Больше по теме:
В соответствии с пп. 1 пп. 1.1 п. 161 подразд. 10 разд. XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины (далее – НКУ) плательщиками военного сбора являются лица, определенные п. 162.1 НКУ, в частности, физлицо-резидент, получающее доходы из источника их происхождения в Украине, налоговый агент.
Согласно пп. 1.4 п. 161 подразд. 10 «Прочие переходные положения» разд. XX НКУ начисление, удержание и уплата (перечисление) военного сбора с доходов плательщиков военного сбора, указанных в пп. 1 пп. 1.1 п. 161 подразд. 10 разд. XX НКУ, осуществляются в порядке, установленном разд. IV НКУ, с учетом особенностей, определенных подразд. 1 разд. XX НКУ, по ставке, определенной пп. 1 пп. 1.3 п. 161 подразд. 10 разд. XX НКУ (5 % от объекта налогообложения, определенного пп. 1 пп. 1.2 п. 161 подразд. 10 разд. XX НКУ).
Объектом обложения военным сбором для плательщиков, указанных в пп. 1 пп. 1.1 п. 161 подразд. 10 разд. XX НКУ, являются доходы, определенные ст. 163 НКУ (пп. 1 пп. 1.2 п. 161 подразд. 10 разд. XX НКУ).
В соответствии с п. 163.1 НКУ объектом налогообложения резидента является общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход, в состав которого включаются доходы, перечень которых определен пп. 164.2.1–164.2.20 НКУ. Кроме того, в указанный выше перечень включаются другие доходы, кроме указанных в ст. 165 НКУ, предусмотренные пп. 164.2.20 НКУ.
Так, согласно пп. 165.1.1 НКУ в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход налогоплательщика не включается сумма государственной и социальной материальной помощи, государственной помощи, компенсаций, стоимость социальных услуг и реабилитационной помощи (включая денежные компенсации лицам с инвалидностью, на детей с инвалидностью при реализации индивидуальных программ реабилитации лиц с инвалидностью, суммы пособия по беременности и родам), вознаграждений и страховых выплат, получаемых налогоплательщиком из бюджетов и фондов общеобязательного государственного социального страхования и в форме финансовой помощи лицам с инвалидностью из Фонда социальной защиты лиц с инвалидностью согласно закону, указам Президента Украины и актам КМУ, а также стоимость социальной помощи в натуральной форме малообеспеченным семьям, полученной от предоставителей социальных услуг в соответствии с Законом от 17.01.2019 № 2671-VІІІ «О социальных услугах», в том числе (но не исключительно). Исключения, предусмотренные пп. 165.1.1 НКУ, не распространяются на выплату заработной платы, денежного (выходного) пособия при выходе на пенсию (в отставку) и выплату, связанную с временной потерей трудоспособности.
В соответствии со ст. 11 Закона от 23.09.1999 № 1105-XIV «Об общеобязательном государственном социальном страховании» (далее – Закон № 1105) страхованию в связи с временной потерей трудоспособности подлежат, в частности, физлица-предприниматели, лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, члены фермерского хозяйства, если они не относятся к лицам, подлежащим страхованию в связи с временной потерей трудоспособности по другим основаниям.
Право на страховые выплаты по страхованию в связи с временной потерей трудоспособности имеют, в частности, застрахованные лица – граждане Украины. Это право возникает с наступлением страхового случая в период работы (включая время испытания и день увольнения), занятие предпринимательской и иной деятельностью, если иное не предусмотрено законом (ч. 1 ст. 12 Закона № 1105).
Уполномоченным органом управления в системе общеобязательного государственного социального страхования в связи с временной утратой трудоспособности и от несчастного случая является ПФУ (ст. 4 Закона № 1105).
Положениями Закона от 08.07.2010 № 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» определено, что страхователи – это работодатели и другие лица, которые в соответствии с этим Законом обязаны уплачивать единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование (далее – единый взнос). Застрахованное лицо – физическое лицо, которое в соответствии с законодательством подлежит общеобязательному государственному социальному страхованию и уплачивает (уплачивало) и/или за которое уплачивается или уплачивался в установленном законом порядке единый взнос. Порядок финансирования страхователей уполномоченным органом управления регламентирован ст. 26 Закона № 1105.
Основанием для финансирования страхователей территориальными органами уполномоченного органа управления является оформленное по установленному образцу заявление-расчет, содержащее информацию о начисленных застрахованным лицам суммах страховых выплат по их видам.
Страхователь открывает отдельный текущий счет для зачисления страховых средств в банках в порядке, установленном НБУ. Денежные средства, поступающие на указанный счет, учитываются на отдельном субсчете.
Самозанятое лицо, как страхователь, на основании предусмотренных Законом № 1105 документов принимает решение о назначении страховых выплат, связанных с временной потерей трудоспособности, начисляет суммы для выплаты и оформляет заявление-расчет.
Приказом Минфина от 14.01.2011 № 11 «О бюджетной классификации» определена классификация доходов бюджета, согласно которой установлены коды и наименования налогов и сборов, в частности:
Таким образом, самозанятое лицо является относительно себя одновременно страхователем и застрахованным лицом, самостоятельно начисляет выплаты, связанные с временной потерей трудоспособности, получает финансирование на специальный счет и как налоговый агент, обязанный своевременно и в полном объеме начислять, удерживать и уплачивать в бюджет НДФЛ и военный сбор.
При этом самозанятое лицо, получившее выплаты, связанные с временной потерей трудоспособности, от ПФУ, уплачивает военный сбор по коду классификации доходов бюджета – 11011000.
ОИР, категория 126.05