Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Изменения в законодательстве в сфере контроля над оборотом подакцизных товаров

02.01.2024 35 0 0

Изменения, которые произошли в законодательстве в сфере контроля за оборотом подакцизных товаров (продукции) в связи с принятием Верховной Радой Закона от 29.06.2023 № 3193-ІХ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законы Украины относительно упрощения условий производства дистиллятов субъектами малого предпринимательства» 

С 23 ноября 2023 года вступил в силу Закон от 29.06.2023 № 3193-ІХ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законы Украины относительно упрощения условий производства дистиллятов субъектами малого предпринимательства», которым внесены изменения, в частности, но не исключительно: 

1) в Налоговый кодекс (далее – НК), которыми, в частности: 

  • уточнено определение «спирта этилового» (пп. 14.1.237 НК), из которого выделен такой товар как «спиртовый дистиллят» и, соответственно, дано ему отдельное определение (пп. 14.1.2371 НК); 
  • установлено, что спирт этиловый-сырец, облагаемый акцизным налогом по ставке 0 грн за 1 л 100%-ного спирта, для производства биоэтанола может быть использован не только в пределах одного субъекта хозяйствования (пп. «ж» пп. 229.1.1 НК). При этом распространена норма относительно выдачи налогового векселя на производителей биоэтанола, использующих для производства биоэтанола спирт этиловый-сырец (пп. «ж» пп. 229.1.5 НК). В то же время налоговый вексель не выдается субъектами хозяйствования, которые одновременно являются производителями спирта этилового-сырца и биоэтанола (пп. «ґ» пп. 229.1.16 НК);

2) в Закон от 19.12.1995 № 481/95-BP «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий, жидкостей, используемых в электронных сигаретах, и горючего» (далее – Закон № 481), которыми, в частности: 

