Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

ФЛП прекратил деятельность: обязательно ли проведение проверки?

15.05.2023 140 0 0

Проведение документальной проверки налогоплательщиков – физических лиц, принявших решение о прекращении своей деятельности, вызывает немало вопросов у запорожских предпринимателей.

Итак, попробуем разобраться в том, кто, как и на каких основаниях должен осуществлять такие проверки.

  1. Основанием для снятия физического лица-предпринимателя с учета в соответствующем контролирующем органе являются сведения из ЕГР о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физическим лицом-предпринимателем (по его решению, по судебному решению, в случае смерти физического лица или объявлению его умершим, также в случае признания ее безвестно отсутствующей).
  2. Подтверждением прекращения независимой профессиональной деятельности являются сведения (извлечение) соответствующего реестра, в который вносится информация о государственной регистрации такой деятельности относительно прекращения или остановки или изменения организационной формы соответствующей деятельности с независимой (индивидуальной) на другую.

Важно помнить, что после государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физическое лицо продолжает учитываться в контролирующих органах как физическое лицо-налогоплательщик, получавшее доходы от осуществления предпринимательской деятельности.

Такое физическое лицо должно:

  • обеспечить окончательные расчеты по налогам от осуществления предпринимательской деятельности;
  • в установленные сроки подать соответствующему контролирующему органу декларацию за последний базовый налоговый (отчетный) период, в которой отражаются исключительно доходы от проведения предпринимательской деятельности (подпункт 6 пункта 11.18 раздела XI Порядка учета налогоплательщиков и сборов, утвержденном приказом Министерства финансов Украины 09 декабря 2012 г.) 1588).

Согласно п. 8 раздела IV Порядка учета плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование утвержден приказом Министерства финансов Украины от 24.11.2014 N 1162, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины от 03.12.2014 №1553/26 взноса (физическое лицо-предприниматель) снимается с учета после проведения предусмотренной законодательством проверки, осуществления окончательного расчета по уплате единого взноса и закрытию интегрированных карт плательщика.

Следует отметить, что Налоговым кодексом Украины (далее – НКУ) нормативно-правовыми актами по вопросам проведения документальных проверок органами ГНС не установлен срок назначения документальной проверки в случае внесения в ЕГР записи о прекращении предпринимательской деятельности физического лица-предпринимателя.

Право на проведение таких проверок предоставлено контролирующим органам подпунктом 20.1.4 пункта 20.1 статьи 20 НКУ.

Документальные внеплановые проверки налогоплательщиков, в отношении которых принято решение о начатой процедуре реорганизации юридического лица (кроме преобразования), прекращении юридического лица или предпринимательской деятельности физического лица-предпринимателя, закрытии постоянного представительства или обособленного подразделения юридического лица, в том числе иностранной компании, организации, нарушены производства по делу о признании банкротом налогоплательщика или подано заявление о снятии с учета налогоплательщика, производятся в соответствии с подпунктом 78.1.7 пункта 78.1 статьи 78 НКУ.

Продолжительность таких проверок не превышает 5 рабочих дней (без учета продления сроков), что определено в пункте 82.2 статьи 82 НКУ. Следует заметить, что действующими нормативными актами не установлена обязанность относительно предварительного уведомления налогоплательщика о проведении документальной внеплановой проверки на основании подпункта 78.1.7 НКУ.

При планировании, организации и проведении документальных проверок контролирующие органы учитывают сроки давности, определенные пунктом 102.1 статьи 102 НКУ. Так, проверка по вопросам соблюдения требований налогового, валютного и иного законодательства проводится за последние 1095 дней, следующего за последним днем предельного срока подачи налоговой декларации, единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование – за период с 01.01.2011 или за период, что следует за периодом, охваченным предварительной проверкой по указанному вопросу. Кроме того, согласно части шестнадцатой статьи 25 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» срок давности по начислению, применению и взысканию сумм недоимки, штрафов и пени не применяется.

Согласно пункту 85.2 статьи 82 НКУ налогоплательщик обязан предоставить должностным (должностным) лицам контролирующих органов в полном объеме все документы, принадлежащие или связанные с предметом проверки. Такая обязанность возникает у налогоплательщика после начала проверки.

Учитывая, что предприятия часто прекращают свою деятельность и не находятся по налоговому адресу, проблемным вопросом является неустановление налогоплательщиков и их должностных лиц во время проведения документальных внеплановых выездных проверок. Это в свою очередь приводит к невозможности осуществления всех мер по снятию с учета таких налогоплательщиков.

Просим плательщиков обращаться в налоговые органы по проведению документальных внеплановых невыездных проверок в помещении Главного управления ГНС в Запорожской области, с учетом особенностей, определенных статьей 79 НКУ.

Также, довольно часты случаи, когда субъекты хозяйствования с целью приведения в соответствие результатов своей деятельности в связи с ликвидацией, приводят в соответствие показатели финансовой отчетности, осуществляют реализацию остатков имущества, расчеты с контрагентами и учредителями, подписание передаточных актов и т.п. проведение документальной проверки, что приводит к обязанности представить соответствующие налоговые отчеты, в связи с чем возникает необходимость в проведении дополнительных контрольно-проверочных мероприятий.

Стоит отметить, что далеко не все налогоплательщики-физлица, которые ликвидируются, нуждаются в документальной проверке, ведь некоторые из них не ведут деятельности в течение последних лет. В частности, если налогоплательщик-ликвидируемое физическое лицо предоставляло в органы ГНС отчетность по единому взносу, отсутствовали счета в банках, или имеющаяся налоговая информация, об отсутствии движения средств на счетах такого плательщика, - отсутствие налоговой информации, в частности сведений информационных систем органов ГНС, о:

  • использовании труда наемных работников, начисление (выплату) заработной платы наемным работникам, начисление (выплату) физическим лицам вознаграждений за проделанную работу (оказанные услуги) по гражданско-правовым договорам;
  • налоговом долге, задолженности (недоимке) по уплате единого взноса, иную задолженность по платежам, контроль за взиманием которых возложен на органы ГНС, возникшие от осуществления предпринимательской или независимой профессиональной деятельности (без учета налогов, сборов и платежей, не связанных с ведением предпринимательской или независимой профессиональной деятельности).

Таким образом, если налогоплательщик не имеет рисков в деятельности, комиссией по рассмотрению вопросов целесообразности/нецелесообразности проведения проверок физических лиц в связи с прекращением налогоплательщиков, может быть принято решение о снятии с учета такого субъекта хозяйствования без проведения документальной проверки.

https://zp.tax.gov.ua

Комментарии к материалу

Лучшие материалы