Больше по теме:
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 6 Закона от 08.07.2010 № 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (далее – Закон № 2464) плательщики единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее – единый взнос) – физлица-предприниматели – плательщики единого налога (кроме электронных резидентов (э-резидентов)) обязаны подавать отчетность, в том числе об основном месте работы работника, о начислении единого взноса в размерах, определенных в соответствии с Законом № 2464, в составе отчетности по НДФЛ (единому налогу) в сроки и порядке, установленные Налоговым кодексом (далее – НК). Форма, по которой подается отчетность о начислении единого взноса в составе отчетности по НДФЛ (единому налогу), устанавливается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику, по согласованию с Пенсионным фондом и Фондом общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы.
Так, физлица-предприниматели – плательщики единого налога первой – третьей групп подают Налоговую декларацию плательщика единого налога – физического лица – предпринимателя по форме, утвержденной приказом Минфина от 19.06.2015 № 578 (зарегистрирован в Министерстве юстиции 07.07.2015 под № 799/27244), в составе которой формируется приложение 1 «Сведения о суммах начисленного дохода застрахованных лиц и суммах начисленного единого взноса».
Физлица-предприниматели на общей системе налогообложения подают Налоговую декларацию об имущественном состоянии и доходах по форме, утвержденной приказом Минфина от 02.10.2015 № 859 (зарегистрирован в Министерстве юстиции 26.10.2015 под № 1298/27743), в составе которой формируется приложение «Расчет сумм начисленного дохода застрахованных лиц и сумм начисленного единого взноса» (далее – приложение ЄСВ1).
В то же время абзацем первым п. 92 разд. VIII «Заключительные и переходные положения» Закона № 2464 установлено, что во время особого периода, определенного Законом от 21.10.1993 № 3543-ХІІ «О мобилизационной подготовке и мобилизации», плательщики единого взноса, в частности, физлица-предприниматели, призванные на военную службу во время мобилизации или привлеченные к исполнению обязанностей по мобилизации по должностям, предусмотренным штатами военного времени, или по контракту на весь срок их военной службы освобождаются от исполнения своих обязанностей, определенных ч. 2 ст. 6 Закона № 2464, если они не являются работодателями.
Основанием для такого освобождения являются сведения, полученные центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную налоговую политику, из Единого государственного реестра призывников, военнообязанных и резервистов, о дате мобилизации, заключения контракта, демобилизации (увольнения с военной службы) таких плательщиков единого взноса (абзац второй п. 92 разд. VIII «Заключительные и переходные положения» Закона № 2464).
В случае отсутствия информации в Едином государственном реестре призывников, военнообязанных и резервистов или ее неполучение центральным органом исполнительной власти, который реализует государственную налоговую политику о дате мобилизации, заключения контракта, демобилизации (увольнения с военной службы) плательщика единого взноса, указанного в п. 4, 5 или 51 ч. 1 ст. 4 Закона № 2464, такой плательщик имеет право подать заявление и копию военного билета или копию другого документа, выданного соответствующим государственным органом, с указанием данных о призыве такого лица на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, копию контракта (абзац одиннадцатый п. 92 разд. VIII «Заключительные и переходные положения» Закона № 2464).
В учетом приведенного, плательщики единого взноса, физлица-предприниматели, если они не являются работодателями, призванные на военную службу во время мобилизации или привлеченные к исполнению обязанностей по мобилизации по должностям, предусмотренным штатами военного времени, на весь срок их военной службы освобождаются от исполнения своих обязанностей, определенных ч. 2 ст. 6 Закона № 2464, в частности, по представлению отчетности о начислении единого взноса.
Итак, если период военной службы демобилизованного физлица-предпринимателя полностью охватывает отчетный (налоговый) период (например, военная служба демобилизованного физлица-предпринимателя проходила в течение всего отчетного (налогового) периода – 2025 год), то приложение 1 и приложение ЄСВ1 в составе соответствующих деклараций не формируется и не подается.
В то же время, если период военной службы демобилизованного физического лица – предпринимателя охватывает отчетный (налоговый) период частично (например, отчетный (налоговый) период – 2025 год, а период военной службы охватывает только ноябрь – декабрь 2025 года), то приложение 1 и приложение ЄСВ1 подаются демобилизованным физлицом-предпринимателем без начисления штрафных и финансовых санкций, предусмотренных НК.
При этом в табличной части:
ОИР, категория 201.06