Актуальные разъяснения ГФС по вопросам проверок
О проверках: категория ОИР, вопрос и ответ
№ |
Категория ОИР |
Тема |
Вопрос |
Ответ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Проверки и ответственность |
||||
1 |
133.05 |
Сроки судебного обжалования решений органов ГФС |
Какие установлены сроки давности и сроки обжалования в суде уведомлений-решений или других решений контролирующего органа (с процедурой/без процедуры административного обжалования)? |
В соответствии с п. 56.18 Налогового кодекса <...> (далее – НКУ) с учетом сроков давности, определенных ст. 102 НКУ, налогоплательщик имеет право обжаловать в суде налоговое уведомление-решение или другое решение контролирующего органа в любой момент после получения такого решения. Решение контролирующего органа, обжалованное в судебном порядке, не подлежит административному обжалованию. Процедура административного обжалования считается досудебным порядком решения спора. При обращении налогоплательщика в суд с иском относительно признания противоправным и/или отмены решения контролирующего органа денежное обязательство считается несогласованным до дня вступления судебного решения в законную силу. |
Статьей 102 НКУ урегулирован вопрос применения сроков давности определения налоговых обязательств, которые составляют 1 095 дней. Согласно п. 56.19 ст. 56 НКУ, в случае если до подачи искового заявления проводилась процедура административного обжалования, налогоплательщик имеет право обжаловать в суде налоговое уведомление-решение или другое решение контролирующего органа о начислении денежного обязательства в течение месяца, следующего за днем окончания процедуры административного обжалования в соответствии с п. 56.17 ст. 56 НКУ. С учетом того что два указанных предписания НКУ по-разному регулируют одни и те же правоотношения и при этом противоречат друг другу (п. 56.18 и п. 56.19 ст. 56 НКУ), то в соответствии с п. 56.21 ст. 56 НКУ преимущество должно быть отдано одной из этих законодательных норм, а именно п. 56.18 ст. 56 НКУ, которая предусматривает более длительный срок для обращения в суд (1 095 дней). Таким образом, срок для обращения в суд налогоплательщика с требованием относительно признания противоправным решения контролирующего органа должен определяться по правилам п. 56.18 ст. 56 НКУ (1 095 дней со дня получения такого решения), независимо от того, воспользовалось ли лицо своим правом на досудебное решение спора путем применения процедуры административного обжалования |
||||
2 |
136.01 |
Перенос сроков проведения проверок в связи с болезнью должностных лиц |
Переносятся ли сроки проведения документальных плановых, внеплановых и фактических проверок в связи с болезнью, отпуском или командировкой должностных лиц юрлица? |
В соответствии со ст. 92 Гражданского кодекса <...> юридическое лицо приобретает гражданские права и обязанности и осуществляет их через свои органы, которые действуют в соответствии с учредительными документами и законом. Действующим законодательством предусмотрено, что назначение на должность, увольнение, отпуск работника или назначение на выполнение функций временно отсутствующего работника оформляется приказом или распоряжением собственника или уполномоченного им органа. |
Если учредительными документами не предусмотрено возложение на другое лицо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей на случай отсутствия руководителя и главного бухгалтера по объективным причинам (отпуск, командировка, больничный и т. п.) соответствующими организационно-распорядительными документами предприятия временно назначается лицо, уполномоченное на выполнение таких функций. Условия и порядок допуска должностных лиц контролирующих органов к проведению документальных плановых или внеплановых выездных и фактических проверок определены ст. 81 раздела II Налогового кодекса Украины <...> (далее – НКУ). При этом перенос сроков проведения документальных плановых, внеплановых и фактических проверок в связи с болезнью, отпуском или командировкой должностных лиц юридического лица НКУ не предусмотрен |
||||
3 |
136.01 |
Ведение субъектом хозяйствования журнала проверок |
Какие проверки контролирующих органов должны регистрироваться в журнале регистрации проверок, который ведется СХ, и каков порядок ведения такого журнала? |
В соответствии с п. 75.1 ст. 75 Налогового кодекса Украины <...> (далее – НКУ) контролирующие органы имеют право проводить камеральные, документальные (плановые или внеплановые; выездные или невыездные) и фактические проверки. Камеральной считается проверка, которая проводится в помещении контролирующего органа исключительно на основании данных, указанных в налоговых декларациях (расчетах) налогоплательщика, и данных системы электронного администрирования налога на добавленную стоимость (данных центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, в котором открываются счета плательщиков в системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость, данных Единого реестра налоговых накладных и данных таможенных деклараций), а также данных Единого реестра акцизных накладных и данных системы электронного администрирования реализации горючего и спирта этилового (пп. 75.1.1 п. 75.1 ст. 75 НКУ) |
