Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Формирование расходов для целей налогообложения, связанных с порчей или уничтожением имущества в связи с форс-мажорными обстоятельствами

10.05.2022

Восточное межрегиональное управление ГНС по работе с крупными налогоплательщиками доводит до сведения налогоплательщиков следующую информацию.

Государственная налоговая служба Украины с целью правомерного формирования расходов для целей налогообложения, связанных с порчей или уничтожением имущества налогоплательщика в связи с форс-мажорными обстоятельствами, обращает внимание на следующее.

Особенности требований для подтверждения данных, определенных в налоговой отчетности, предусмотрены в статье 44 Налогового кодекса Украины (далее – Кодекс). Так, для целей налогообложения налогоплательщики обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов , связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством При этом налогоплательщикам запрещается формирование показателей налоговой отчетности на основании данных, не подтвержденных указанными документами.

Согласно пункту 6 Национального положения (стандарта) бухгалтерского учета 16 «Расходы» (далее - П(С)БУ 16) расходами отчетного периода признаются либо уменьшение активов, либо увеличение обязательств, что приводит к уменьшению собственного капитала предприятия (за исключением уменьшения капитала в результате его изъятия или распределения собственниками), при условии, что эти расходы могут быть достоверно оценены. В то же время недостачи и потери от порчи ценностей включаются в другие операционные расходы (пункт 20 П(С)БУ 16).

В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности на предприятии проводится инвентаризация. Организация, основные правила и порядок документального оформления инвентаризации активов и обязательств, находящихся на балансе субъекта хозяйствования, определены в Положении об инвентаризации активов и обязательств, утвержденном приказом Министерства финансов Украины от 02.09.2014 № 879, зарегистрированном в Министерстве юстиции Украины 30.10.2014 № 1365/26142 (далее - Положение).

Пунктом 7 Положения предусмотрены случаи обязательной инвентаризации, проводимой в объеме, определенном руководителем предприятия, в частности, в случае техногенных аварий, пожара или стихийного бедствия (на день после окончания явлений) или в случае установления фактов краж или злоупотреблений, порчи ценностей (на день установление таковых фактов).

При этом согласно пункту 8 Положения предприятия, находящиеся на временно оккупированной территории и/или на территории проведения антитеррористической операции (или их структурные подразделения (обособленное имущество) находятся на указанных территориях), проводят инвентаризацию в случаях, обязательных к ее проведению, тогда, когда станет возможным обеспечить безопасный и беспрепятственный доступ уполномоченных лиц к активам, первичным документам и регистрам бухгалтерского учета, где отражены обязательства и собственный капитал этих предприятий.

Указанные предприятия обязаны провести инвентаризацию по состоянию на 01 число месяца, следующего за месяцем, в котором исчезли препятствия доступа к активам, первичным документам и регистрам бухгалтерского учета, и отразить результаты инвентаризации в бухгалтерском учете соответствующего отчетного периода.

Инвентаризация объектов государственной собственности проводится в соответствии с Методикой проведения инвентаризации объектов государственной собственности, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 31 ноября 2005 года № 1121.

Акцентируем, что Законом Украины от 02 декабря 1997 года № 671/97-ВР «О торгово-промышленных палатах в Украине» (далее - Закон № 671/97-ВР) определено, что форс-мажорными обстоятельствами (обстоятельствами непреодолимой силы) являются чрезвычайные и неотвратимые обстоятельства, объективно исключающие выполнение обязательств, предусмотренных условиями договора (контракта, соглашения и т.п.), обязанностей согласно законодательным и другим нормативным актам.

Также Торгово-промышленная палата Украины письмом от 28.02.2022 № 2024/02.0-7.1 засвидетельствовала форс-мажорные обстоятельства (обстоятельства непреодолимой силы): военную агрессию Российской Федерации против Украины, что стало основанием для введения военного положения с 05 час. 30 мин. 24 февраля 2022 сроком на 30 суток в соответствии с Указом Президента Украины от 24 февраля 2022 № 64/2022 «О введении военного положения в Украине», и подтвердила, что указанные обстоятельства с 24 февраля 2022 до их официального окончания являются чрезвычайными, неотвратимыми и объективными обстоятельствами для субъектов хозяйственной деятельности и/или физических лиц по договору, отдельному налоговому и/или иному обязательству/обязанности, выполнение которых(ого) наступило согласно условиям договора, контракта, соглашения, законодательных или других нормативных актов и исполнение в соответствии с которыми стало невозможно в установленный срок вследствие наступления таких форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы).

Согласно пункту 1 статьи 14и Закона № 671/97-ВР Торгово-промышленная палата Украины и уполномоченные ею региональные торгово-промышленные палаты удостоверяют форс-мажорные обстоятельства (обстоятельства непреодолимой силы) и выдают сертификат о таких обстоятельствах в течение семи дней со дня обращения субъекта хозяйственной деятельности по себестоимости.

Ввиду указанного, учет в составе расходов плательщика налога потерь от порчи или уничтожения его имущества вследствие наступления форс-мажорных обстоятельств должен осуществляться на основании соответствующих первичных документов, при условии проведения обязательной инвентаризации в соответствии с имеющимися основаниями для такой инвентаризации и при наличии сертификата о форс- мажорные обстоятельства (обстоятельства непреодолимой силы).

Обращаем внимание, что подпунктом 69.28 пункта 69 раздела XX «Переходные положения» Кодекса урегулирован вопрос подтверждения операций плательщика первичными документами на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины.

Итого победим!

https://evp.tax.gov.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
29.07.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Президент утвердил мораторий на проверки бизнеса Обновлены правила ведения воинского учета: постановление КМУ от 16.07.2025 Обнародованы изменения к КЗоТ относительно установления наличия признаков трудовых отношений Нужно ли переоформлять документы, если ...
20.05.2025
Актуальные счета для уплаты налогов
Информация о реквизитах счетов, открытых для зачисления налогов, а также для уплаты единого взноса Больше по теме: Новая форма ТТН: обзор изменений Микро, малое, среднее или крупное: зачем нужно определять размер предприятия Утверждаем и обновляем штатное расписание: правила и нюансы Списки...
21.05.2025
Критически важные предприятия до 28 мая должны подать соответствующие данные: письмо Минэкономики
Больше по теме: Перечень отраслевых и региональных нормативных актов, которыми утверждены критерии признания предприятий критически важными в особый период Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Минэкономики в письме от 19.05.2025 № 27-11/37509-07 проинфор...
Новое
01.08.2025
В каком случае нотариус отказывает в совершении нотариального действия
Нотариус или должностное лицо, совершающее нотариальные действия, не имеют права безосновательно отказать в совершении нотариального действия – это четко определено украинским законодательством. В то же время существует перечень законных оснований, по которым такой отказ является обязательным....
01.08.2025
Тяжелые и вредные условия труда: право работников на льготы и компенсации
Работники, занятые на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, имеют право на бесплатное лечебно-профилактическое питание; сокращение продолжительности рабочего времени, дополнительный оплачиваемый отпуск, льготную пенсию; работодатель может за свой счет дополнительно устанавливать работнику п...
01.08.2025
Как хранить НН и РК в электронной форме и предоставлять их для проверки
НН и РК, составленные в электронной форме, должны храниться плательщиками НДС на электронных носителях информации в форме, позволяющей проверить их целостность на этих носителях. Во время проведения проверки плательщики НДС обязаны предоставить должностным (служебным) лицам контролирующего органа до...
Лучшие материалы