Проведение документальной проверки налогоплательщиков – физических лиц, принявших решение о прекращении своей деятельности, вызывает немало вопросов у запорожских предпринимателей.
Итак, попробуем разобраться в том, кто, как и на каких основаниях должен осуществлять такие проверки.
Важно помнить, что после государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физическое лицо продолжает учитываться в контролирующих органах как физическое лицо-налогоплательщик, получавшее доходы от осуществления предпринимательской деятельности.
Такое физическое лицо должно:
Согласно п. 8 раздела IV Порядка учета плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование утвержден приказом Министерства финансов Украины от 24.11.2014 N 1162, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины от 03.12.2014 №1553/26 взноса (физическое лицо-предприниматель) снимается с учета после проведения предусмотренной законодательством проверки, осуществления окончательного расчета по уплате единого взноса и закрытию интегрированных карт плательщика.
Следует отметить, что Налоговым кодексом Украины (далее – НКУ) нормативно-правовыми актами по вопросам проведения документальных проверок органами ГНС не установлен срок назначения документальной проверки в случае внесения в ЕГР записи о прекращении предпринимательской деятельности физического лица-предпринимателя.
Право на проведение таких проверок предоставлено контролирующим органам подпунктом 20.1.4 пункта 20.1 статьи 20 НКУ.
Документальные внеплановые проверки налогоплательщиков, в отношении которых принято решение о начатой процедуре реорганизации юридического лица (кроме преобразования), прекращении юридического лица или предпринимательской деятельности физического лица-предпринимателя, закрытии постоянного представительства или обособленного подразделения юридического лица, в том числе иностранной компании, организации, нарушены производства по делу о признании банкротом налогоплательщика или подано заявление о снятии с учета налогоплательщика, производятся в соответствии с подпунктом 78.1.7 пункта 78.1 статьи 78 НКУ.
Продолжительность таких проверок не превышает 5 рабочих дней (без учета продления сроков), что определено в пункте 82.2 статьи 82 НКУ. Следует заметить, что действующими нормативными актами не установлена обязанность относительно предварительного уведомления налогоплательщика о проведении документальной внеплановой проверки на основании подпункта 78.1.7 НКУ.
При планировании, организации и проведении документальных проверок контролирующие органы учитывают сроки давности, определенные пунктом 102.1 статьи 102 НКУ. Так, проверка по вопросам соблюдения требований налогового, валютного и иного законодательства проводится за последние 1095 дней, следующего за последним днем предельного срока подачи налоговой декларации, единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование – за период с 01.01.2011 или за период, что следует за периодом, охваченным предварительной проверкой по указанному вопросу. Кроме того, согласно части шестнадцатой статьи 25 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» срок давности по начислению, применению и взысканию сумм недоимки, штрафов и пени не применяется.
Согласно пункту 85.2 статьи 82 НКУ налогоплательщик обязан предоставить должностным (должностным) лицам контролирующих органов в полном объеме все документы, принадлежащие или связанные с предметом проверки. Такая обязанность возникает у налогоплательщика после начала проверки.
Учитывая, что предприятия часто прекращают свою деятельность и не находятся по налоговому адресу, проблемным вопросом является неустановление налогоплательщиков и их должностных лиц во время проведения документальных внеплановых выездных проверок. Это в свою очередь приводит к невозможности осуществления всех мер по снятию с учета таких налогоплательщиков.
Просим плательщиков обращаться в налоговые органы по проведению документальных внеплановых невыездных проверок в помещении Главного управления ГНС в Запорожской области, с учетом особенностей, определенных статьей 79 НКУ.
Также, довольно часты случаи, когда субъекты хозяйствования с целью приведения в соответствие результатов своей деятельности в связи с ликвидацией, приводят в соответствие показатели финансовой отчетности, осуществляют реализацию остатков имущества, расчеты с контрагентами и учредителями, подписание передаточных актов и т.п. проведение документальной проверки, что приводит к обязанности представить соответствующие налоговые отчеты, в связи с чем возникает необходимость в проведении дополнительных контрольно-проверочных мероприятий.
Стоит отметить, что далеко не все налогоплательщики-физлица, которые ликвидируются, нуждаются в документальной проверке, ведь некоторые из них не ведут деятельности в течение последних лет. В частности, если налогоплательщик-ликвидируемое физическое лицо предоставляло в органы ГНС отчетность по единому взносу, отсутствовали счета в банках, или имеющаяся налоговая информация, об отсутствии движения средств на счетах такого плательщика, - отсутствие налоговой информации, в частности сведений информационных систем органов ГНС, о:
Таким образом, если налогоплательщик не имеет рисков в деятельности, комиссией по рассмотрению вопросов целесообразности/нецелесообразности проведения проверок физических лиц в связи с прекращением налогоплательщиков, может быть принято решение о снятии с учета такого субъекта хозяйствования без проведения документальной проверки.
https://zp.tax.gov.ua