Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

ГФС ответила на 11 вопросов о создании акцизного склада

04.10.2018

Напомним, что с 1 января 2019 года оборудование акцизных складов расходомерами и уровнемерами будет обязательным (п. 12 подразд. 5 разд. ХХ Налогового кодекса, далее – НК). Поэтому многие предприятия, которые имеют отношение к торговле и хранению горючего, озабочены вопросами, связанными с созданием акцизных складов и оборудованием их счетчиками.

В ИНК № 3302 и № 3793 ГФС ответила на одиннадцать таких вопросов, заданных предприятиями. Рассмотрим эти ИНК, опираясь на Порядок, утвержденный постановлением от 22.11.17 г. № 891 (далее – Порядок № 891). Речь пойдет о том, когда предприятие является распорядителем акцизного склада (это зависит от осуществляемых видов деятельности и сути заключенных договоров) и что именно является акцизным складом.

Перейдем к вопросам.

1. Является ли предприятие распорядителем акцизного склада, если оно арендует резервуары для хранения горючего перед последующей его продажей третьим лицам?

Да, такое предприятие является распорядителем акцизного склада. В соответствии с пп. 14.1.224 НК распорядитель акцизного склада – это субъект хозяйствования, который, в частности, осуществляет производство, обработку (переработку), смешивание, погрузку-разгрузку, хранение горючего (кроме сжиженного газа природного, бензола, метанола). Исключение – субъекты хозяйствования, которые имеют на территории Украины помещения для осуществления перечисленных выше операций для собственного потребления горючего.

2. Обязано ли предприятие, арендующее резервуары для хранения горючего перед последующей его продажей третьим лицам, вести данные в Едином госреестре расходомеров-счетчиков и уровнемеров-счетчиков уровня горючего в резервуаре (далее – Реестр)?

Да, обязано, если такое предприятие является распорядителем акцизного склада (см. ответ на вопрос 1).

3. Является ли предприятие распорядителем акцизного склада, если оно хранит горючее у третьего лица на основании договора хранения?

Нет, не является (см. определение из пп. 14.1.224 НК, приведенное выше).

4. Обязано ли предприятие, хранящее горючее у третьего лица на основании договора хранения, вести данные в Реестре?

Нет, не обязано. Такое предприятие не является распорядителем акцизного склада.

5. Является ли предприятие распорядителем акцизного склада, если проданное третьему лицу горючее хранится у него до фактической передачи покупателю, а предприятие, в свою очередь, хранит это горючее в резервуарах АЗС партнера-предприятия согласно договору хранения?

Нет, не является (см. определение из пп. 14.1.224 НК, приведенное выше).

6. Обязано ли предприятие в ситуации, описанной в вопросе 5, вести данные в Реестре?

Нет, не обязано. Это предприятие не является распорядителем акцизного склада.

7. Обязаны ли собственники АЗС вести данные в Реестре относительно резервуаров, размещенных на АЗС?

Да, обязаны, если они являются распорядителями акцизного склада.

8. Считается ли счетчик, установленный на заправочной колонке АЗС, расходомером в понимании Порядка № 891?

Расходомер-счетчик – это законодательно регулируемое средство измерительной техники, предназначенное для непрерывного измерения, запоминания и отражения в фактических условиях измерения количества горючего, проходящего через измерительный преобразователь в закрытых, полностью заполненных трубопроводах (п. 2 Порядка № 891).

В проекте приказа Минфина «Об утверждении формата данных, структуры и форм электронных документов для наполнения Единого государственного реестра расходомеров-счетчиков и уровнемеров – счетчиков уровня горючего в резервуаре» (размещен на сайте ГФС в разделе «Регуляторная политика») указано, что расходомеры устанавливаются на точках налива (отпуска) горючего на акцизных складах. При этом такие расходомеры должны соответствовать требованиям, установленным Техническим регламентом, утвержденным постановлением КМУ от 13.01.16 г. № 94.

Поэтому точно узнать, подпадает ли каждый из установленных на заправочных колонках расходомеров под действие Порядка № 891, предприятие может у ГП «Укрметртестстандарт» и Минэкономразвития.

Обратите внимание! В ИНК № 3302, отвечая на вопросы 3–6, ГФС отметила, что в случае, если предприятие-заказчик передает горючее третьему лицу (исполнителю) для оказания услуг, то заказчик является плательщиком акцизного налога с реализации горючего согласно пп. 14.1.212 НК. При этом  передача горючего на основании договоров хранения не является объектом.

9. Являются ли цистерны бензовозов и подземные/наземные резервуары, расположенные на открытой территории (не в помещениях), частью акцизного склада?

