Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Добровольно перечислили средства неприбыльной организации, в государственный или местный бюджет: корректируется ли финрезультат

Разъяснение
14.11.2025

Осуществляется ли корректировка финансового результата до налогообложения на суммы денежных средств или стоимость товаров (работ, услуг), добровольно перечисленных (переданных) в неприбыльные организации, в Государственный бюджет Украины или бюджеты местного самоуправления?

В соответствии с пп. 134.1.1 Налогового кодекса Украины (далее – НКУ) объектом обложения налогом на прибыль предприятий является прибыль с источником происхождения из Украины и за ее пределами, которая определяется путем корректировки (увеличения или уменьшения) финансового результата до налогообложения (прибыли или убытка), определенного в финансовой отчетности предприятия в соответствии с НП(С)БУ или МСФО, на разницы, определенные соответствующими положениями НКУ.

Согласно пп. 133.4.6 НКУ к неприбыльным организациям, отвечающим требованиям п. 133.4 НКУ и не являющимся налогоплательщиками, в частности, могут быть отнесены:

  • бюджетные учреждения;
  • общественные объединения, политические партии, творческие союзы, религиозные организации, благотворительные организации, пенсионные фонды;
  • союзы, ассоциации и другие объединения юридических лиц;
  • жилищно-строительные кооперативы (с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно закону осуществлена приемка в эксплуатацию законченного строительством жилого дома и такой жилой дом строился или приобретался жилищно-строительным (жилищным кооперативом), дачные (дачно-строительные), садоводческие и гаражные (гаражно-строительные) кооперативы (общества);
  • объединения совладельцев многоквартирного дома, ассоциации владельцев жилых домов;
  • профессиональные союзы, их объединения и организации профсоюзов, а также организации работодателей и их объединения;
  • сельскохозяйственные обслуживающие кооперативы, кооперативные объединения сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов;
  • другие юридические лица, деятельность которых отвечает требованиям п. 133.4 НКУ.

В соответствии с пп. 140.5.9 НКУ финансовый результат налогового (отчетного) периода увеличивается на сумму средств или стоимости товаров, выполненных работ, оказанных услуг, безвозмездно перечисленных (переданных) в течение отчетного (налогового) года неприбыльным организациям, внесенным в Реестр неприбыльных учреждений и организаций (далее – Реестр) на дату такого перечисления средств, передачи товаров, работ, услуг (кроме неприбыльной организации, являющейся объединением страховщиков, если участие страховщика в таком объединении является условием проведения деятельности такого страховщика в соответствии с законом, и неприбыльных организаций, к которым применяются положения пп. 140.5.14 НКУ), в размере, превышающем 4 % налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года.

Требования пп. 140.5.9 НКУ не распространяются на уплату банком обязательных сборов в соответствии с Законом от 23.02.2012 № 4452-VI «О системе гарантирования вкладов физических лиц», а также на уплату налогоплательщиками других платежей, осуществление которых является обязательным условием для проведения профессиональной деятельности в соответствии с законодательством Украины.

Положение абзаца первого пп. 140.5.9 НКУ не применяется к бесплатно поставленным (переданным) лицом, уполномоченным на осуществление закупок в сфере здравоохранения, товаров, при условии, что:

1) такие товары на день заключения договора об их закупке были включены в Перечень лекарственных средств, медицинских изделий и вспомогательных средств к ним, которые закупаются за средства государственного бюджета для выполнения программ и осуществления централизованных мер по здравоохранению, и/или в Перечень лекарственных средств, закупаемых по договорам управляемого доступа, утвержденные КМУ, и

2) такие товары были приобретены лицом, уполномоченным на осуществление закупок в сфере здравоохранения, за счет средств государственного бюджета, предусмотренных для выполнения программ и централизованных мероприятий по здравоохранению, и/или средств местных бюджетов, и/или за средства субъектов хозяйствования государственной или коммунальной формы собственности, имеющих лицензию на осуществление хозяйственной деятельности по медицинской практике.

Положение абзаца первого пп. 140.5.9 НКУ не применяется к бесплатно поставленным (переданным) лицом, уполномоченным на осуществление закупок в сфере здравоохранения, товаров при условии, что такие товары были приобретены за средства грантов (субгрантов) для выполнения программ Глобального фонда по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией в Украине в соответствии с законом.

