Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Дистанционная и надомная работа: Минэкономики отвечает на вопросы

30.11.2021

Нужно ли при применении надомного или дистанционного труда использовать именно типовые формы трудовых договоров о надомной и дистанционной работе?

Согласно п. 6-1 ч. 1 ст. 24 КЗоТ трудовой договор заключается, как правило, в письменной форме. Соблюдение письменной формы обязательно при заключении трудового договора о дистанционной работе или о надомной работе. По мнению Минэкономики, стороны трудовых отношений при заключении трудовых договоров о дистанционной или надомной работе должны использовать именно типовые формы трудовых договоров о надомной и дистанционной работе и заключать их в письменной форме.

Кроме того, Типовой формой трудового договора о надомной работе и Типовой формой трудового договора о дистанционной работе предусмотрены случаи, когда такие договоры заключаются на момент, когда работник уже находится в трудовых отношениях с работодателем.

Так, в Примечании к пункту 39-1 Типовой формы трудового договора о надомной работе и Типовой форме трудового договора о дистанционной работе установлено следующее: «Указывается только один из пунктов в зависимости от того, было ли принято на работу работника, не находящегося у трудовых отношениях с работодателем (пункт 39), или осуществлено заключение трудового договора о надомной/дистанционной работе с работником, который уже находится в трудовых отношениях с Работодателем на условиях иного режима работы (пункт 39-1)».

Пунктом 39-1 типовых форм трудовых договоров установлено следующее: «Настоящий Договор вступает в силу после его подписания Сторонами с _________ и заключается в замену других трудовых договоров, ранее заключенных между Сторонами».

Учитывая вышеизложенное, Минэкономики считает, что в случае, если с работником уже были заключены трудовые договоры, в частности те, которые уже содержат положения о дистанционной/надомной работе, с таким работником целесообразно перезаключить трудовой договор о дистанционной/надомной работе в соответствии с типовой формой, утвержденной Приказом № 913-21.

Вместе с тем, если при осуществлении такого перезаключения трудового договора изменяются существенные условия труда работника (системы и размеры оплаты, льготы, режим работы, установление или упразднение неполного рабочего времени, совмещение профессий, смена разрядов и наименование должностей и другие), работодателем должны быть соблюдены требования статьи 32 КЗоТ относительно двухмесячного срока уведомления работника.

Возможно ли внесение изменений в типовую форму трудового договора и предусмотрение там дополнительных условий труда работника?

Типичными формами трудовых договоров о дистанционной и надомной работе предусмотрена возможность сторон с согласия установить дополнительные условия прав и обязанностей работника и работодателя, дополнительные условия оплаты труда, дополнительные характеристики выполняемой работы, другие положения. При этом согласно статье 9 КЗоТ условия договоров о труде, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством Украины о труде, недействительны.

Поэтому сторонам трудовых отношений при заключении трудового договора о дистанционной или надомной работе не запрещено вносить дополнительные изменения и дополнения, не противоречащие законодательству о труде.

Необходимо ли в трудовом договоре о дистанционной или надомной работе в разделе «IV. Условия оплаты труда» полностью дублировать положения коллективного договора и/или нормативного акта работодателя по оплате труда?

Согласно ст. 29 Закона об оплате труда при заключении работником трудового договора (контракта) работодатель доводит до его сведения условия оплаты труда, размеры, порядок и сроки выплаты заработной платы, основания, согласно которым могут производиться отчисления в случаях, предусмотренных законодательством. Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 29 КЗоТ при заключении трудового договора о дистанционной работе работодатель обязан проинформировать под расписку об условиях труда, ознакомить работника с коллективным договором. Вместе с тем, по мнению Минэкономики, условия труда, устанавливаемые в коллективном договоре или нормативном акте работодателя, не требуются дублировать в каждом трудовом договоре работника.

В связи с этим, при соблюдении в соответствии с законодательством процедуры информирования работника о его условиях труда, в трудовом договоре может быть указана соответствующая ссылка на коллективный договор или нормативный акт работодателя без установления в нем конкретных условий оплаты труда.

Какие действия должен совершить работодатель в случае принятия им решения об изменении режима работы работника (перевод на дистанционный режим или перевод с дистанционного режима на другой режим работы)?

Согласно ст. 32 КЗоТ об изменении существенных условий труда (в частности, систем и размеров оплаты труда) работник должен быть поставлен в известность не позднее чем за два месяца. Поэтому в случае принятия работодателем решения об изменении режима работы работника (перевод на дистанционный режим или перевод с дистанционного режима на другой режим работы), работодатель должен уведомить такого работника в срок не менее двух месяцев.

