Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Алгоритм действий при обжаловании несправедливого решения

Разъяснение
12.03.2025

Решения, принятые административными органами, не всегда отвечают интересам лица. В таких случаях спорная ситуация разрешается через механизмы обжалования – административное и/или судебное.

Административное обжалование – это подача жалобы в пределах публичной администрации, обычно в высший административный орган или вышестоящему должностному лицу.

В отличие от судебного обжалования, которое часто занимает длительное время и предусматривает уплату судебного сбора, административное обжалование является более экономичным и оперативным способом. Оно не требует от лица глубоких юридических знаний или помощи юриста. Основным преимуществом административного обжалования является возможность достижения желаемого результата в более короткий срок и без лишних затрат. Кроме того, это позволяет административному органу легко исправить ошибку по обращению лица.

Право на административное обжалование имеет лицо, которое считает, что:

1) принятым административным актом или его исполнением нарушено или может быть нарушено его права, свобода или законный интерес;

2) процедурное решение или действие, бездействие административного органа негативно влияет на его права, свободы или законные интересы.

Процедурные решения, как правило, обжалуются при принятии административного акта. Однако есть исключительные случаи, когда процедурные решения могут быть обжалованы до принятия административного акта:

  • отказ в начале административного производства;
  • отказ в предоставлении статуса заинтересованного лица;
  • отказ в отводе должностного лица;
  • решение о приостановлении или закрытии административного производства;
  • отказ в доступе к материалам дела.

Бездействие административного органа может быть самостоятельным предметом обжалования, если не принят акт в установленный срок или орган затягивает рассмотрение дела.

Важно! Жалобу на то же действие, бездействие или административный акт можно подать только один раз, кроме случаев, предусмотренных законом. Однако у лица всегда есть возможность судебного обжалования.

Субъект рассмотрения жалобы

Жалобы рассматривает административный орган высшего уровня или центральный орган государственной власти, делегировавший полномочия органам местного самоуправления.

Важно отметить, что в случае отсутствия административного органа высшего уровня жалоба может быть подана в тот же административный орган, но только тогда, когда при нем создана комиссия по рассмотрению жалоб. Иначе жалоба может быть подана только в суд.

Сроки подачи жалобы

Для лица, которое было участником административного производства, – в течение 30 календарных дней со дня доведения административного акта до его сведения.

Для лица, не являющегося участником производства, – 30 календарных дней со времени, когда оно узнало или должно было узнать негативное влияние административного акта на его права, свободы или законный интерес.

Жалоба на процедурные действия или решения также подается в течение 30 календарных дней. Жалоба на бездействие административного органа может быть подана в любое время после окончания срока принятия административного акта.

В случае пропуска срока по уважительным причинам можно подать ходатайство о его возобновлении – в течение 10 рабочих дней со дня прекращения обстоятельств, которые были уважительной причиной пропуска срока, но не позднее 1 года со дня принятия административного акта.

Срок подачи жалобы не считается пропущенным в случае неуказания в административном акте срока и порядка его обжалования.

Порядок подачи жалобы

Весомой новеллой является то, что ЗАП регламентирует, что подача жалобы по ходатайству лица останавливает действие обжалуемого административного акта, кроме случаев определенных законами.

По общему правилу срок пересмотра дела по жалобе не должен превышать 30 календарных дней. Если в течение предельного срока решить дело по жалобе невозможно, то по решению административного органа такой срок может быть разово продлен, но не более чем на 15 календарных дней.

Решение по жалобе

После рассмотрения дела субъект рассмотрения может, в частности:

  • отменить полностью или частично административный акт;
  • самостоятельно принять новый акт;
  • оставить жалобу без удовлетворения;
  • признать действие административного органа противоправным;
  • обязать административный орган устранить негативные последствия.

В случае непредоставления решения по жалобе в установленный срок, жалоба считается удовлетворенной со дня, следующего за днем окончания указанного срока.

Итак, на сегодняшний день предусмотрен четкий механизм административного обжалования, где каждый имеет право быть выслушанным и участвовать в процессе.

Минюст


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
16.09.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений Правительство подало в Раду законопроект об отмене актов выполненных работ ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 05.09.2025 Внесены изменения в перечень территорий бое...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
Новое
17.09.2025
Дата определения ставки акциза и курса гривни при пополнении остатка горючего
При составлении Заявки плательщиком осуществляется расчет объемов горючего, исходя из уплаченной на электронный счет суммы акцизного налога, рассчитываемой по ставке акцизного налога, действующей на дату ее составления и исходя из официального курса гривни к иностранной валюте, установленного НБУ, д...
17.09.2025
Какие существуют виды инструктажей по охране труда
Инструктаж по охране труда существует не в одном виде и применяется в разных случаях! Более подробно – на инфографике. Больше по теме: Инструкция по охране труда для работников офиса Инструкция по охране труда для студентов, проходящих производственную практику В соответствии со ст. 18 Закон...
17.09.2025
Несвоевременное уведомление о несчастном случае: есть ли ответственность
Случился ли несчастный случай на производстве? Несвоевременно подали информацию о нем? Подробнее об ответственности работодателя смотрите ниже. Больше по теме: Смерть единственного учредителя фермерского хозяйства: как работать дальше? Прекращение трудового договора в случае смерти работника или р...
Лучшие материалы