Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Корректируется ли финрезультат при оказании гумпомощи для нужд обеспечения обороны

Разъяснение
11.08.2025

Совершается ли на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины корректировка финансового результата до налогообложения на сумму денежных средств (стоимость товаров), перечисленных (переданных) неприбыльным учреждениям или организациям, не удерживаемым за счет средств государственного бюджета, для нужд обеспечения обороны государства или оказания гуманитарной помощи?

В соответствии с абзацем первым пп. 134.1.1 Налогового кодекса (далее – НК) объектом обложения налогом на прибыль предприятий является прибыль с источником происхождения из Украины и за ее пределами, которая определяется путем корректировки (увеличения или уменьшения) финансового результата до налогообложения (прибыли или убытка), определенного в финансовой отчетности предприятия в соответствии с НП(С)БУ или МСФО, на разницы, определенные соответствующими положениями НК.

Согласно абзацу первому пп. 140.5.9 НК финансовый результат налогового (отчетного) периода увеличивается, в частности, на сумму денежных средств или стоимости товаров, выполненных работ, оказанных услуг, безвозмездно перечисленных (переданных) в течение отчетного (налогового) года неприбыльным организациям, внесенным в Реестр неприбыльных учреждений и организаций (далее – Реестр) на дату такого перечисления средств, передачи товаров, работ, услуг (кроме неприбыльной организации, являющейся объединением страховщиков, если участие страховщика в таком объединении является условием проведения деятельности такого страховщика в соответствии с законом, и неприбыльных организаций, к которым применяются положения пп. 140.5.14 НК), в размере, превышающем 4 % налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года.

Временно, на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины, введенного Указом Президента от 24.02.2022 № 64/2022 «О введении военного положения в Украине», утвержденным Законом от 24.02.2022 № 2102-IX «Об утверждении Указа Президента Украины «О введении военного положения в Украине» (далее – Указ № 64, Закон № 2102), взимание налогов и сборов осуществляется с учетом особенностей, определенных в п. 69 подразд. 10 разд. XX «Переходные положения» НК.

В частности, согласно пп. 69.6 п. 69 подразд. 10 разд. XX НК корректировки, установленные пп. 140.5.9 НК, не проводятся по суммам денежных средств или стоимости специальных средств индивидуальной защиты (касок, бронежилетов, изготовленных в соответствии с военными стандартами), технических средств наблюдения, лекарственных средств и медицинских изделий, средств личной гигиены, продуктов питания, предметов вещевого обеспечения, а также других товаров, выполненных работ, оказанных услуг, которые добровольно перечислены (переданы) ВСУ, Нацгвардии, СБУ, Службе внешней разведки, Госпогранслужбе, МВД, Управлению госохраны, Госслужбе специальной связи и защиты информации, другим образованным в соответствии с законами Украины воинским формированиям, их объединениям, воинским частям, подразделениям, учреждениям или организациям, содержащимся за счет средств государственного бюджета, для нужд обеспечения обороны государства и оказания гуманитарной помощи с соблюдением требований законодательства Украины о гуманитарной помощи в связи с военной агрессией Российской Федерации против Украины, а также в пользу центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере гражданской защиты, сил гражданской защиты и/или заведениям здравоохранения государственной, коммунальной собственности, и/или структурным подразделениям по вопросам здравоохранения областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, сумм денежных средств, перечисленных на открытые Национальным банком Украины счета государственных органов, предназначенные для финансового обеспечения мероприятий по отражению вооруженной агрессии против Украины и ликвидации ее последствий, национальной безопасности и обороны, восстановлению, поддержке и развитию Украины, оказанию гуманитарной помощи, а также привлечению средств на поддержку ВСУ.

Правовые, организационные, социальные основы получения, предоставления, оформления, распределения и контроля над целевым использованием гуманитарной помощи определяет Закон от 22.10.1999 № 1192-XIV «О гуманитарной помощи» (далее – Закон № 1192).

В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона № 1192 гуманитарная помощь – целевая адресная безвозмездная помощь в денежной или натуральной форме, в виде безвозвратной финансовой помощи или добровольных пожертвований, или помощь в виде выполнения работ, оказания услуг, предоставляемых иностранными и отечественными донорами из мотивов гуманности получателям гуманитарной помощи в Украине или за рубежом, нуждающимся в помощи в связи с социальной незащищенностью, материальной необеспеченностью, тяжелым финансовым положением, введением военного или чрезвычайного положения, возникновением чрезвычайной ситуации или тяжелой болезнью конкретного физического лица, а также для подготовки к вооруженной защите государства и его защиты в случае вооруженной агрессии или вооруженного конфликта.

Получателями гуманитарной помощи являются юридические лица, а также аккредитованные представительства иностранных государств, международных и иностранных гуманитарных организаций в Украине (без создания юридического лица), определенные в установленном КМУ порядке получателями гуманитарной помощи и указанные в перечне согласно п. 5 ст. 1 Закона № 1192.

Приобретателями гуманитарной помощи являются физические и юридические лица, нуждающиеся в помощи и которым она непосредственно предоставляется. Приобретатели гуманитарной помощи со статусом юридического лица определяются в соответствии с пп. «а», «б», «в», «г», «ґ», «д», «е», «є» п. 5 ст. 1 Закона № 1192 (п. 6 ст. 1 Закона № 1192).

