Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Алгоритм действий при обжаловании несправедливого решения

Разъяснение
12.03.2025

Решения, принятые административными органами, не всегда отвечают интересам лица. В таких случаях спорная ситуация разрешается через механизмы обжалования – административное и/или судебное.

Административное обжалование – это подача жалобы в пределах публичной администрации, обычно в высший административный орган или вышестоящему должностному лицу.

В отличие от судебного обжалования, которое часто занимает длительное время и предусматривает уплату судебного сбора, административное обжалование является более экономичным и оперативным способом. Оно не требует от лица глубоких юридических знаний или помощи юриста. Основным преимуществом административного обжалования является возможность достижения желаемого результата в более короткий срок и без лишних затрат. Кроме того, это позволяет административному органу легко исправить ошибку по обращению лица.

Право на административное обжалование имеет лицо, которое считает, что:

1) принятым административным актом или его исполнением нарушено или может быть нарушено его права, свобода или законный интерес;

2) процедурное решение или действие, бездействие административного органа негативно влияет на его права, свободы или законные интересы.

Процедурные решения, как правило, обжалуются при принятии административного акта. Однако есть исключительные случаи, когда процедурные решения могут быть обжалованы до принятия административного акта:

  • отказ в начале административного производства;
  • отказ в предоставлении статуса заинтересованного лица;
  • отказ в отводе должностного лица;
  • решение о приостановлении или закрытии административного производства;
  • отказ в доступе к материалам дела.

Бездействие административного органа может быть самостоятельным предметом обжалования, если не принят акт в установленный срок или орган затягивает рассмотрение дела.

Важно! Жалобу на то же действие, бездействие или административный акт можно подать только один раз, кроме случаев, предусмотренных законом. Однако у лица всегда есть возможность судебного обжалования.

Субъект рассмотрения жалобы

Жалобы рассматривает административный орган высшего уровня или центральный орган государственной власти, делегировавший полномочия органам местного самоуправления.

Важно отметить, что в случае отсутствия административного органа высшего уровня жалоба может быть подана в тот же административный орган, но только тогда, когда при нем создана комиссия по рассмотрению жалоб. Иначе жалоба может быть подана только в суд.

Сроки подачи жалобы

Для лица, которое было участником административного производства, – в течение 30 календарных дней со дня доведения административного акта до его сведения.

Для лица, не являющегося участником производства, – 30 календарных дней со времени, когда оно узнало или должно было узнать негативное влияние административного акта на его права, свободы или законный интерес.

Жалоба на процедурные действия или решения также подается в течение 30 календарных дней. Жалоба на бездействие административного органа может быть подана в любое время после окончания срока принятия административного акта.

В случае пропуска срока по уважительным причинам можно подать ходатайство о его возобновлении – в течение 10 рабочих дней со дня прекращения обстоятельств, которые были уважительной причиной пропуска срока, но не позднее 1 года со дня принятия административного акта.

Срок подачи жалобы не считается пропущенным в случае неуказания в административном акте срока и порядка его обжалования.

Порядок подачи жалобы

Весомой новеллой является то, что ЗАП регламентирует, что подача жалобы по ходатайству лица останавливает действие обжалуемого административного акта, кроме случаев определенных законами.

По общему правилу срок пересмотра дела по жалобе не должен превышать 30 календарных дней. Если в течение предельного срока решить дело по жалобе невозможно, то по решению административного органа такой срок может быть разово продлен, но не более чем на 15 календарных дней.

Решение по жалобе

После рассмотрения дела субъект рассмотрения может, в частности:

  • отменить полностью или частично административный акт;
  • самостоятельно принять новый акт;
  • оставить жалобу без удовлетворения;
  • признать действие административного органа противоправным;
  • обязать административный орган устранить негативные последствия.

В случае непредоставления решения по жалобе в установленный срок, жалоба считается удовлетворенной со дня, следующего за днем окончания указанного срока.

Итак, на сегодняшний день предусмотрен четкий механизм административного обжалования, где каждый имеет право быть выслушанным и участвовать в процессе.

Минюст


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
27.05.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Критически важные предприятия до 28 мая должны подать соответствующие данные: письмо Минэкономики Актуальные счета для уплаты налогов Предлагают вернуть 100 % бронирование для критически важных предприятий Минцифры изменила критерии определения критически ...
05.03.2025
Опубликовано постановление КМУ, которым упрощена процедура бронирования военнообязанных
Больше по теме: Бронирование работников: пошаговые действия Аннулирование бронирования военнообязанных: основания и условия Отчетность по воинскому учету и бронированию 5 февраля на сайте Кабмина опубликовано постановление от 28.02.2025 № 233, которыи внесены изменения впорядок бро...
20.05.2025
Актуальные счета для уплаты налогов
Информация о реквизитах счетов, открытых для зачисления налогов, а также для уплаты единого взноса Больше по теме: Новая форма ТТН: обзор изменений Микро, малое, среднее или крупное: зачем нужно определять размер предприятия Утверждаем и обновляем штатное расписание: правила и нюансы Списки...
Новое
30.05.2025
Как в приложении ЦП к декларации по налогу на прибыль отразить расходы, связанные с приобретением ценных бумаг
Рассмотрим, по какой стоимости отражаются в приложении ЦП расходы, связанные с приобретением ценных бумаг, и в каком отчетном (налоговом) периоде отражаются такие расходы. Больше по теме: Приложение ЦП: ценные бумаги – разницы По какой стоимости отражаются в строке 02 приложения ЦП к Налогово...
30.05.2025
Нужно ли регистрировать место хранения, если оно уже зарегистрировано другим СХД
Рассмотрим, кому нужно/не нужно вносить сведения в Единый реестр мест хранения. Больше по теме: Требования к местам хранения и к транспортировке горючего: ответы на актуальные вопросы Нужно ли СХ вносить в Единый реестр мест хранения сведения о помещении, в котором будут храниться алкогольные напит...
30.05.2025
Предусмотрено ли применение РРО лицами, осуществляющими независимую профессиональную деятельность
Физлица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, имеют право не применять РРО при совершении наличных и/или безналичных расчетов. Правоотношения в области применения регистраторов расчетных операций и программных РРО регулируются Налоговым кодексом (далее – НК) и Законом от 0...
Лучшие материалы