Изменения по применению штрафных санкций
С 23.05.2020 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования администрирования налогов, устранение технических и логических неувязок в налоговом законодательстве» от 16.01.2020 № 466-ІХ, в котором введены новые концепции ответственности налогоплательщиков за отдельные преступления, предусмотренные Налоговым кодексом Украины (далее - НКУ), контроль за которыми возложен на контролирующий орган.
Также, установлен перечень обстоятельств, освобождающих плательщика от финансовой ответственности или смягчают ее.
Вводится новый состав налоговых нарушений и модификация существующих.
Так, изменен размер штрафных санкций за отдельные налоговые нарушения, а именно:
с 23.05.2020 года увеличены штрафы за нарушения, предусмотренные ст. 117, 120 НКУ. Так, за непредставление или несвоевременное представление налоговой отчетности сумму штрафной санкции увеличены с 170 гривен до 340 гривен. Те же действия, совершенные налогоплательщиком, к которому в течение года был применен штраф за такое нарушение, - влекут наложение штрафа в размере 1020 гривен за каждое такое непредставление или несвоевременное представление;
с 01.01.2021 года изменены размеры штрафов за нарушение правил уплаты налогов:
- уменьшено штрафы в случае, если налогоплательщик не уплачивает согласованную сумму денежного обязательства: при задержке уплаты до 30 дней - с 10 до 5%, после 30 дней - с 20 до 10%;
- введены отдельные штрафы для случаев умышленного повторного нарушения в размере 25% и умышленного повторного нарушения сроком более 90 дней - 50%.
Вводится новая концепция ответственности налогоплательщиков, которая предусматривает:
- обязательный анализ и доведение контролирующими органами наличии умысла и вины налогоплательщика при совершении налогового правонарушения;
- привлечение к финансовой ответственности налогоплательщика за совершение налогового правонарушения осуществляется при условии наличия в деянии вины, кроме некоторых налоговых правонарушений, ответственность за которые наступает независимо от наличия вины (отчуждение имущества, находящегося в налоговом залоге, без согласия контролирующего органа; непредставление в срок документов для постановки на учет, осуществления расходных операций по счету налогоплательщика или другим финансовым учреждением до получения уведомления соответствующего контролирующего органа и т.д.);
- определение обстоятельств, смягчающих ответственность лица за совершение налогового правонарушения (под влиянием угрозы, принуждения, материальную, служебную или иную зависимость; стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; самостоятельное уведомления плательщика о совершенное им правонарушение);
- определение дополнительных обстоятельств, освобождающих от финансовой ответственности налогоплательщика, в том числе совершение деяния: лицом, действовала в соответствии с выводу объединенной палаты, Большой Палаты Верховного Суда, образцовой дела Верховного суда по применению норм права, от которой в дальнейшем было уступлено; в результате незаконных решений, действий или бездействия контролирующих органов;
- уменьшение суммы штрафов за совершение налогового правонарушения на 50% при наличии хотя бы одного обстоятельства, смягчающего ответственность.
С 1 января 2021 года заработают, в частности, обновленные нормы НКУ относительно направления плательщикам налоговых уведомлений-решений. Так, п. 42.5 ст. 42 НКУ определено, что в случае если налогоплательщик не подал заявление о желании получать документы через электронный кабинет, переписка с налогоплательщиком осуществляется путем направления по адресу (местонахождению, налоговому адресу) налогоплательщика заказным письмом с уведомлением о вручении или лично вручаются налогоплательщику ( его представителю).
Также, вводится усовершенствованный порядок рассмотрения возражения к акту проверки. Возражения к акту проверки и / или дополнительные документы и объяснения, в случае их представления налогоплательщиком в установленном п. 86.7 ст. 86 НКУ порядке, рассматриваются комиссией контролирующего органа по рассмотрению возражений и объяснений к актам проверки, которая является постоянно действующим коллегиальным органом контролирующего органа. Состав комиссии и порядок ее работы утверждается приказом руководителя контролирующего органа.
Рассмотрение материалов проверки осуществляется в течение 10 рабочих дней (вместо календарных), следующих за днем получения возражений к акту проверки.
Обращаем внимание, что согласно п. 57.1 ст. 57 НКУ внесены изменения по срокам уплаты налогов, а именно, определено: если предельный срок уплаты налогового обязательства приходится на выходной или праздничный день, последним днем уплаты налогового обязательства считается операционный (банковский) день, следующий за выходным или праздничным днем.
Также, п. 57.3 ст. 57 НКУ внесены изменения, по срокам уплаты денежных обязательств, в случае определения их контролирующим органом по основаниям зазанченимы в п.п. 54.3.1 - 54.3.6 п. 54.3 ст. 54 НКУ. Так, с учетом изменений, налогоплательщик обязан уплатить начисленную сумму денежного обязательства в течение 10 рабочих дней, следующих за днем получения налогового уведомления-решения, кроме случаев, когда в течение такого срока такой налогоплательщик начинает процедуру обжалования решения контролирующего органа.
kyiv.tax.gov.ua
Комментарии к материалу