ГНС: Особенности налогообложения акцизным налогом и обращения подакцизных товаров в период действия военного положения
В соответствии с Законом от 15.03.2022 № 2120-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины о действии норм на период действия военного положения» в период действия военного положения предусмотрены следующие особенности осуществления налогообложения акцизным налогом и обращения подакцизных товаров.
1. Не считаются реализацией горючего (изменения в п.п.14.1.212 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса Украины (далее – НК)) операции по физической передаче (отпуску, отгрузке) горючего на таможенной территории Украины:
- как гуманитарной помощи в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины,
- осуществляемые в связи с его принудительным отчуждением или изъятием для нужд государства в соответствии с Законом от 17.05.2012 № 4765-VI «О передаче, принудительном отчуждении или изъятии имущества в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения» без получения компенсации за принудительно отчужденное или изъятое горючее,
- осуществляемые в связи с его передачей в целях обеспечения обороны государства и функционирования других сфер государства, определенных п.п. 14.1.212 п. 14.1 ст. 14, без предварительного или последующего возмещения его стоимости.
Согласно п. 69.5 подраздела 10 НК раздела ХХ «Переходные положения» НК операции по добровольной передаче или отчуждению, или изъятию подакцизных товаров для нужд обеспечения обороны государства и функционирования других, определенных настоящим пунктом, сфер государства (без предварительного или последующего возмещения их стоимости) для целей налогообложения также не считаются операциями по реализации.
Кроме того, учитывая изменения в п. 216.3 ст. 216 Кодекса, по указанным операциям не будет возникать налоговое обязательство.
Учитывая указанное, на такие операции у субъектов хозяйствования, которые:
а) являются плательщиками акцизного налога – производителями горючего или лицами, реализующими горючее, будет возникать обязанность:
- составлять заявку на пополнение (корректировку) остатка горючего и соответственно акцизную накладную, расчет корректировки акцизной накладной на такие операции, которые отнесены к утраченному топливу (код операции для сборки в одном экземпляре 2 – утраченное, испорченное, уничтоженное топливо (пункт 214.7 статьи 2) 216.3 статьи 216 раздела VI кодекса Украины),
- отражать в приложении 1-1 и приложении 10 к декларации следующие операции;
б) получают горючее исключительно для нужд собственного потребления или промышленной переработки и являются плательщиками акцизного налога по реализации горючего – будет возникать обязанность составлять акцизную накладную на такие операции, которые отнесены к потерянному топливу (код операции для сборки в одном экземпляре 2 – утраченное, испорченное, уничтоженное горючее (пункт 214.7 статьи 214 и пункт 216.3 статьи 216 раздела VI НК Украины).
При этом не возникает обязанность дополнительного получения лицензии на право оптовой и/или розничной торговли для осуществления таких операций;
в) получают горючее исключительно для нужд собственного потребления или промышленной переработки и не являются распорядителями акцизных складов – плательщиками акцизного налога по реализации горючего – не будут возникать обязанности:
- получать лицензию на право осуществления оптовой или розничной торговли горючим;
- регистрироваться плательщиками акцизного налога и регистрировать акцизные склады;
- учитывать объемы горючего, безвозмездно переданного на указанные нужды, при учете объемов, которые субъекты хозяйствования имеют право получить в течение года на хранение с целью использования исключительно для нужд собственного потребления (1000 кубических метров и плательщик единого налога четвертой группы – 10000 кубических метров).
2. Временно, на период до прекращения или отмены военного, чрезвычайного положения на территории Украины, установлена нулевая ставка акцизного налога на отдельные виды горючего (п. 41 подраздела 5 раздела ХХ пк), в частности:
- бензины моторные;
- тяжелые дистилляты (газойль);
- сжиженный газ (пропан или смесь пропана с бутаном) и другие газы;
- бутан, изобутан.
Учитывая указанное, на такое топливо:
- плательщики акцизного налога – производители горючего при пополнении объема остатка горючего в системе электронного администрирования реализации горючего и спирта этилового должны составлять заявки на пополнение (корректировку) остатка горючего, в гр. 6 которой указывать нулевую ставку акцизного налога;
- производители этилена до получения или до ввоза на таможенную территорию Украины в качестве сырья для производства этилена не выдают налоговый вексель на сумму акцизного налога согласно установленному в п. 229.2. и 229.3 ст. 229 НК механизму ввоза на таможенную территорию Украины без уплаты акцизного налога или реализации производителями горючего по нулевой ставке акцизного налога (поскольку п. 41 подраздела 5 раздела ХХ НК установлена нулевая ставка независимо от направления использования такого горючего).
