Согласно п. 6 разд. III Порядка регистрации и применения регистраторов расчетных операций, применяемые для регистрации расчетных операций за товары (услуги), утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 14.06.2016 № 547 с изменениями и дополнениями (далее - Порядок), внесение или выдача наличных с места проведения расчетов должны регистрироваться через регистраторы расчетных операций (далее - РРО) с использованием операций «служебное внесение» и «служебная выдача», если такое внесение или выдача не связаны с проведением расчетных опер ций. Кроме того, операция «служебное внесение» используется для регистрации суммы наличности, которая хранится на месте проведения расчетов на момент регистрации первой расчетной операции, которая проводится после выполнения Z-отчета.
Пунктами 7 и 8 разд. III Порядка определено, что регистрация выдачи средств в случае возврата товара (отказа от услуги, принятия ценностей под залог, выплаты выигрышей в государственные лотереи и в других случаях) или отмены ошибочно проведенной через РРО суммы расчета осуществляется путем регистрации отрицательной суммы.
Если алгоритм работы РРО не обеспечивает отдельного накопления в фискальной памяти отрицательных сумм расчетов:
Если сумма средств, выданных при возврате товара или рекомпенсации ранее оплаченной услуги, превышает 100 грн, материально ответственное лицо хозяйственной единицы или лицо, непосредственно осуществляющее расчеты, должно составить акт о выдаче средств. В акте необходимо указать данные документа, устанавливающего личность покупателя, который возвращает товар (отказывается от услуги), сведения о товаре (услуге), сумму выданных средств, номер, дату и время выдачи расчетного документа, подтверждающего покупку товара (получение услуги).
Такой же акт составляется при отмене ошибочно проведенной через РРО суммы расчета. В акте указываются данные об ошибочной сумме и реквизиты расчетного документа. Акты о выдаче средств и акты об отмене ошибочно проведенной через РРО суммы расчета передаются в бухгалтерию предприятия и хранятся в течение трех лет. В случае отсутствия у субъекта хозяйствования бухгалтерии указанные акты подклеиваются до последней страницы соответствующей книги учета расчетных операций.
Согласно п. 13 ст. 3 Закона Украины от 6 июля 1995 №265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (далее - Закон №265) субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т.п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, а также операции по приему наличности для дальнейшего ее перевода обязаны обеспечивать соответствие сумм г отивкових средств на месте проведения расчетов сумме средств, указанной в дневном отчете РРО, а в случае использования расчетной книжки (далее - РК) - общей сумме продажи по расчетным квитанциям, выданным с начала рабочего дня. Такие требования не распространяются на физических лиц - предпринимателей, которые являются плательщиками единого налога и не зарегистрированных плательщиками налога на добавленную стоимость.
Пунктом 1 ст. 17 Закона №265 предусмотрено, что к субъектам хозяйствования, которые осуществляют расчетные операции за товары (услуги), при установлении в ходе проверки факта несоответствия на месте проведения расчетов суммы наличных средств сумме средств, указанной в дневном отчете, более чем на 10 проц . размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года, а в случае использования таким субъектом хозяйствования ЖК - общей сумме продажи по расчетным квитанциям, выданным с начала рабочего дня, применяются финансовые санкции в размере:
Учитывая изложенное, в случае ошибочно проведенной через РРО операции «служебное внесение» с целью обеспечения соответствия сумм наличных средств на месте проведения расчетов сумме средств, указанной в ежедневном Z-отчете, необходимо до окончания рабочего дня осуществить действия определенные пп. 7 и 8 разд. III Порядка.
При этом действующим законодательством не предусмотрен механизм исправления ошибочно проведенной через РРО операции «служебное внесение» на следующий день.
Если субъект хозяйствования не исправил в течение дня указанную ошибку, то к нему по решению контролирующих органов будут применены финансовые санкции, предусмотренные п. 1 ст. 17 Закона №265.
tr.tax.gov.ua