Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Как ФЛП может подтвердить расходы при приобретении товаров (услуг) у физического лица

10.10.2023

Главное управление ГНС в Одесской области информирует, что согласно п. 177.2 ст. 177 НКУ объектом налогообложения является чистый налогооблагаемый доход, то есть разница между общим налогооблагаемым доходом (выручка в денежной и неденежной форме) и документально подтвержденными расходами, связанными с хозяйственной деятельностью такого физического лица-предпринимателя.

Согласно п. 44.1 ст. 44 и п. 177.4 ст. 177 НКУ для целей налогообложения налогоплательщики обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством.

При этом п. 177.10 ст. 177 НКУ определено, что физические лица-предприниматели обязаны вести учет доходов и расходов и иметь подтверждающие документы о происхождении товара. Учет доходов и расходов может вестись в бумажном и/или электронном виде, в том числе через электронный кабинет.
Учет доходов и издержек от производства и реализации собственной сельскохозяйственной продукции ведется раздельно от учета доходов и расходов от воплощения остальных видов хозяйственной деятельности.

Типовая форма, согласно которой осуществляется учет доходов и расходов, и порядок ведения такого учета определяются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующей государственную финансовую политику.

Типовая форма, согласно которой осуществляется учет доходов и расходов физическими лицами-предпринимателями и физическими лицами, осуществляющими независимую профессиональную деятельность (далее – Типовая форма) и Порядок ведения типовой формы, согласно которой осуществляется учет доходов и расходов, физическими лицами-предпринимателями и физическими лицами , осуществляющие независимую профессиональную деятельность (далее – Порядок № 261), утверждены приказом Министерства финансов Украины от 13.05.2021 № 261.

В то же время п.п. 6 п. 1 Порядка № 261 установлено, что документами, подтверждающими расходы, могут быть, в частности, платежная инструкция, приходный кассовый ордер, квитанция, фискальный чек, акт закупки (выполненных работ, оказанных услуг) и другие первичные документы, удостоверяющие факт оплаты товаров (работ, услуг).

Определение понятия «первичный документ» приведено в Законе Украины от 16.07.1999 № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» и Положении о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденном приказом Министерства финансов Украины от 24.05.1995 № 88 , в соответствии с которыми это документ, созданный в письменной или электронной форме, содержащий сведения о хозяйственной операции.

Согласно п.п. 14.1.180 п. 14.1 ст. 14 НКУ налоговый агент по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) – это юридическое лицо (его филиал, отделение, другое обособленное подразделение), самозанятое лицо, представительство нерезидента – юридического лица, инвестор (оператор) по соглашению о распределении продукции, которые независимо от организационно-правового статуса и способа налогообложения другими налогами и/или формы начисления (выплаты, предоставления) дохода (в денежной или неденежной форме) обязаны начислять, удерживать и уплачивать НДФЛ, предусмотренный разд. IV НКУ, в бюджет от имени и за счет физического лица с доходов, выплачиваемых такому лицу, вести налоговый учет, представлять налоговую отчетность контролирующим органам и нести ответственность за нарушение его норм в порядке, предусмотренном ст. 18 и разд. IV НКУ.

Налоговый агент, начисляющий (выплачивающий, предоставляющий) налогооблагаемый доход в пользу налогоплательщика, обязан удерживать НДФЛ с суммы такого дохода за его счет, используя ставку налога, определенную в ст. 167 НКУ (п.п. 168.1.1 п. 168.1 ст. 168 НКУ).

Начисление, содержание и уплата (перечисление) военного сбора в бюджет производятся в порядке, установленном ст. 168 НКУ (п.п. 1.4 п. 16 экз. 1 разд. 10 разд. XX НКУ).

Согласно п.п. "б" п. 176.2 ст. 176 НКУ лица, которые в соответствии с НКУ имеют статус налоговых агентов, и плательщики единого взноса обязаны подавать в сроки, установленные НКУ для налогового квартала, налоговый расчет сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков – физических лиц, и сумм удержанного с них налога, а также сумм начисленного единого взноса (далее – Расчет) (с разбивкой по месяцам отчетного квартала), в контролирующий орган по основному месту учета. Такой расчет подается только при начислении сумм указанных доходов налогоплательщику – физическому лицу налоговым агентом, плательщиком единого взноса в течение отчетного периода. Введение других форм отчетности по указанным вопросам не допускается.

Следовательно, физическое лицо – предприниматель как налоговый агент при оплате товаров, работ, услуг (аренды и другое) в наличной форме другому физическому лицу-продавцу (исполнителю работ, услуг), не зарегистрированному как самозанятое лицо, может подтвердить понесенные расходы договорами и актами закупки (выполненных работ, оказанных услуг) составленными на его имя и физического лица-продавца (исполнителя работ, услуг); платежными документами, подтверждающими факт содержания НДФЛ (военного сбора) и перечисления его в бюджет; сведениями из расчета.

https://od.tax.gov.ua/

 

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
02.09.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025 З 28 серпня Господарський кодекс втратить чинність: що передбачає реформа Уряд оновив порядок перетину кордону особами від 18 до 22 років Президент підписа...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
Новое
05.09.2025
С какой периодичностью обновляется информация о присоединении к «Клубу белого бизнеса»
Информация обновляется в течение 5 рабочих дней после утверждения Перечня налогоплательщиков с высоким уровнем добровольного соблюдения налогового законодательства. Детальнее см. ниже. Больше по теме: Предприятие включено в «Клуб белого бизнеса»: что это означает? С какой периодичностью...
05.09.2025
Предусмотрена ли админответственность при применении финсанкций за нарушение использования РРО/ПРРО
Лица, осуществляющие расчетные операции, и должностные лица такого субъекта хозяйствования, привлекаются к административной ответственности согласно ст. 1551 КУоАП. Больше по теме: В каком размере налагается штраф за РРО-нарушения, допущенные до 01.08.2025? Спецпроект «РРО: работаем без ошиб...
05.09.2025
Особенности подачи отчетности в связи со вступлением в силу Многостороннего соглашения CbC по автоматическому обмену информацией
Рассмотрим, какие налогоплательщики впервые, за какой финансовый год и в какие сроки подают Отчет в разрезе стран международной группы компаний в связи со вступлением в силу Многостороннего соглашения CbC по автоматическому обмену информацией. Больше по теме: ТЦО-отчетность участников международной...
Лучшие материалы