3. Предусмотрено, что восстановление учета горючего и спирта этилового на акцизных складах, частично разрушенными и находящихся в районах проведения боевых действий или временно оккупированных территориях вооруженными формированиями Российской Федерации будет осуществляться из данных инвентаризации, проведенной после окончания военного положения (п. 69.13 подраздела 5 раздела ХХ НК).
Таким образом, после окончания военного положения распорядителям акцизного состава по результатам проведенной инвентаризации необходимо:
А) Составить и подать для регистрации в ГНС электронные документы, содержащие данные о фактических остатках горючего и объеме обращения горючего или спирта этилового, как это предусмотрено ст. 230 ПК, а именно:
- Справку о сведенных за сутки итоговых учетных данных по объемам обращения (получения/отпуска) и остатков спирта на акцизном складе производителя спирта и/или производителя отдельных видов продукции, утвержденную приказом Минфина от 27.01.2021 № 43;
- Справку о сведенных за сутки итоговых учетных данных об объемах обращения (получения/отпуска) и остатках горючего на акцизном складе горючего, утвержденную приказом Минфина от 27.11.2018 № 944.
Б) Составить и подать для регистрации акцизные накладные на объемы утраченного горючего (код операции для сборки в одном экземпляре 2 – утраченное, испорченное, уничтоженное горючее (пункт 214.7 статьи 214 и пункт 216.3 статьи 216 раздела VI ПК).
В) Привести в соответствие данные (актуализация данных) относительно зарегистрированных акцизных складов, находящихся на них резервуаров, расходомеров-счетчиков и уровнемеров.
4. Разрешается ввоз на таможенную территорию Украины табачных изделий, маркированных марками акцизного налога, не являющихся документами строгого учета, и напечатанными за пределами таможенной территории Украины по заказу производителей или импортеров табачных изделий (п. 69.20 подраздела 5 раздела ХХ НК).
Такое использование марок акцизного налога, не являющихся документами строгого учета и напечатанных за пределами таможенной территории Украины по заказу производителей или импортеров табачных изделий, возможно после наличия информации на официальном вебпортале ГНС об отсутствии возможности обеспечить продажу марок акцизного налога импортерам табачных изделий.
Учитывая, что в данном случае не подается заявка – расчет на приобретение марок акцизного налога для маркировки табачных изделий и жидкостей, используемых в электронных сигаретах, то ввоз на таможенную территорию Украины табачных изделий, маркированных такими марками, возможен только при условии:
- если марки акцизного налога имеют размеры, цветовую гамму и реквизиты, предусмотренные положением об изготовлении, хранении, продаже марок акцизного налога и маркировке алкогольных напитков, табачных изделий и жидкостей, используемых в электронных сигаретах, утвержденные Кабинетом Министров Украины во исполнение пункта 226.3 статьи 2 ПК,
- предоставление информации о марках акцизного налога с указанием серий и номеров марок акцизного налога, которыми маркированы табачные изделия, ввозимые на таможенную территорию Украины;
- уплаты сумм акцизного налога до представления таможенной декларации в таможенный орган, что подтверждается соответствующими платежными документами, а также получение от ГНС информации по такой уплате с соответствующими реквизитами платежного документа.
5. Прекращен мораторий на проведение фактических проверок (п. 69.2 подраздела 10 раздела ХХ НК), в т.ч. проверок соблюдения требований законодательства, контроль за соблюдением которых возложен на контролирующие органы, в частности, Закона Украины «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий, жидкостей, используемых в электронных сигаретах, и горючего».
Также предусмотрено, что в случае выявления нарушений законодательства по результатам проведения фактических проверок к налогоплательщикам применяется ответственность в соответствии с НК Украины, законы, контроль за которыми возложены на контролирующие органы, а требования законодательства по мораторию (остановке) применения штрафных (финансовых) санкций (штрафов) на период действия военного, чрезвычайного положения и/или на период действия карантина, установленного Кабинетом Министров Украины на всей территории Украины с целью предотвращения распространения коронавирусной болезни (COVID-19), в таком случае не применяются, в том числе положения подпункта 112.8.9 пункта 112.8 статьи 112 ТК.
Учитывая указанное, в случае обнаружения в ходе фактических проверок контролирующими органами нарушений Закона Украины от 23.01.1996 № 481/95-ВР «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий, жидкостей, используемых в электронных сигаретах и горючего», к субъектам хозяйствования предусмотрено применение финансовых санкций, предусмотренных ст. 17 настоящего Закона.
ГНС
Комментарии к материалу