения срока пребывания на военной службе в связи с призывом по мобилизации и временном возложении обязанностей руководителя на другое лицо. 

В таком случае и поскольку сведения об «описании ограничений» руководителя юридического лица в порядке информационного взаимодействия не поступают из Единого государственного реестра в ГНС, данные о руководителе могут быть изменены на лицо, которое согласно «описанию ограничений» в Едином государственном реестре временно исполняет обязанность руководителя, по обращению налогоплательщика в контролирующий орган по основному месту учета. 

Вместе с тем, электронный документооборот между налогоплательщиком и контролирующим органом осуществляется в соответствии с нормами НК (п. 42.6 НК) и Порядком обмена электронными документами с контролирующими органами, утвержденным приказом Минфина от 06.06.2017 № 557, зарегистрированным в Министерстве юстиции 03.08.2017 под № 959/30827 (далее – Порядок № 557). 

Налогоплательщик становится субъектом электронного документооборота после отправки в контролирующий орган первого любого электронного документа в установленном формате с соблюдением требований Законов от 22.05.2003 № 851-IV «Об электронных документах и электронном документообороте» и от 05.10.2017 № 2155-VIII «Об электронной идентификации и электронных доверительных услугах». 

Согласно п. 2 разд. II Порядка № 557 плательщик создает электронные документы в сроки и в соответствии с порядком, определенным законодательством для соответствующих документов в электронной и бумажной форме, с указанием всех обязательных реквизитов и с использованием средства квалифицированной электронной подписи и печати (при наличии), руководствуясь Порядком № 557. 

В первой квитанции, формируемой по результатам автоматизированной проверки, указанной в п. 7 разд. ІІ Порядка № 557, уведомляется о результатах такой проверки. В случае отрицательных результатов автоматизированной проверки в первой квитанции уведомляется о непринятии электронного документа с указанием причин, в таком случае вторая квитанция не формируется (п. 8 разд. ІІ Порядка № 557). 

Вторая квитанция является подтверждением о принятии (регистрации) или уведомлением о непринятии в контролирующем органе электронного документа (п. 9 разд. ІІ Порядка № 557). 

Руководитель налогоплательщика определяет, изменяет перечень уполномоченных лиц налогоплательщика, которые наделяются правом подписания, представления, получения ими документов и информации через электронный кабинет от имени налогоплательщика и определяет их полномочия (абзац второй п. 42.6 НК). 

Для предоставления права подписи электронных документов другим лицам, которым делегировано право подписи, плательщик (руководитель) уведомляет таких лиц контролирующий орган, на учете в котором состоит плательщик, путем направления уведомления о предоставлении информации о квалифицированной электронной подписи (далее – Уведомление) в электронном виде по форме согласно приложению 1 к Порядку №557. 

В уведомление вносится информация о подписчике (подписчиках), которому (которым) предоставляется право подписи электронных документов. 

Электронный документооборот между налогоплательщиком и контролирующим органом прекращается исключительно в случаях, предусмотренных четвертым абзацем п. 42.6 НК, в частности, получение информации из Единого государственного реестра об изменении руководителя налогоплательщика. 

ОИР, категория 129.03


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу
Популярное
09.09.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Внесены изменения в перечень территорий боевых действий и ВОТ (приказы от 15.07 и 17.07.2025) Изменения в зарплате «подакцизных» СХ с 1 октября 2025 года: Закон опубликован В Верховной Раде зарегистрирован законопроект об изменениях в законодате...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
Новое
12.09.2025
Какая сейчас существует ответственность за продажу подакцизных товаров по ценам ниже минимально установленных
Ответственность за продажу подакцизных товаров – 100 % стоимости реализованных таких подакцизных товаров, но не менее 2 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года. Детальнее см. ниже. Какая ответственность предусмотрена за розничную тор...
12.09.2025
Как в декларации по налогу на прибыль отразить авансы по пунктам обмена валюты и особенности зачисления переплат по авансам
Покажем, как в декларации по налогу на прибыль предприятий отражаются уплаченные авансовые взносы по пунктам обмена иностранной валюты и переносится ли сумма авансовых взносов, превышающая сумму начисленного налогового обязательства за такой налоговый (отчетный) год, в уменьшение налогового обязател...
12.09.2025
Обзор дел по спорам, связанным с принудительным отчуждением недвижимого имущества для общественных нужд или исходя из мотивов общественной необходимости
Споры по вопросам отчуждения земельных участков, других объектов недвижимого имущества, находящихся на них, находящихся в собственности физических или юридических лиц, для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости относятся к актуальным и одновременно сложным, что обусловило зачисл...
Лучшие материалы