Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Корректируется ли финрезультат при оказании гумпомощи для нужд обеспечения обороны

Разъяснение
11.08.2025

Совершается ли на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины корректировка финансового результата до налогообложения на сумму денежных средств (стоимость товаров), перечисленных (переданных) неприбыльным учреждениям или организациям, не удерживаемым за счет средств государственного бюджета, для нужд обеспечения обороны государства или оказания гуманитарной помощи?

В соответствии с абзацем первым пп. 134.1.1 Налогового кодекса (далее – НК) объектом обложения налогом на прибыль предприятий является прибыль с источником происхождения из Украины и за ее пределами, которая определяется путем корректировки (увеличения или уменьшения) финансового результата до налогообложения (прибыли или убытка), определенного в финансовой отчетности предприятия в соответствии с НП(С)БУ или МСФО, на разницы, определенные соответствующими положениями НК.

Согласно абзацу первому пп. 140.5.9 НК финансовый результат налогового (отчетного) периода увеличивается, в частности, на сумму денежных средств или стоимости товаров, выполненных работ, оказанных услуг, безвозмездно перечисленных (переданных) в течение отчетного (налогового) года неприбыльным организациям, внесенным в Реестр неприбыльных учреждений и организаций (далее – Реестр) на дату такого перечисления средств, передачи товаров, работ, услуг (кроме неприбыльной организации, являющейся объединением страховщиков, если участие страховщика в таком объединении является условием проведения деятельности такого страховщика в соответствии с законом, и неприбыльных организаций, к которым применяются положения пп. 140.5.14 НК), в размере, превышающем 4 % налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года.

Временно, на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины, введенного Указом Президента от 24.02.2022 № 64/2022 «О введении военного положения в Украине», утвержденным Законом от 24.02.2022 № 2102-IX «Об утверждении Указа Президента Украины «О введении военного положения в Украине» (далее – Указ № 64, Закон № 2102), взимание налогов и сборов осуществляется с учетом особенностей, определенных в п. 69 подразд. 10 разд. XX «Переходные положения» НК.

В частности, согласно пп. 69.6 п. 69 подразд. 10 разд. XX НК корректировки, установленные пп. 140.5.9 НК, не проводятся по суммам денежных средств или стоимости специальных средств индивидуальной защиты (касок, бронежилетов, изготовленных в соответствии с военными стандартами), технических средств наблюдения, лекарственных средств и медицинских изделий, средств личной гигиены, продуктов питания, предметов вещевого обеспечения, а также других товаров, выполненных работ, оказанных услуг, которые добровольно перечислены (переданы) ВСУ, Нацгвардии, СБУ, Службе внешней разведки, Госпогранслужбе, МВД, Управлению госохраны, Госслужбе специальной связи и защиты информации, другим образованным в соответствии с законами Украины воинским формированиям, их объединениям, воинским частям, подразделениям, учреждениям или организациям, содержащимся за счет средств государственного бюджета, для нужд обеспечения обороны государства и оказания гуманитарной помощи с соблюдением требований законодательства Украины о гуманитарной помощи в связи с военной агрессией Российской Федерации против Украины, а также в пользу центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере гражданской защиты, сил гражданской защиты и/или заведениям здравоохранения государственной, коммунальной собственности, и/или структурным подразделениям по вопросам здравоохранения областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, сумм денежных средств, перечисленных на открытые Национальным банком Украины счета государственных органов, предназначенные для финансового обеспечения мероприятий по отражению вооруженной агрессии против Украины и ликвидации ее последствий, национальной безопасности и обороны, восстановлению, поддержке и развитию Украины, оказанию гуманитарной помощи, а также привлечению средств на поддержку ВСУ.

Правовые, организационные, социальные основы получения, предоставления, оформления, распределения и контроля над целевым использованием гуманитарной помощи определяет Закон от 22.10.1999 № 1192-XIV «О гуманитарной помощи» (далее – Закон № 1192).

В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона № 1192 гуманитарная помощь – целевая адресная безвозмездная помощь в денежной или натуральной форме, в виде безвозвратной финансовой помощи или добровольных пожертвований, или помощь в виде выполнения работ, оказания услуг, предоставляемых иностранными и отечественными донорами из мотивов гуманности получателям гуманитарной помощи в Украине или за рубежом, нуждающимся в помощи в связи с социальной незащищенностью, материальной необеспеченностью, тяжелым финансовым положением, введением военного или чрезвычайного положения, возникновением чрезвычайной ситуации или тяжелой болезнью конкретного физического лица, а также для подготовки к вооруженной защите государства и его защиты в случае вооруженной агрессии или вооруженного конфликта.

Получателями гуманитарной помощи являются юридические лица, а также аккредитованные представительства иностранных государств, международных и иностранных гуманитарных организаций в Украине (без создания юридического лица), определенные в установленном КМУ порядке получателями гуманитарной помощи и указанные в перечне согласно п. 5 ст. 1 Закона № 1192.