Согласно абзацам пятому – седьмому пп. 75.1.2 п. 75.1 ст. 75 НКУ документальной выездной проверкой считается проверка, которая проводится по местонахождению налогоплательщика или месту расположения объекта права собственности, относительно которого проводится такая проверка. Документальной невыездной проверкой считается проверка, которая проводится в помещении контролирующего органа. Документальной невыездной внеплановой электронной проверкой по заявлению налогоплательщика считается проверка, которая проводится на основании заявления, поданного налогоплательщиком с незначительной степенью риска, определенной в соответствии с п. 77.2 ст. 77 НКУ, в контролирующий орган, в котором он находится на налоговом учете. Фактической считается проверка, которая осуществляется по месту фактического осуществления налогоплательщиком деятельности, расположения хозяйственных или других объектов права собственности такого плательщика. Такая проверка осуществляется контролирующим органом относительно соблюдения норм законодательства по вопросам регулирования обращения наличности, порядка осуществления налогоплательщиками расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия лицензий, свидетельств, в том числе о производстве и обороте подакцизных товаров, соблюдения работодателем законодательства относительно заключения трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками (наемными лицами) (пп. 75.1.3 п. 75.1 ст. 75 НКУ) |
||||
Форма и Порядок ведения Журнала посещений субъектов предпринимательской деятельности контролирующими органами (Журнал регистрации проверок), утверждены приказом Государственного комитета Украины по вопросам развития предпринимательства от 10.08.98 г. № 18 (далее – Порядок). В соответствии с п. 3 Порядка Журнал регистрации проверок находится по месту осуществления предпринимательской деятельности. Согласно п. 7 Порядка представитель контролирующего органа перед началом проверки должен обязательно сделать запись в Журнале регистрации проверок, заполняя все предусмотренные графы, и поставить свою подпись. Таким образом, в Журнале регистрации проверок субъектов хозяйствования работниками контролирующих органов осуществляется регистрация только тех проверок, которые проводятся по месту осуществления хозяйственной деятельности налогоплательщика, то есть документальной выездной и фактической проверки |
||||
4 |
136.07 |
Запрос о предоставлении информации во время проверки |
Имеют ли право контролирующие органы во время проведения проверки (документальной плановой или внеплановой, выездной или невыездной, фактической) направлять налогоплательщику-юрлицу письменный запрос для получения объяснений от него? |
Согласно п. 20.1 ст. 20 Налогового кодекса Украины <...> (далее – НКУ) контролирующие органы имеют право: – для осуществления функций, определенных законом, получать бесплатно от налогоплательщиков, в том числе благотворительных и других неприбыльных организаций, всех форм собственности в порядке, определенном законодательством, справки, копии документов, заверенные подписью плательщика или его должностного лица и скрепленные печатью (при наличии), о финансово-хозяйственной деятельности, полученных доходах, расходах налогоплательщиков и другую информацию, связанную с исчислением и уплатой налогов, сборов, платежей, о соблюдении требований законодательства, осуществление контроля за которым возложено на контролирующие органы, а также финансовую и статистическую отчетность в порядке и на основаниях, определенных законом (пп. 20.1.2 п. 20.1 ст. 20 НКУ); – запрашивать и изучать во время проведения проверок первичные документы, которые используются в бухгалтерском учете, регистры, финансовую, статистическую и другую отчетность, связанную с исчислением и уплатой налогов, сборов, платежей, выполнением требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы (пп. 20.1.6 п. 20.1 ст. 20 НКУ). Также, согласно пп. 16.1.5 п. 16.1 ст. 16 НКУ налогоплательщик обязан предоставлять по надлежащим образом оформленному письменному требованию контролирующих органов (в случаях, определенных законодательством) документы по учету доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения (налоговых обязательств), первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность, другие документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов. В письменном требовании обязательно указываются конкретный перечень документов, которые должен предоставить налогоплательщик, и основания для их предоставления. При этом налогоплательщик обязан предоставить должностным (служебным) лицам контролирующих органов в полном объеме все документы, которые подлежат или связаны с предметом проверки. Такая обязанность возникает у налогоплательщика после начала проверки (п. 85.2 ст. 85 НКУ) и не связана непосредственно с оформлением каких-либо дополнительных запросов |
