В соответствии с Законом от 15.03.2022 № 2120-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины о действии норм на период действия военного положения» в период действия военного положения предусмотрены следующие особенности осуществления налогообложения акцизным налогом и обращения подакцизных товаров.
1. Не считаются реализацией горючего (изменения в п.п.14.1.212 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса Украины (далее – НК)) операции по физической передаче (отпуску, отгрузке) горючего на таможенной территории Украины:
Согласно п. 69.5 подраздела 10 НК раздела ХХ «Переходные положения» НК операции по добровольной передаче или отчуждению, или изъятию подакцизных товаров для нужд обеспечения обороны государства и функционирования других, определенных настоящим пунктом, сфер государства (без предварительного или последующего возмещения их стоимости) для целей налогообложения также не считаются операциями по реализации.
Кроме того, учитывая изменения в п. 216.3 ст. 216 Кодекса, по указанным операциям не будет возникать налоговое обязательство.
Учитывая указанное, на такие операции у субъектов хозяйствования, которые:
а) являются плательщиками акцизного налога – производителями горючего или лицами, реализующими горючее, будет возникать обязанность:
б) получают горючее исключительно для нужд собственного потребления или промышленной переработки и являются плательщиками акцизного налога по реализации горючего – будет возникать обязанность составлять акцизную накладную на такие операции, которые отнесены к потерянному топливу (код операции для сборки в одном экземпляре 2 – утраченное, испорченное, уничтоженное горючее (пункт 214.7 статьи 214 и пункт 216.3 статьи 216 раздела VI НК Украины).
При этом не возникает обязанность дополнительного получения лицензии на право оптовой и/или розничной торговли для осуществления таких операций;
в) получают горючее исключительно для нужд собственного потребления или промышленной переработки и не являются распорядителями акцизных складов – плательщиками акцизного налога по реализации горючего – не будут возникать обязанности:
2. Временно, на период до прекращения или отмены военного, чрезвычайного положения на территории Украины, установлена нулевая ставка акцизного налога на отдельные виды горючего (п. 41 подраздела 5 раздела ХХ пк), в частности:
Учитывая указанное, на такое топливо:
3. Предусмотрено, что восстановление учета горючего и спирта этилового на акцизных складах, частично разрушенными и находящихся в районах проведения боевых действий или временно оккупированных территориях вооруженными формированиями Российской Федерации будет осуществляться из данных инвентаризации, проведенной после окончания военного положения (п. 69.13 подраздела 5 раздела ХХ НК).
Таким образом, после окончания военного положения распорядителям акцизного состава по результатам проведенной инвентаризации необходимо:
А) Составить и подать для регистрации в ГНС электронные документы, содержащие данные о фактических остатках горючего и объеме обращения горючего или спирта этилового, как это предусмотрено ст. 230 ПК, а именно:
Б) Составить и подать для регистрации акцизные накладные на объемы утраченного горючего (код операции для сборки в одном экземпляре 2 – утраченное, испорченное, уничтоженное горючее (пункт 214.7 статьи 214 и пункт 216.3 статьи 216 раздела VI ПК).
В) Привести в соответствие данные (актуализация данных) относительно зарегистрированных акцизных складов, находящихся на них резервуаров, расходомеров-счетчиков и уровнемеров.
4. Разрешается ввоз на таможенную территорию Украины табачных изделий, маркированных марками акцизного налога, не являющихся документами строгого учета, и напечатанными за пределами таможенной территории Украины по заказу производителей или импортеров табачных изделий (п. 69.20 подраздела 5 раздела ХХ НК).
Такое использование марок акцизного налога, не являющихся документами строгого учета и напечатанных за пределами таможенной территории Украины по заказу производителей или импортеров табачных изделий, возможно после наличия информации на официальном вебпортале ГНС об отсутствии возможности обеспечить продажу марок акцизного налога импортерам табачных изделий.
Учитывая, что в данном случае не подается заявка – расчет на приобретение марок акцизного налога для маркировки табачных изделий и жидкостей, используемых в электронных сигаретах, то ввоз на таможенную территорию Украины табачных изделий, маркированных такими марками, возможен только при условии:
5. Прекращен мораторий на проведение фактических проверок (п. 69.2 подраздела 10 раздела ХХ НК), в т.ч. проверок соблюдения требований законодательства, контроль за соблюдением которых возложен на контролирующие органы, в частности, Закона Украины «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий, жидкостей, используемых в электронных сигаретах, и горючего».
Также предусмотрено, что в случае выявления нарушений законодательства по результатам проведения фактических проверок к налогоплательщикам применяется ответственность в соответствии с НК Украины, законы, контроль за которыми возложены на контролирующие органы, а требования законодательства по мораторию (остановке) применения штрафных (финансовых) санкций (штрафов) на период действия военного, чрезвычайного положения и/или на период действия карантина, установленного Кабинетом Министров Украины на всей территории Украины с целью предотвращения распространения коронавирусной болезни (COVID-19), в таком случае не применяются, в том числе положения подпункта 112.8.9 пункта 112.8 статьи 112 ТК.
Учитывая указанное, в случае обнаружения в ходе фактических проверок контролирующими органами нарушений Закона Украины от 23.01.1996 № 481/95-ВР «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий, жидкостей, используемых в электронных сигаретах и горючего», к субъектам хозяйствования предусмотрено применение финансовых санкций, предусмотренных ст. 17 настоящего Закона.
ГНС