В частности, пп. «ґ» п. 5 ст. 1 Закона № 1192 определено, что получателями гуманитарной помощи являются благотворительные организации, образованные в порядке, определенном Законом от 05.07.2012 № 5073-VI «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Согласно п. 72 подразд. 4 разд. XX НК за отчетные (налоговые) периоды, с 2025 года до конца календарного года, в котором будет прекращено или отменено военное положение, введенное Указом № 64, утвержденным Законом № 2102, корректировки, установленные абзацем первым пп. 140.5.9 НК, не проводятся по суммам денежных средств и/или стоимости товаров, выполненных работ, предоставленных услуг, бесплатно перечисленных (переданных) в течение отчетного (налогового) года неприбыльным организациям, внесенным в Реестр на дату такого перечисления денежных средств, передачи товаров, работ, услуг (кроме неприбыльной организации, которая является объединением страховщиков, если участие страховщика в таком объединении является условием проведения деятельности такого страховщика в соответствии с законом, и неприбыльных организаций, к которым применяются положения пп. 140.5.14 НК), в размере, не превышающем 8 % налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года, при условии, что из этой суммы (стоимости) более 4 % налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года было перечислено (передано) благотворительным организациям, внесенным в Реестр.

Заметим, что положения п. 72 подразд. 4 разд. XX «Переходные положения» НК являются отдельной нормой, не связанной с пп. 69.6 п. 69 подразд. 10 разд. XX НК.

Итак, учитывая положения пп. 69.6 п. 69 подразд. 10 разд. XX НК, плательщик налога на прибыль предприятий, который в период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины добровольно перечислил денежные средства, передал (предоставил) товары, работы, услуги для нужд обеспечения обороны государства неприбыльным организациям, внесенным в Реестр, которые не содержатся за счет средств государственного бюджета (за исключением заведений здравоохранения государственной и коммунальной собственности), или добровольно перечислил средства, передал (предоставил) товары, работы, услуги на другие нужды любым неприбыльным организациям, внесенным в Реестр (кроме неприбыльных организаций, к которым применяются положения пп. 140.5.14 НК), то такой плательщик согласно пп. 140.5.9 НК должен увеличить финансовый результат до налогообложения на сумму таких денежных средств, стоимость товаров (работ, услуг) в размере, превышающем 4 % налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года, с учетом особенностей, установленных пп. 140.5.9 НК, если такие операции не подпадают под действие п. 72 подразд. 4 разд. XX НК.

В то же время, если плательщиком налога на прибыль предприятий осуществляется предоставление гуманитарной помощи с соблюдением требований законодательства Украины о гуманитарной помощи в связи с военной агрессией российской федерации против Украины неприбыльным организациям, внесенным в Реестр на дату предоставления такой гуманитарной помощи, и которые являются получателями (приобретателями) гуманитарной помощи согласно требованиям законодательства Украины о гуманитарной помощи (в т. ч., которые не содержатся за счет средств госбюджета), корректировки, установленные пп. 140.5.9 НК, не проводятся по суммам такой гуманитарной помощи при условии, что указанная гуманитарная помощь использована для нужд обеспечения обороны государства.

ОИР, категория 102.12

 

 

 

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
12.11.2025
С 1 января 2026 года будет действовать новая система КВЭД: что сейчас делать бизнесу
Новая система классификации видов экономической деятельности – разбираемся вместе! Больше по теме: Зарядка электромобилей: какой это КВЭД и нужна ли лицензия? Виды деятельности: на что влияет КВЭД? С 1 января 2027 года Украина переходит на новую классификацию видов экономической деятельности...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
29.09.2025
Обновлен План-график проведения проверок (26.09.2025)
ГНС внесла изменения в План-график проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков. Больше по теме: За какой период может быть проведена плановая налоговая проверка с учетом приостановления сроков давности? Допуск контролирующих органов к проверке: пошаговый алгоритм действий Можно...
Новое
15.12.2025
Заверение подлинности подписи на документах: что важно знать
Потребность заверения подлинности подписи может возникнуть, когда необходимо подать заявление, документы в учреждение, оформить разрешение. Детальнее см. ниже. Больше по теме: Кто имеет право подписывать акты приемки-передачи выполненных работ? Как подписать документ квалифицированной электронной ...
15.12.2025
Права человека: что изменяется в условиях военного положения
Рассмотрим, какие права граждан остаются неприкосновенными во время военного положения; какие права могут быть временно ограничены; как государство обеспечивает защиту прав человека во время войны. Больше по теме: Финансовая и статистическая отчетность: пауза-отсрочка на период военного положения у...
15.12.2025
Как применять новые нормы ценообразования в строительстве: разъясняет Минразвития
Чтобы избежать недоразумений в документах, сметах и закупках во время военного положения, формируются понятные, единые правила для всех участников рынка. Подробнее см. ниже. Больше по теме: Заключаем договор подряда на строительство офиса Строительство хозяйственным способом: какие документы нужно...
Лучшие материалы