Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Формирование расходов для целей налогообложения, связанных с порчей или уничтожением имущества в связи с форс-мажорными обстоятельствами

10.05.2022

Восточное межрегиональное управление ГНС по работе с крупными налогоплательщиками доводит до сведения налогоплательщиков следующую информацию.

Государственная налоговая служба Украины с целью правомерного формирования расходов для целей налогообложения, связанных с порчей или уничтожением имущества налогоплательщика в связи с форс-мажорными обстоятельствами, обращает внимание на следующее.

Особенности требований для подтверждения данных, определенных в налоговой отчетности, предусмотрены в статье 44 Налогового кодекса Украины (далее – Кодекс). Так, для целей налогообложения налогоплательщики обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов , связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством При этом налогоплательщикам запрещается формирование показателей налоговой отчетности на основании данных, не подтвержденных указанными документами.

Согласно пункту 6 Национального положения (стандарта) бухгалтерского учета 16 «Расходы» (далее - П(С)БУ 16) расходами отчетного периода признаются либо уменьшение активов, либо увеличение обязательств, что приводит к уменьшению собственного капитала предприятия (за исключением уменьшения капитала в результате его изъятия или распределения собственниками), при условии, что эти расходы могут быть достоверно оценены. В то же время недостачи и потери от порчи ценностей включаются в другие операционные расходы (пункт 20 П(С)БУ 16).

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности на предприятии проводится инвентаризация. Организация, основные правила и порядок документального оформления инвентаризации активов и обязательств, находящихся на балансе субъекта хозяйствования, определены в Положении об инвентаризации активов и обязательств, утвержденном приказом Министерства финансов Украины от 02.09.2014 № 879, зарегистрированном в Министерстве юстиции Украины 30.10.2014 № 1365/26142 (далее - Положение).

Пунктом 7 Положения предусмотрены случаи обязательной инвентаризации, проводимой в объеме, определенном руководителем предприятия, в частности, в случае техногенных аварий, пожара или стихийного бедствия (на день после окончания явлений) или в случае установления фактов краж или злоупотреблений, порчи ценностей (на день установление таковых фактов).

При этом согласно пункту 8 Положения предприятия, находящиеся на временно оккупированной территории и/или на территории проведения антитеррористической операции (или их структурные подразделения (обособленное имущество) находятся на указанных территориях), проводят инвентаризацию в случаях, обязательных к ее проведению, тогда, когда станет возможным обеспечить безопасный и беспрепятственный доступ уполномоченных лиц к активам, первичным документам и регистрам бухгалтерского учета, где отражены обязательства и собственный капитал этих предприятий.

Указанные предприятия обязаны провести инвентаризацию по состоянию на 01 число месяца, следующего за месяцем, в котором исчезли препятствия доступа к активам, первичным документам и регистрам бухгалтерского учета, и отразить результаты инвентаризации в бухгалтерском учете соответствующего отчетного периода.

Инвентаризация объектов государственной собственности проводится в соответствии с Методикой проведения инвентаризации объектов государственной собственности, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 31 ноября 2005 года № 1121.

Акцентируем, что Законом Украины от 02 декабря 1997 года № 671/97-ВР «О торгово-промышленных палатах в Украине» (далее - Закон № 671/97-ВР) определено, что форс-мажорными обстоятельствами (обстоятельствами непреодолимой силы) являются чрезвычайные и неотвратимые обстоятельства, объективно исключающие выполнение обязательств, предусмотренных условиями договора (контракта, соглашения и т.п.), обязанностей согласно законодательным и другим нормативным актам.

Также Торгово-промышленная палата Украины письмом от 28.02.2022 № 2024/02.0-7.1 засвидетельствовала форс-мажорные обстоятельства (обстоятельства непреодолимой силы): военную агрессию Российской Федерации против Украины, что стало основанием для введения военного положения с 05 час. 30 мин. 24 февраля 2022 сроком на 30 суток в соответствии с Указом Президента Украины от 24 февраля 2022 № 64/2022 «О введении военного положения в Украине», и подтвердила, что указанные обстоятельства с 24 февраля 2022 до их официального окончания являются чрезвычайными, неотвратимыми и объективными обстоятельствами для субъектов хозяйственной деятельности и/или физических лиц по договору, отдельному налоговому и/или иному обязательству/обязанности, выполнение которых(ого) наступило согласно условиям договора, контракта, соглашения, законодательных или других нормативных актов и исполнение в соответствии с которыми стало невозможно в установленный срок вследствие наступления таких форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы).

Согласно пункту 1 статьи 14и Закона № 671/97-ВР Торгово-промышленная палата Украины и уполномоченные ею региональные торгово-промышленные палаты удостоверяют форс-мажорные обстоятельства (обстоятельства непреодолимой силы) и выдают сертификат о таких обстоятельствах в течение семи дней со дня обращения субъекта хозяйственной деятельности по себестоимости.

Ввиду указанного, учет в составе расходов плательщика налога потерь от порчи или уничтожения его имущества вследствие наступления форс-мажорных обстоятельств должен осуществляться на основании соответствующих первичных документов, при условии проведения обязательной инвентаризации в соответствии с имеющимися основаниями для такой инвентаризации и при наличии сертификата о форс- мажорные обстоятельства (обстоятельства непреодолимой силы).

Обращаем внимание, что подпунктом 69.28 пункта 69 раздела XX «Переходные положения» Кодекса урегулирован вопрос подтверждения операций плательщика первичными документами на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины.

Итого победим!

https://evp.tax.gov.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
08.07.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Правительство предлагает расширить категории граждан, имеющих право на отсрочку Гоструда будет проверять работодателей на предмет моббинга: законопроект подписан ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 27.06.2025 Какие налоги плани...
20.05.2025
Актуальные счета для уплаты налогов
Информация о реквизитах счетов, открытых для зачисления налогов, а также для уплаты единого взноса Больше по теме: Новая форма ТТН: обзор изменений Микро, малое, среднее или крупное: зачем нужно определять размер предприятия Утверждаем и обновляем штатное расписание: правила и нюансы Списки...
17.04.2025
С 16.04.2025 начали действовать сроки хранения документов по воинскому учету
Больше по теме: Приказы и распоряжения: основные термины, виды и сроки хранения Сроки хранения первичных документов увеличены: повлияет ли это на сроки давности для проверок Министерство юстиции приказом от 14.03.2025 № 748/5 утвердило изменения к Перечню типовых документов, которые созд...
Новое
11.07.2025
Если задолженность по зарплате выплачивается в июле 2025 года
Индексы для определения компенсации зарплаты за предыдущие периоды, которая выплачивается в 2025 году Порядок начисления и выплаты компенсации заработной платы, начисленной в период с 01.01.2001, утвержден постановлением КМУ от 21.02.2001 № 159 (с учетом внесенных изменений постановлениями КМУ от ...
11.07.2025
Что делать при обнаружении ошибок в данных после автоматической постановки на воинский учет
Автоматическая постановка на воинский учет экономит время военнообязанным, поскольку им не нужно стоять в очередях, собирать бумаги и проходить военно-врачебную комиссию. Больше по теме: По дороге на работу работника забрали в ТЦК: действия работодателя В Украине действует механизм, позволяющи...
11.07.2025
Выплата неприбыльной организацией матпомощи, пособия на лечение, предоставление займов: исключат ли за это из Реестра
Рассмотрим, является ли основанием для исключения неприбыльной организации из Реестра неприбыльных учреждений и организаций предоставление своим учредителям (участникам), членам такой организации, работникам материальной помощи или осуществление выплаты на нужды участников (лечение, предоставление з...
Лучшие материалы