Приобретателями гуманитарной помощи являются физические и юридические лица, нуждающиеся в помощи и которым она непосредственно предоставляется. Приобретатели гуманитарной помощи со статусом юридического лица определяются в соответствии с пп. «а», «б», «в», «г», «ґ», «д», «е», «є» п. 5 ст. 1 Закона № 1192 (п. 6 ст. 1 Закона № 1192).

В частности, пп. «ґ» п. 5 ст. 1 Закона № 1192 определено, что получателями гуманитарной помощи являются благотворительные организации, образованные в порядке, определенном Законом от 05.07.2012 № 5073-VI «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Согласно п. 72 подразд. 4 разд. XX НК за отчетные (налоговые) периоды, с 2025 года до конца календарного года, в котором будет прекращено или отменено военное положение, введенное Указом № 64, утвержденным Законом № 2102, корректировки, установленные абзацем первым пп. 140.5.9 НК, не проводятся по суммам денежных средств и/или стоимости товаров, выполненных работ, предоставленных услуг, бесплатно перечисленных (переданных) в течение отчетного (налогового) года неприбыльным организациям, внесенным в Реестр на дату такого перечисления денежных средств, передачи товаров, работ, услуг (кроме неприбыльной организации, которая является объединением страховщиков, если участие страховщика в таком объединении является условием проведения деятельности такого страховщика в соответствии с законом, и неприбыльных организаций, к которым применяются положения пп. 140.5.14 НК), в размере, не превышающем 8 % налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года, при условии, что из этой суммы (стоимости) более 4 % налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года было перечислено (передано) благотворительным организациям, внесенным в Реестр.

Заметим, что положения п. 72 подразд. 4 разд. XX «Переходные положения» НК являются отдельной нормой, не связанной с пп. 69.6 п. 69 подразд. 10 разд. XX НК.

Итак, учитывая положения пп. 69.6 п. 69 подразд. 10 разд. XX НК, плательщик налога на прибыль предприятий, который в период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины добровольно перечислил денежные средства, передал (предоставил) товары, работы, услуги для нужд обеспечения обороны государства неприбыльным организациям, внесенным в Реестр, которые не содержатся за счет средств государственного бюджета (за исключением заведений здравоохранения государственной и коммунальной собственности), или добровольно перечислил средства, передал (предоставил) товары, работы, услуги на другие нужды любым неприбыльным организациям, внесенным в Реестр (кроме неприбыльных организаций, к которым применяются положения пп. 140.5.14 НК), то такой плательщик согласно пп. 140.5.9 НК должен увеличить финансовый результат до налогообложения на сумму таких денежных средств, стоимость товаров (работ, услуг) в размере, превышающем 4 % налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года, с учетом особенностей, установленных пп. 140.5.9 НК, если такие операции не подпадают под действие п. 72 подразд. 4 разд. XX НК.

В то же время, если плательщиком налога на прибыль предприятий осуществляется предоставление гуманитарной помощи с соблюдением требований законодательства Украины о гуманитарной помощи в связи с военной агрессией российской федерации против Украины неприбыльным организациям, внесенным в Реестр на дату предоставления такой гуманитарной помощи, и которые являются получателями (приобретателями) гуманитарной помощи согласно требованиям законодательства Украины о гуманитарной помощи (в т. ч., которые не содержатся за счет средств госбюджета), корректировки, установленные пп. 140.5.9 НК, не проводятся по суммам такой гуманитарной помощи при условии, что указанная гуманитарная помощь использована для нужд обеспечения обороны государства.

ОИР, категория 102.12

 

 

 

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
Новое
24.11.2025
На какую дату составлять РК к НН в связи с изменением (уменьшением) цены реализации
РК к НН необходимо составлять на дату оплаты покупателем товара по новой (сниженной) цене. Больше по теме: Уменьшение цены после предоплаты: когда поставщику составлять РК? Уменьшение цены товара после предоплаты с возвратом излишка предоплаты покупателю На какую дату продавец должен составить рас...
24.11.2025
В таможенной декларации изменен УКТВЭД: что с налоговым кредитом и изменять ли НН
Ошибка, допущенная при составлении НН в коде товара согласно УКТВЭД, может быть исправлена путем составления и регистрации в ЕРНН РК к такой НН. Право на налоговый кредит в данном случае возникает у налогоплательщика-покупателя на основании НН с учетом РК к ней в отчетном (налоговом) периоде, в кото...
24.11.2025
Переход с упрощенной на общую систему: можно ли учитывать отрицательное значение, возникшее до перехода на упрощенную систему
Плательщик налога на прибыль, который перешел с упрощенной системы налогообложения, не может уменьшить финансовый результат до налогообложения на сумму отрицательного значения объекта налогообложения, которое учитывалось у него в Декларации до перехода на упрощенную систему налогообложения. Больше п...
Лучшие материалы