В следующем году инфляция начнет снижаться, а экономика будет расти – НБУ
К концу 2024 года инфляция ускорится до 9,7 %, но в следующем году она снизится до 6,9 %, а в 2026 году – вернется к цели НБУ 5 %. Восстановление экономики будет продолжаться, в текущем году реальный ВВП увеличится на 4 %. В последующие два года рост экономики ускорится до 4,3–4,6 % в год. Такой сценарий прогноза НБУ построен на предположениях о сохранении достаточных объемов международной поддержки и постепенной нормализации условий функционирования экономики, что, в частности, будет способствовать возвращению вынужденных мигрантов и росту инвестиций. Подробный анализ и прогноз макроэкономической ситуации опубликован в ежеквартальном Инфляционном отчете за октябрь 2024 года.
В ближайшие месяцы инфляция будет расти, однако весной 2025 года начнет снижаться и дальше будет направляться к цели НБУ 5 %.
Ускорение инфляции в течение следующих месяцев будет отражать меньшее, чем в прошлом году, предложение отдельных продуктов питания, расширение совокупного спроса вследствие значительных бюджетных расходов, высокие темпы роста заработных плат и увеличение энергодефицита во время отопительного сезона. В результате потребительская инфляция достигнет 9,7 % к концу 2024 года, а в начале 2025 года временно пересечет отметку 10 %. Однако уже весной 2025 инфляция начнет снижаться. Благодаря мерам процентной и валютно-курсовой политики НБУ, а также росту предложения продовольственных товаров и ослаблению внешнего ценового давления, она замедлится до 6,9 % в конце 2025 года. В 2026 году инфляция в дальнейшем будет снижаться и достигнет цели 5 % на фоне улучшения ситуации в энергосекторе и увеличения урожая. Процентная и валютно-курсовая политика НБУ будет направляться на сохранение контроля над инфляционными ожиданиями и приведение инфляции к цели 5 % в последующие годы.
Экономика восстанавливается быстрее прогнозируемого. Реальный ВВП в 2024–2026 годах будет расти на 4–4,6 % в год.
Учитывая более высокий урожай и более быструю жатву ранних зерновых культур, меньший дефицит электроэнергии и более существенную адаптацию предприятий к ее отключениям НБУ улучшил оценку роста реального ВВП в ІІІ квартале 2024 года с 3,1 % до 4,0 %. Это позволило пересмотреть прогноз роста экономики в 2024 году с 3,7 % до 4,0 %. В дальнейшем рост реального ВВП Украины ускорится до 4,3 % в 2025 году и 4,6 % в 2026 году. В результате разрыв между реальным ВВП и его потенциальным уровнем практически нивелируется. Восстановлению экономики на прогнозном горизонте будет способствовать сохранение мягкой фискальной политики, оживление внутреннего спроса, который будет поддерживаться ростом заработных плат, а также наращивание урожаев, устойчивый внешний спрос на украинскую продукцию и инвестиции в восстановление, в частности, энергетики. Однако нехватка рабочей силы, риски безопасности, миграционные процессы и медленная нормализация экономических условий и дальше будут ограничивать экономическую активность.
Занятость и заработные платы будут постепенно расти из-за дефицита рабочих и усиления спроса со стороны работодателей.
В ІІІ квартале 2024 года спрос на работников, измеряемый количеством вакансий на сайтах поиска работы, и дальше увеличивался благодаря дальнейшему восстановлению экономической активности. Количество вакансий в абсолютном измерении было самым высоким с начала полномасштабного вторжения, рост происходил практически по всем профессиям. В целом соотношение количества претендентов на одну вакансию ниже даже при показателях 2021 года. По-прежнему дефицит кадров на рынке труда подпитывает рост заработных плат. Ожидается, что по итогам этого года реальные зарплаты поднимутся на 14 %. Тенденция к увеличению оплаты труда продолжится и в последующие годы из-за значительной конкуренции работодателей за рабочих. Уровень безработицы будет постепенно уменьшаться под влиянием усиления спроса на рабочих, однако останется выше, чем было до полномасштабного вторжения. По прогнозу НБУ, в текущем году уровень безработицы снизится до 14,2 %, а в последующие два года – до 11,6 % и 10,6 % соответственно. Рост занятости будет ограничиваться длительной сохранностью диспропорций на рынке труда из-за последствий войны, в частности мобилизации и миграции. НБУ предполагает, что в 2024 году количество вынужденных мигрантов увеличится на около 500 тыс. человек, а в следующем году – еще на 200 тыс. человек. Ожидается, что возвращение мигрантов начнется в 2026 году (около 200 тыс. человек).