Положение абзаца первого пп. 140.5.9 НКУ не применяется к бесплатно поставленным (переданным) субъектами хозяйствования госсектора экономики органам исполнительной власти, к сфере управления которых относятся такие субъекты, нематериальных активов, которые созданы, модернизированы и/или приобретены за счет средств госбюджета в рамках выполнения проектов информатизации и/или программ электронного управления и/или получены по результатам реализации проектов международной технической помощи.

Наряду с этим согласно п. 72 подразд. 4 разд. XX «Переходные положения» НКУ установлено, что за отчетные (налоговые) периоды с 2025 года до конца календарного года, в котором будет прекращено или отменено военное положение, введенное Указом Президента Украины от 24.02.2022 № 64/2022 «О введении военного положения в Украине», утвержденным Законом от 24.02.2022 № 2102-IX «Об утверждении Указа Президента Украины «О введении военного положения в Украине» (далее – Указ № 64), корректировки, установленные абзацем первым пп. 140.5.9 НКУ, не проводятся по суммам средств и/или стоимости товаров, выполненных работ, оказанных услуг, безвозмездно перечисленных (переданных) в течение отчетного (налогового) года неприбыльным организациям, внесенным в Реестр на дату такого перечисления средств, передачи товаров, работ, услуг (кроме неприбыльной организации, являющейся объединением страховщиков, если участие страховщика в таком объединении является условием проведения деятельности такого страховщика в соответствии с законом, и неприбыльных организаций, к которым применяются положения пп. 140.5.14 НКУ), в размере, не превышающем 8 % налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года, при условии что из этой суммы (стоимости) более 4 % налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года было перечислено (передано) благотворительным организациям, внесенным в Реестр.

То есть с 2025 года до конца календарного года, в котором будет прекращено или отменено военное положение, увеличен «благотворительный лимит» до 8 % вместо 4 % налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года при применении абзаца первого пп. 140.5.9 НКУ для плательщиков налога на прибыль предприятий, проводящих корректировку финансового результата до налогообложения.

При этом условие применения такой корректировки – из общей суммы (стоимости) благотворительной помощи более 4 % налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года должно быть перечислено (передано) благотворительным организациям, внесенным в Реестр неприбыльных учреждений и организаций.

В то же время временно, на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины, введенного Указом № 64, взимание налогов и сборов осуществляется с учетом особенностей, определенных в п. 69 подразд. 10 разд. XX НКУ.

Так, согласно пп. 69.6 п. 69 подразд. 10 разд. XX НКУкорректировки, установленные пп. 140.5.9 НКУ, не проводятся относительно сумм средств или стоимости специальных средств индивидуальной защиты (касок, бронежилетов, изготовленных в соответствии с военными стандартами), технических средств наблюдения, лекарственных средств и медицинских изделий, средств личной гигиены, продуктов питания, предметов вещевого обеспечения, а также других товаров, выполненных работ, оказанных услуг, которые добровольно перечислены (переданы) ВСУ, Нацгвардии, СБУ, Службе внешней разведки, Госпогранслужбе, МВД, Управлению государственной охраны, Государственной службе специальной связи и защиты информации, другим образованным в соответствии с законами Украины военным формированиям, их соединениям, воинским частям, подразделениям, учреждениям или организациям, содержащимся за счет средств госбюджета, для нужд обеспечения обороны государства и предоставленной гуманитарной помощи с соблюдением требований законодательства Украины о гуманитарной помощи в связи с военной агрессией Российской Федерации против Украины, а также в пользу центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализующего государственную политику в сфере гражданской защиты, сил гражданской защиты и/или заведениям здравоохранения государственной, коммунальной собственности, и/или структурным подразделениям по вопросам здравоохранения областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, сумм средств, перечисленных на открытые НБУ счета государственных органов, предназначенные для финансового обеспечения мер по отражению вооруженной агрессии против Украины и ликвидации ее последствий, национальной безопасности и обороны, восстановления, поддержки и развития Украины, предоставления гуманитарной помощи, а также для привлечения средств на поддержку ВСУ.

