Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Алгоритм действий при обжаловании несправедливого решения

Разъяснение

12.03.2025 7 0 0

Решения, принятые административными органами, не всегда отвечают интересам лица. В таких случаях спорная ситуация разрешается через механизмы обжалования – административное и/или судебное.

Административное обжалование – это подача жалобы в пределах публичной администрации, обычно в высший административный орган или вышестоящему должностному лицу.

В отличие от судебного обжалования, которое часто занимает длительное время и предусматривает уплату судебного сбора, административное обжалование является более экономичным и оперативным способом. Оно не требует от лица глубоких юридических знаний или помощи юриста. Основным преимуществом административного обжалования является возможность достижения желаемого результата в более короткий срок и без лишних затрат. Кроме того, это позволяет административному органу легко исправить ошибку по обращению лица.

Право на административное обжалование имеет лицо, которое считает, что:

1) принятым административным актом или его исполнением нарушено или может быть нарушено его права, свобода или законный интерес;

2) процедурное решение или действие, бездействие административного органа негативно влияет на его права, свободы или законные интересы.

Процедурные решения, как правило, обжалуются при принятии административного акта. Однако есть исключительные случаи, когда процедурные решения могут быть обжалованы до принятия административного акта:

  • отказ в начале административного производства;
  • отказ в предоставлении статуса заинтересованного лица;
  • отказ в отводе должностного лица;
  • решение о приостановлении или закрытии административного производства;
  • отказ в доступе к материалам дела.

Бездействие административного органа может быть самостоятельным предметом обжалования, если не принят акт в установленный срок или орган затягивает рассмотрение дела.

Важно! Жалобу на то же действие, бездействие или административный акт можно подать только один раз, кроме случаев, предусмотренных законом. Однако у лица всегда есть возможность судебного обжалования.

Субъект рассмотрения жалобы

Жалобы рассматривает административный орган высшего уровня или центральный орган государственной власти, делегировавший полномочия органам местного самоуправления.

Важно отметить, что в случае отсутствия административного органа высшего уровня жалоба может быть подана в тот же административный орган, но только тогда, когда при нем создана комиссия по рассмотрению жалоб. Иначе жалоба может быть подана только в суд.

Сроки подачи жалобы

Для лица, которое было участником административного производства, – в течение 30 календарных дней со дня доведения административного акта до его сведения.

Для лица, не являющегося участником производства, – 30 календарных дней со времени, когда оно узнало или должно было узнать негативное влияние административного акта на его права, свободы или законный интерес.

Жалоба на процедурные действия или решения также подается в течение 30 календарных дней. Жалоба на бездействие административного органа может быть подана в любое время после окончания срока принятия административного акта.

В случае пропуска срока по уважительным причинам можно подать ходатайство о его возобновлении – в течение 10 рабочих дней со дня прекращения обстоятельств, которые были уважительной причиной пропуска срока, но не позднее 1 года со дня принятия административного акта.

Срок подачи жалобы не считается пропущенным в случае неуказания в административном акте срока и порядка его обжалования.

Порядок подачи жалобы

Весомой новеллой является то, что ЗАП регламентирует, что подача жалобы по ходатайству лица останавливает действие обжалуемого административного акта, кроме случаев определенных законами.

По общему правилу срок пересмотра дела по жалобе не должен превышать 30 календарных дней. Если в течение предельного срока решить дело по жалобе невозможно, то по решению административного органа такой срок может быть разово продлен, но не более чем на 15 календарных дней.

Решение по жалобе

После рассмотрения дела субъект рассмотрения может, в частности:

  • отменить полностью или частично административный акт;
  • самостоятельно принять новый акт;
  • оставить жалобу без удовлетворения;
  • признать действие административного органа противоправным;
  • обязать административный орган устранить негативные последствия.

В случае непредоставления решения по жалобе в установленный срок, жалоба считается удовлетворенной со дня, следующего за днем окончания указанного срока.

Итак, на сегодняшний день предусмотрен четкий механизм административного обжалования, где каждый имеет право быть выслушанным и участвовать в процессе.

Минюст


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу

Лучшие материалы