В то же время налогоплательщик имеет право присутствовать во время проведения проверок и давать пояснения по вопросам, возникающим во время таких проверок, ознакомляться и получать акты (справки) проверок, проведенных контролирующими органами, перед подписанием актов (справок) о проведении проверки, в случае наличия замечаний относительно содержания (текста) составленных актов (справок) подписывать их с оговорками и подавать контролирующему органу письменные возражения в порядке, установленном данным Кодексом (пп. 17.1.6 п. 17.1 ст. 17 НКУ). Кроме того, во время проведения документальных проверок, согласно пп. 11 п. 3 разд. ІІІ Порядка оформления результатов документальных проверок соблюдения законодательства Украины по вопросам государственного таможенного дела, налогового, валютного и другого законодательства налогоплательщиками – юридическими лицами и их обособленными подразделениями, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 20.08.15 г. № 727 <...> (далее – Порядок), предусмотрено, в случае необходимости, предоставление (отправка) должностным лицам налогоплательщика (руководителю налогоплательщика или уполномоченному им лицу) запросов относительно предоставления для проведения проверки документов (копий документов), объяснений, справок, информации и т. п. Информация о таких запросах приводится в общих положениях акта (справки) документальной проверки. Такие запросы подписываются должностными лицами, которые проводят документальную проверку, и вручаются налогоплательщику (руководителю налогоплательщика или уполномоченному имлицу) по д подпись. В случае невозможности вручить запрос непосредственно должностным лицам налогоплательщика (руководителю налогоплательщика или уполномоченному(ым) им лицу(ам)) такие запросы могут быть подписаны руководителем контролирующего органа (его заместителем или уполномоченным лицом) и отправлены налогоплательщику в порядке, установленном ст. 42 главы 1 разд. II НКУ (абзац второй пп. 11 п. 3 разд. ІІІ Порядка). Полученные объяснения прилагаются к акту (справке) документальной проверки (абзац седьмой п. 1 разд. ІV Порядка). Также, согласно абзацу одиннадцатому п. 1 разд. ІV Порядка, в случае непредоставления налогоплательщиком документов (их копий), объяснений, справок, информации и т. п., которые необходимы для проведения проверки в определенный в запросе срок (в случае его составления), составляется соответствующий акт: акт о непредоставлении налогоплательщиком, отказах от предоставления или предоставлении не в полном объеме документов (их копий), объяснений, справок и информации, которая прилагается к акту документальной проверки. Следовательно, во время проверки (документальной плановой или внеплановой, выездной или невыездной, фактической) должностные лица контролирующих органов для получения объяснений имеют право предоставлять письменные запросы налогоплательщикам |
||||
5 |
136.06 |
Возражение к акту проверки |
В какой контролирующий орган и каким образом осуществляется представление и рассмотрение возражений к акту проверки (документальной плановой или внеплановой, выездной или невыездной, фактической) в случае несогласия налогоплательщика с выводами, фактами, данными, зафиксированными в таком акте? |
В соответствии с п. 86.7 ст. 86 Налогового кодекса Украины <...> (далее – НКУ) в случае несогласия налогоплательщика или его представителей с выводами проверки или фактами и данными, изложенными в акте (справке) проверки, они имеют право подать свои возражения и/или дополнительные документы в порядке, определенном п. 44.7 ст. 44 НКУ, в контролирующий орган, который проводил проверку налогоплательщика, в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения акта (справки). Такие возражения и/или дополнительные документы рассматриваются контролирующим органом в течение семи рабочих дней, следующих за днем их получения (днем завершения проверки, проведенной в связи с необходимостью выяснения обстоятельств, которые не были исследованы во время проверки и указаны в замечаниях), и налогоплательщику отправляется ответ в порядке, определенном ст. 58 НКУ, для отправки (вручения) налоговых уведомлений-решений. Налогоплательщик (его уполномоченное лицо и/или представитель) имеет право принимать участие в рассмотрении возражений и/или дополнительных документов, о чем такой налогоплательщик указывает в возражениях и/или письме о предоставлении дополнительных документов в порядке, определенном п. 44.7 ст. 44 НКУ. В случае если налогоплательщик выразил желание принимать участие в рассмотрении его возражений к акту проверки и/или дополнительных документов, указав об этом в возражении и/или письме о предоставлении дополнительных документов в порядке, определенном п. 44.7 ст. 44 НКУ, контролирующий орган обязан уведомить такого налогоплательщика о месте и времени проведения такого рассмотрения. Такое уведомление отправляется налогоплательщику не позднее следующего рабочего дня со дня получения от него возражений и/или письма о предоставлении дополнительных документов в порядке, определенном п. 44.7 ст. 44 НКУ, но не позднее чем за четыре рабочих дня до дня их рассмотрения. Уведомление должно быть отправлено в порядке, определенном ст. 42 НКУ. Участие руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) контролирующего органа в рассмотрении возражений налогоплательщика к акту проверки является обязательным. Такие возражения являются неотъемлемой частью акта (справки) проверки. Решение об определении денежных обязательств принимается руководителем (его заместителем или уполномоченным лицом) контролирующего органа с учетом результатов рассмотрения возражений налогоплательщика (в случае их наличия). Налогоплательщик или его законный представитель может присутствовать во время принятия такого решения. Контролирующим и другим государственным органам запрещается использовать акт проверки как основание для выводов относительно взаимоотношений налогоплательщика с его контрагентами, если по результатам составления акта проверки налоговое уведомление-решение не отправлено (не вручено) налогоплательщику или оно считается отозванным в соответствии со ст. 60 НКУ |
Комментарии к материалу