Важнейшие инициативы в сфере бизнеса, которыми запомнился 2018 год
Европейская Бизнес Ассоциация подготовила список инициатив, которые были введены в 2018 году, и которые касаются диджитализации, дерегуляции и демонополизации, урегулирования и «размораживания» конкретных механизмов для бизнеса
Валютное регулирование. Вместо устаревшего и абсолютно нерелевантного для настоящего Декрета о валютном регулировании Украина получила кардинально новый ЗУ «О валюте». Им отменяются устаревшие регулирования и ограничения, санкции за нарушение валютного законодательства, валютный контроль за операциями до 150 тыс. грн, предельные сроки расчетов по операциям внешнеэкономической деятельности в 180 дней и тому подобное.
В то же время, сейчас идет работа над разработкой подзаконных актов, в которых должно быть подробно прописаны механизмы валютной либерализации. Надеемся, в 2019 году их будет разработано и законодательство заработает на 100%.
Таможня и механизм работы единого окна. В июле был принят соответствующий закон, который, в то же время, призван оптимизировать взаимодействие контролирующих органов на таможне. Осенью Правительство утвердило четкие виды государственного контроля, которые следует осуществлять при проверке товаров на таможне, определив перечень товаров, которые должны проходить государственный контроль. Соответствующий приказ Минагрополитики по периодичности контроля также уже зарегистрирован Минюстом. Поэтому бизнес ожидает, что и на местах инспекторы будут четко руководствоваться законодательными и нормативными требованиями.
Пищевая промышленность. В этом году было принято ЗУ «Об информации для потребителей относительно пищевых продуктов», что будет способствовать гармонизации законодательства Украины с законодательством ЕС и выполнению обязательств Украины в сфере санитарных и фитосанитарных мер в рамках Соглашения об ассоциации. В соответствии с положениями Закона будет повышен уровень защиты здоровья и интересов потребителей путем предоставления всей необходимой информации для осуществления ими сознательного выбора пищевых продуктов. Кроме того, Законом вводится ответственность операторов рынка пищевых продуктов за введение потребителей в заблуждение. Так, например, теперь нужно будет указывать на наличие ГМО, а не его отсутствие, наличие аллергенов, которые могут вызвать непереносимость. Для молочной продукции законодательно закреплено определение термина «натуральный». Предусмотрено, что любые изменения относительно маркировки вступят в силу через 2 года. Это дает возможность и время бизнеса качественно внести соответствующие изменения в маркировку и не создавать коллапсов в работе.
Три инициативы в этом году касались электронизации, то есть, внедрение электронных баз или сервисов. Был открыт доступ к геологической информации для добычи углеводородов и либерализованы ее оборот (принятой постановлением КМУ от 7 ноября 2018 №939). К этому соответствующие базы велись Госгеонедрами в бумажном виде. Эти прогрессивные изменения будут способствовать диджитализации государственных баз и созданию электронной базы для привлечения инвесторов к разведке углеводородов, как это происходит в ведущих странах мира.
Введены электронные аукционы по продаже специальных разрешений на пользование недрами через Prozorro. Sale (постановление КМУ №333 от 25 апреля 2018). Им также убран вне аукционный механизм предоставления новых нефтегазовых участков в пользование. С 2019 года все новые участки могут получить своего владельца лишь путем торгов, онлайн-аукциона. Кроме того, усовершенствована процедура выдачи специальных разрешений на пользование недрами.
Также запущен сервис для проверки свидетельства о регистрации транспортного средства. Это механизм предупреждения мошенничества, в частности, во время грузовых перевозок, ввести более качественные и открытые условия для работы логистических компаний. Отныне у каждого гражданина есть возможность проверить действительно было выдано свидетельство по указанному номеру и соответствие данных в нем.
Положительные сдвиги произошли и в вопросе дерегуляции и демонополизации. В этом аспекте бизнесом было выделено четыре инициативы.
Первая инициатива касается демонополизации на рынке фитосанитарных услуг. Этому способствовало принятие Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно урегулирования проведения некоторых фитосанитарных процедур». Фактически, законом было поддержано привлечения частного сектора к проведению фитосанитарной экспертизы в растениеводстве. Во-первых, это расширит сеть фитосанитарных лабораторий. Во-вторых, уменьшит время прохождения соответствующих процедур и поможет избежать дублирования операций. В-третьих, улучшит качество процедур и поможет минимизировать затраты аграриев.
Вторая - алкогольной сферы. Принятым законом о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины были аннулированы лицензии на право импорта/экспорта алкоголя и оптовой лицензии исключительно розничной деятельности. Так, данный вид лицензии не был инструментом борьбы с нелегальным оборотом продукции и стоил всего 780 грн в год. При этом для реализации импортируемой продукции была лицензия на оптовую торговлю, которая стоит 500 тыс.грн. Ежегодно от платы за лицензии в бюджет попадало около 200 тыс. грн, при этом на администрирование шла значительно большая сумма. Отмена лицензии будет способствовать упрощению ведения легального бизнеса при экспорте и импорте алкогольных напитков и наращиванию внешнеторгового оборота страны.
Третья - налоговой сферы. В этом году была отменена рудиментная норма о кассовой дисциплине - а именно, отменено обязательное ведение книги УРО (КУРО) (Приказ Минфина №773). Такая инициатива была одобрительно воспринята бизнесом. В то же время, драконовские штрафы, связанные с ее ведением и неоприходованием наличных остались. Они предусмотрены устаревшим Указом Президента еще с 1995 года. Поэтому очень важно все изменения осуществлять в комплексе и сделать все возможное, чтобы штрафы также были отменены. Для этого Минфину нужно согласовать изменения в постановление НБУ №148 и законопроект об отмене рудиментного Указа Президента.
Последняя инициатива касается сферы защиты растений. В связи с тем, что в прошлом году был принят ЗУ «Об оценке воздействия на окружающую среду», но не была утверждена процедура эколого-экспертной оценки пестицидов, их регистрация остановилась. Однако, в апреле 2018 года было принято постановление КМУ №312, в котором прописан Порядок проведения экспертизы. Фактически, это разблокировало процедуру государственной регистрации средств защиты растений (СЗР). Поэтому в этом году украинские и международные импортеры и производители СЗР смогли завершить процесс государственной регистрации. А Украина в целом - получить СЗР нового поколения.
http://delo.ua/
Комментарии к материалу