Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Всегда ли нужно увольнять с должности госслужащего, признанного виновным в совершении коррупционного или связанного с коррупцией правонарушения?

14.07.2020 479 0 0

В соответствии с действующим законодательством за совершение коррупционного или связанного с коррупцией правонарушения государственного служащего могут привлечь к юридической ответственности. В частности, против него могут возбудить дисциплинарное производство с последующим внесением сведений о лице-нарушителе в Единый государственный реестр лиц, которые совершили коррупционные или связанные с коррупцией правонарушения (далее – Реестр), или даже освободить от должности, связанной с выполнением функций государства и местного самоуправления.

Чтобы выяснить, как действовать субъекту назначения в случае привлечения его подчиненного к административной или уголовной ответственности за указанные правонарушения, прежде всего необходимо получить официальный документ, подтверждающий факт привлечения лица к юридической ответственности.

Постановление суда о наложении административного взыскания за административное правонарушение, связанное с коррупцией, или приговор суда о привлечении к уголовной ответственности за коррупционное преступление в трехдневный срок со дня вступления в законную силу направляется соответствующему органу государственной власти, органу местного самоуправления для решения вопроса о привлечении лица к дисциплинарной ответственности, отстранения его согласно законодательству от выполнения функций государства, если иное не предусмотрено законом, а также устранения причин и условий, способствовавших совершению этого правонарушения.

Руководитель (субъект назначения), который получил такое судебное решение, имеет два варианта действий: сразу освободить работника от должности или возбудить относительно него дисциплинарное производство. Выбор варианта зависит от содержания полученного судебного решения.

Отметим, что увольнение лица или возбуждение дисциплинарного производства – это не право руководителя, а прямая обязанность, которая вытекает из императивного характера норм Законов от 10.12.15 г. № 889-VIII «О государственной службе» (далее – Закон № 889), от 14.10.14 г. № 1700-VII «О предотвращении коррупции» (далее – Закон № 1700).

Увольнение лица с должности, связанной с выполнением функций государства или местного самоуправления

Согласно п. 3, 4 ч. 1 ст. 84 Закона № 889 государственный служащий подлежит увольнению с государственной службы в случае вступления в законную силу:

  • решения суда относительно его привлечения к административной ответственности за связанное с коррупцией правонарушение, которым на него наложено взыскание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с выполнением функций государства или местного самоуправления;
  • обвинительного приговора суда, которым госслужащий признан виновным в совершении преднамеренного коррупционного преступления, независимо от вида назначенного наказания и даже в случае освобождения от отбывания наказания.

Субъект назначения обязан уволить госслужащего в течение трех дней со дня получения соответствующего судебного решения, которое является основанием для отстранения лица от должности, связанной с выполнением функций государства или местного самоуправления (ч. 2 ст. 84 Закона № 889).

Дисциплинарное производство

Лицо, которое совершило коррупционное правонарушение или правонарушение, связанное с коррупцией, однако к которому судом не применено наказание или не наложено взыскание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, связанной с выполнением функций государства или местного самоуправления, подлежит привлечению к дисциплинарной ответственности на основании ч. 2 ст. 65 Закона № 1700.

Основанием для возбуждения дисциплинарного производства является получение руководителем органа государственной власти или местного самоуправления одного из следующих решений суда:

  • постановления об освобождении от уголовной ответственности за совершение коррупционного правонарушения в связи с истечением сроков давности;
  • постановления по делу об админправонарушении, связанном с коррупцией, согласно которому лицо привлечено к административной ответственности без наложения взыскания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  • постановления о закрытии дела об админправонарушении в связи с истечением сроков наложения административного взыскания;
  • постановления об освобождении от административной ответственности за малозначительные правонарушения.

Дисциплинарное производство возбуждается безотлагательно. По его результатам налагается один из видов дисциплинарного взыскания, определенного законом.

В день подписания распорядительного документа о наложении на лицо дисциплинарного взыскания за совершение коррупционного или связанного с коррупцией правонарушения в НАЗК направляется бумажная копия такого документа вместе с информационной карточкой для внесения сведений в Реестр.

Таким образом, госслужащий, который был признан виновным в совершении коррупционного или связанного с коррупцией правонарушения, не всегда подлежит немедленному увольнению с должности государственной службы.

Обусловленное определяется содержанием судебного решения, вступившего в законную силу, соблюдением правил осуществления дисциплинарного производства и сроками привлечения лица к ответственности.

www.pl.dsp.gov.ua

Комментарии к материалу

Лучшие материалы