Заметим, что положения п. 72 подразд. 4 разд. XX НКУ являются отдельной нормой, не связанной с пп. 69.6 п. 69 подразд. 10 разд. XX НКУ.

Итак, учитывая положения пп. 69.6 п. 69 подразд. 10 разд. XX НКУ, плательщик налога на прибыль предприятий, который в период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины добровольно перечислил средства, передал (предоставил) товары, работы, услуги для нужд обеспечения обороны государства неприбыльным организациям, внесенным в Реестр, которые не содержатся за счет средств государственного бюджета (за исключением учреждений здравоохранения государственной и коммунальной собственности), или добровольно перечислил средства, передал (предоставил) товары, работы, услуги на другие потребности любым неприбыльным организациям, внесенным в Реестр (кроме неприбыльных организаций, к которым применяются положения пп. 140.5.14 НКУ), такой плательщик согласно пп. 140.5.9 НКУ должен увеличить финансовый результат до налогообложения на сумму таких средств, стоимость товаров (работ, услуг) в размере, превышающем 4 % налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года, с учетом особенностей, установленных пп. 140.5.9 НКУ, если такие операции не подпадают под действие п. 72 подразд. 4 разд. XX НКУ.

В то же время, если плательщиком налога на прибыль предприятий осуществляется предоставление гуманитарной помощи с соблюдением требований законодательства Украины о гуманитарной помощи в связи с военной агрессией Российской Федерации против Украины неприбыльным организациям, внесенным в Реестр на дату предоставления такой гуманитарной помощи, и получателями (приобретателями) гуманитарной помощи согласно требованиям законодательства Украины о гуманитарной помощи, корректировки, установленные пп. 140.5.9 НКУ, не проводятся по суммам такой гуманитарной помощи при условии, что указанная гуманитарная помощь использована для нужд обеспечения обороны государства.

Кроме этого, согласно пп. 140.5.14 НКУ финансовый результат налогового (отчетного) периода увеличивается на сумму средств или стоимости товаров, выполненных работ, оказанных услуг, безвозмездно перечисленных (переданных) в течение отчетного (налогового) годасубъектам сферы физической культуры и спорта, а именно детско-юношеским спортивным школам, центрам олимпийской подготовки, школам высшего спортивного мастерства, центрам физической культуры и спорта лиц с инвалидностью, спортивным федерациям по олимпийским видам спорта, являющимся неприбыльными организациями, внесенными в Реестр, на дату такого перечисления средств, передачи товаров, работ, услуг в размере, превышающем 8 % налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года.

При этом корректировка финансового результата до налогообложения на суммы средств, добровольно перечисленных плательщиком налога на прибыль предприятий в течение отчетного года в госбюджет или бюджеты местного самоуправления, положениями НКУ не предусмотрена.

ОИР, категория 102.12

 

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
11.11.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Минфин отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 30.10.2025 Президент подписал Закон о бронировании работников с проблемными ВУД Принят Закон об обосновании выдачи листков нетрудоспособности Верховная Рада приняла за основу законопроект ...
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
Новое
14.11.2025
Дробление сетевой продуктовой торговли: что поручено ГНС, БЭБ и НБУ
Комитетом Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики было проведено заседание, на котором было заслушано руководство Бюро экономической безопасности, Государственной налоговой службы относительно ситуации на рынке фуд ритейла, связанной с большим объемом теневых о...
14.11.2025
О государственной регистрации права узуфрукта за коммунальным предприятием до проведения его реорганизации – письмо Минюста
Минюст предоставил разъяснение о возможности осуществления государственной регистрации права узуфрукта за коммунальным предприятием до проведения его реорганизации. Больше по теме: Как действовать субъектам хозяйствования после отмены Хозяйственного кодекса: разъясняет Минюст Минюст в письме от 09....
13.11.2025
Обзор судебной практики по обеспечению иска в хозяйственном и гражданском судопроизводстве
Обзор доступен в удобном для поиска формате «вопрос – ответ» по темам и типам соответствующих мер, что обеспечивает эффективное использование в практической работе и обучении. Больше по теме: Налоговые риски по учету транспортно-заготовительных расходов: анализ судебной практики ...
Лучшие материалы