В то же время согласно ч. 11 ст. 602 КЗоТ на время угрозы распространения эпидемии, пандемии, необходимости самоизоляции работника в случаях, установленных законодательством, дистанционная работа может вводиться приказом (распоряжением) владельца или уполномоченного им органа без обязательного заключения трудового договора о дистанционной работе в письменной форме. С таким приказом (распоряжением) работник знакомится в течение двух дней со дня его принятия, но до введения дистанционной работы. В этом случае нормы ч. 3 ст. 32 КЗоТ не применяются.

Какова должна быть форма трудового договора при изменении режимов работы работника?

Частью первой ст. 24 КЗоТ урегулированы случаи обязательного заключения трудового договора в письменной форме. При этом в отдельных случаях предусмотрены типовые формы таких договоров (дистанционная и надомная работа).

Если в результате смены режима работы законодательство о труде не требует обязательного заключения трудового договора в письменной форме, стороны могут самостоятельно определять форму трудового договора.

Вместе с тем, во избежание трудовых споров Минэкономики рекомендует в таких случаях все равно заключать трудовые договоры в письменной форме.

В то же время в министерстве считают, что изменение режима работы работника и сроки предупреждения о таком изменении должны быть подтверждены нормативным актом работодателя. При этом в случае изменения режима работы работника в связи с изменениями в организации производства и труда работодателю следует также соблюдать требование ч. 3 ст. 32 КЗоТ.

Каков порядок действий работодателя в случае обнаружения работником желания перевестись на дистанционную работу?

Исходя из содержания статей 32, 601 и 602 КЗоТ, дистанционную и надомную работы следует считать режимами работы, об изменении которых по инициативе работодателя последний должен предупредить работника в срок не менее двух месяцев.

При этом законодательством о труде не установлен срок такого предупреждения в случае, если изменения существенных условий труда инициированы со стороны работника.

Вместе с тем Минэкономики обращает внимание, что изменения существенных условий труда по инициативе работника должны должным образом отражать его волю и желание и не быть скрытым средством во избежание работодателем процедуры, предусмотренной частью третьей ст. 32 КЗоТ.

https://www.me.gov.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
05.08.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Президент подписал Закон о факторинге Какие проверки, несмотря на мораторий, все-таки будут проводиться Кабмин еще раз обновил правила воинского учета и призыва Для работников определенных категорий планируют утвердить Порядок организации и проведения обяз...
20.05.2025
Актуальные счета для уплаты налогов
Информация о реквизитах счетов, открытых для зачисления налогов, а также для уплаты единого взноса Больше по теме: Новая форма ТТН: обзор изменений Микро, малое, среднее или крупное: зачем нужно определять размер предприятия Утверждаем и обновляем штатное расписание: правила и нюансы Списки...
21.05.2025
Критически важные предприятия до 28 мая должны подать соответствующие данные: письмо Минэкономики
Больше по теме: Перечень отраслевых и региональных нормативных актов, которыми утверждены критерии признания предприятий критически важными в особый период Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Минэкономики в письме от 19.05.2025 № 27-11/37509-07 проинфор...
Новое
07.08.2025
Продолжительность основного отпуска работников со ІІ или ІІІ группами инвалидности
Ежегодный основной отпуск работникам предусмотрено 24 календарных дня. Работник имеет справку (инвалидность ІІ группы). Он имеет право на основной отпуск не на 24 к. д., а на 30 к. д. То есть в графике на 2025 год должно быть запланировано 30 к. д., а если работник имеет ІІІ группу инвалидности &nda...
07.08.2025
Почему уведомление о приеме на работу подается в ГНС, а за неподачу штрафует Гоструда
Рассмотрим, почему органы ГНС только принимают от собственников предприятий, учреждений, организаций или физических лиц и/или резидентов Дія Сіті уведомление о приеме работника на работу/заключении гиг-контракта или прекращении трудового договора с домашним работником, однако не регулируют вопросы т...
07.08.2025
Случаи отказа в регистрации ПРРО
Рассмотрим случаи, когда формируется отказ в регистрации ПРРО. Больше по теме: Освобождение от ответственности за нарушения в сфере применения РРО/ПРРО, допущенные во время военного положения Спецпроект «Применение РРО/ПРРО при осуществлении наличных и безналичных расчетов» Главное упр...
Лучшие материалы