В ИНК № 3793 ГФС ответила, что резервуары, используемые предприятием для погрузки-разгрузки и хранения горючего исключительно для собственного потребления, не являются акцизным складом. А вот если предприятие заправляет горючим технику сторонних лиц, тогда все такие резервуары являются частью акцизного склада. При этом контролирующий орган не делает акцент на том, стоят такие резервуары на открытой территории или в помещении.

По данному вопросу рекомендуем обратить внимание на мнение, высказанное ГФС в письме от 09.06.16 г. № 12869/6/99-99-15-03-03-15. В этом письме ГФС, в частности, пришла к выводу, что акцизным складом считается только помещение, расположенное на ограниченной территории, которое имеет в своем внутреннем объеме соответствующие емкости (при выполнении условий, предусмотренных пп. 14.1.6 НК). Также в письме ГФС указала, что бензовоз не относится к акцизному складу в понимании НК.

Как видите, ответ на этот вопрос нельзя назвать однозначным. На наш взгляд, если у предприятия имеется специальное помещение для операций с горючим, которое подходит под понятие «акцизный склад», только тогда отдельно стоящие цистерны можно считать его частью. Ответ на заданный выше вопрос, предоставленный в ИНК № 3793, по нашему мнению, является довольно спорным.

10. Является ли каждый отдельный резервуар, расположенный на открытой территории, акцизным складом? Или склад – это вся группа таких резервуаров?

Прямого ответа на этот вопрос ГФС в ИНК № 3793 не дала. Указала лишь, что такие резервуары являются частью акцизного склада.

11. Для применения требований п. 18 подразд. 5 разд. ХХ НК объем резервуаров надо считать по каждому складу отдельно или учитывать весь объем резервуаров, принадлежащих субъекту хозяйствования?

В соответствии с п. 18 подразд. 5 разд. ХХ НК нормы кодекса о применении штрафных санкций за необорудование акцизных складов расходомерами-счетчиками и уровнемерами-счетчиками применяются к распорядителям акцизных складов, где расположены резервуары, общая вместимость которых:

  • с 1 января 2019 года – превышает 20 000 м3;
  • с 1 июля 2019 года – больше 1 000 м3, но меньше 20 000 м3;
  • с 1 июля 2020 года – не больше 1 000 м3.

ГФС не разъяснила эту норму НК, а только ее процитировала. На наш взгляд, штрафные санкции за необорудование акцизных складов должны применяться ко всему общему объему резервуаров независимо от количества акцизных складов у одного субъекта хозяйствования. Именно так буквально читается данная норма НК.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
06.05.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Принят закон об обмене информацией и приостановке действия трудового договора Классификатор профессий и квалификационные характеристики объединили с Реестром квалификаций: Закон подписан В ГНС будут подавать информацию о банковских счетах не только СХД, а т...
27.02.2025
Хранение и использование горючего на предприятии в 2025 году: учет, налоги и документальное оформление
Марафон-2025: главные бухгалтерские акценты года У субъектов хозяйствования, использующих в своей деятельности транспортные средства, другие машины и механизмы, потребляющие топливо, постоянно возникают вопросы, связанные с учетом и документальным оформлением операций с таким горючим, а также с изме...
14.02.2025
Изменения в законодательстве с 10 по 14 февраля 2025 года
Кабмин утвердил изменения к Порядку предоставления ежегодного основного отпуска продолжительностью до 56 календарных дней Внесены изменения в постановление КМУ от 14.04.1997 № 346 «Об утверждении Порядка предоставления ежегодного основного отпуска продолжительностью до 56 календарных дней рук...
Новое
09.05.2025
Минагрополитики осуществляет мониторинг соответствия критически важных предприятий Критериям
Минагрополитики настаивает на неукоснительном соблюдении требований законодательных и других нормативно-правовых актов в течение деятельности предприятий с даты принятия решения об определении их критически важными. Больше по теме: Бронирование военнообязанных работников агропромышленного сектора В...
09.05.2025
Сколько получит пенсионер в случае благотворительного пожертвования от юрлица
Если благотворительное пожертвование адресное, 70 % суммы выплачивается пенсионеру, 30 % суммы направляется в бюджет ПФУ и используется как финансовый ресурс на выплату пенсий. Больше по теме: Договор пожертвования К финансированию пенсионных выплат на благотворительной основе может приобщиться люб...
09.05.2025
Инструктаж по охране труда при надомной или дистанционной работе
Больше по теме: Изменения относительно дистанционной и надомной работы В организации работает три человека (начальник и 2 главных специалиста). В настоящее время стоит вопрос о прохождении обучения по охране труда (ОТ): должен ли проходить начальник организации или специалист, занимающийся раз...
Лучшие материалы