  • уточнены отдельные положения и название Закона № 481, название Единого реестра лицензиатов по производству и обороту этилового спирта, спиртовых дистиллятов, алкогольных напитков, табачных изделий и жидкостей, используемых в электронных сигаретах, в части спиртовых дистиллятов, а также уточнено определение ряда терминов; 
  • введены новые термины, в частности, в отношении спиртов, спиртовых дистиллятов, спиртных напитков, малых производств дистиллятов. Так, к спиртовым дистиллятам относятся спирт коньячный, спирт плодовый, виноградный дистиллят спиртовой, спирт-сырец плодовый, зерновой, винный, пивной дистилляты и другие спиртовые дистилляты, предусмотренные законодательством; 
  • установлены требования к материально-технической базе малых производств дистиллятов и ограничения производства и разлива ими в потребительскую тару спиртных напитков исключительно собственного производства (не приобретенных). При этом установлен запрет на использование приобретенных спиртовых дистиллятов для производства спиртных напитков, а также импорт и приобретение спиртовых дистиллятов малыми производствами дистиллятов; 
  • уточнены и дополнены основания для аннулирования лицензии на производство в отношении малых производств дистиллятов; 
  • уточнены и дополнены требования по обращению с главной и/или хвостовой фракцией спиртовых дистиллятов (отходами перегонки), которые по выбору производителя спиртовых дистиллятов направляются на дистилляцию и/или ректификацию, и/или утилизацию, и/или уничтожение. Так, на утилизацию и/или уничтожение такие отходы перегонки передаются исключительно субъектам хозяйствования, имеющим лицензию на осуществление хозяйственной деятельности по обращению с опасными отходами. Утилизация и/или уничтожение главной и/или хвостовой фракций спиртовых дистиллятов осуществляется в соответствии с законодательством об отходах; 
  • внедрено для производителей спиртовых дистиллятов ведение отдельного учета обращения с главной и/или хвостовой фракциями спиртовых дистиллятов; 
  • установлено, что оптовая торговля спиртом коньячным (включая дистиллят в виде главной и хвостовой фракций) будет осуществляться субъектами хозяйствования на основании лицензии на производство коньяка и алкогольных напитков по коньячной технологии; 
  • установлено, что экспорт и оптовая торговля спиртовыми дистиллятами собственного производства будет осуществляться субъектами хозяйствования, имеющими лицензии на производство спиртовых дистиллятов, без получения отдельной лицензии на оптовую торговлю спиртовыми дистиллятами; 
  • установлено, что экспорт и оптовая торговля спиртовыми дистиллятами (кроме экспорта и оптовой торговли спиртовыми дистиллятами собственного производства) будет осуществляться субъектами хозяйствования, имеющими лицензию на оптовую торговлю спиртовыми дистиллятами; 
  • установлено, что импорт спиртовых дистиллятов будет осуществляться субъектами хозяйствования, которые имеют лицензию на оптовую торговлю спиртовыми дистиллятами или имеют лицензии на производство спиртовых дистиллятов, без отдельной лицензии на оптовую торговлю спиртовыми дистиллятами; 
  • установлено, что оптовая торговля дистиллятом виноградным спиртовым и спиртом-сырцем плодовым будет осуществляться их производителями субъектами хозяйствования, получившими лицензию на производство этилового спирта; 
  • предоставлено право малым производствам дистиллятов осуществлять оптовую торговлю спиртными напитками, произведенными из спиртовых дистиллятов собственного производства, в объеме, не превышающем 10 000 декалитров за календарный год, на основании лицензии на производство алкогольных напитков, а розничную торговлю – на основании лицензии на розничную торговлю алкогольными напитками; 
  • установлена годовая плата за лицензии на право оптовой торговли для малых производств дистиллятов в размере 30 000 грн; 
  • распространен запрет на розничную торговлю, кроме этилового спирта, также и на спиртовые дистилляты и биоэтанол; 
  • уточнены основания для аннулирования лицензии на право оптовой и розничной торговли алкогольными напитками, табачными изделиями, жидкостями, используемыми в электронных сигаретах, горючим и хранения горючего в части составления акта об установлении факта отсутствия субъекта хозяйствования по месту осуществления деятельности, подлежащей лицензированию, и акта, удостоверяющего факт отказа субъекта хозяйствования или его должностных (служебных) лиц без законных оснований в допуске уполномоченных должностных лиц контролирующего органа к проверке, в частности, предусмотрено присоединение к таким актам мультимедийной информации о фиксации указанного факта техническими приборами и/или техническими средствами, осуществляющими или имеющими функции фото-, киносъемки, видеозаписи или звукозаписи и/или средствами фото-, киносъемки, видеозаписи или звукозаписи; 
  • установлено, что импорт и экспорт спирта коньячного будет осуществляться субъектами хозяйствования, которые снабжены дубовой тарой или нержавеющими или эмалированными емкостями с дубовой клепкой для выдержки спирта коньячного, квалифицированными специалистами и собственными производственными мощностями по производству спирта коньячного, коньяка и алкогольных напитков по коньячной технологии и имеют лицензии на производство спирта коньячного; 
  • установлено, что реализация спирта этилового-сырца его производителями, имеющими лицензию на производство этилового спирта, без получения отдельной лицензии на оптовую торговлю спиртом этиловым, будет осуществляться исключительно субъектам хозяйствования, имеющим лицензии на производство спирта этилового неденатурированного, спирта этилового денатурированного, биоэтанола и/или на экспорт; 
  • распространяется на субъектов хозяйствования, которые имеют лицензии на производство и/или оптовую торговлю спиртовыми дистиллятами и осуществляют такую деятельность и/или экспорт, импорт указанной продукции, обязательные требования ежемесячной, до 10-го числа следующего месяца, подачи отчета об объемах производства и /или оборота (в т. ч. импорта и экспорта) спиртовых дистиллятов, алкогольных напитков в контролирующий орган и соответственно распространена на таких субъектов хозяйствования ответственность за неподачу или несвоевременную подачу отчета, или подачу отчета с недостоверными сведениями об объемах производства и/или оборота (в т. ч. импорта и экспорта) спиртовых дистиллятов; 
  • внедрена для малых производств дистиллятов, имеющих лицензию на производство спиртовых дистиллятов, лицензию на производство алкогольных напитков и/или лицензию на оптовую и/или розничную торговлю алкогольными напитками, ежеквартальная, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, подача отчета об объемах производства и/или оборота (в т. ч. экспорта) алкогольных напитков в контролирующий орган и соответственно внедрена для малых производств дистиллятов ответственность за неподачу или несвоевременную подачу отчета или подачу отчета с недостоверными сведениями об объемах производства и/или оборота (в т. ч. импорта и экспорта) алкогольных напитков; 
  • внедрена ответственность для малых производств дистиллятов за реализацию ими спиртных напитков в объеме, превышающем 10 000 декалитров за календарный год, в размере 200 % стоимости реализованной партии товара, но не менее 17 000 грн. 

Пресс-служба ГНС 

Комментарии к материалу

Лучшие материалы