Внешняя помощь остается важным источником финансирования бюджетного дефицита и пополнения международных резервов.
Дефицит бюджета будет оставаться существенным на прогнозном горизонте, хотя постепенно сузится (с более чем 23 % ВВП в 2024 году до 12,4 % ВВП в 2026 году) за счет укрепления внутренней ресурсной базы на фоне дальнейшего роста экономики. Наращивание объемов внутренних долговых привлечений и сохранение значительных объемов внешнего финансирования позволят покрывать дефицит бюджета. Ожидается, что в текущем году Украина получит от международных партнеров 41,5 млрд долл. США, а в 2025–2026 годах – около 38 млрд долл. США и 25 млрд долл. США соответственно. Внешнее финансирование позволит НБУ поддерживать достаточный уровень международных резервов. К концу 2024 года они составят 43,6 млрд долл. США. В дальнейшем в условиях ожидаемого уменьшения объемов международной помощи резервы будут постепенно снижаться до 41 млрд долл. США в 2025 году и 34,7 млрд долл. США в 2026 году. Таких объемов будет достаточно для сохранения устойчивости валютного рынка.
Кроме обновленных макроэкономических прогнозов, в октябрьском Инфляционном отчете рассмотрен ряд специальных тем.
От фиксации курса к гибкому инфляционному таргетированию во время полномасштабной войны. Полномасштабное вторжение россии в Украину заставило НБУ отказаться от традиционного формата инфляционного таргетирования (ИT). Пришлось, в частности, временно зафиксировать официальный обменный курс гривны к доллару США, ввести жесткие ограничения на валютном рынке и на движение капитала. В то же время НБУ сразу задекларировал стратегическое намерение вернуться к традиционному ИT, как только для этого сформируются макроэкономические предпосылки. Именно этот режим, как свидетельствует практика многих центробанков, показал свою результативность в обеспечении макрофинансовой стабильности в долгосрочной перспективе.
В течение 2022–2023 годов удалось существенно замедлить инфляцию и усилить ее роль якоря для ожиданий, повысить эффективность трансмиссионного механизма процентной политики и в значительной степени восстановить действенность ключевой ставки. Кроме того, НБУ смягчил наиболее обременительные валютные ограничения, а впоследствии перешел от фиксации к управляемой гибкости обменного курса, чтобы усилить его способность поглощать шоки.
Реализация этих шагов сформировала надлежащие предпосылки для перехода НБУ к промежуточному монетарному режиму – гибкому ИT, ключевые параметры которого были закреплены Основными принципами денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу. Новый режим благодаря применению консистентного набора монетарных инструментов и другим элементам гибкости позволит НБУ обеспечить надлежащий баланс между сохранением управляемости инфляционными процессами и содействием адаптации экономики Украины к шокам войны с последующей поддержкой ее восстановления.
В поисках оптимальной гибкости: количественная цель по инфляции и горизонт монетарной политики.
Мандатом центральных банков – таргетеров инфляции является обеспечение ценовой стабильности. Для выполнения своего мандата они объявляют четкую количественную цель по инфляции и декларируют обязательство устранять отклонение фактической инфляции от целевого значения в течение определенного периода времени – горизонта политики. Успехи в достижении инфляционной цели в значительной степени формируют доверие к центробанкам, что является критически важной предпосылкой для заякорения ожиданий, и, соответственно, залогом сохранения макрофинансовой устойчивости в долгосрочном периоде.
Как свидетельствует мировой опыт, усиление экономической неопределенности может потребовать от центрального банка временной корректировки типа количественной инфляционной цели и продления продолжительности горизонта политики для более гибкого реагирования на макроэкономическую турбулентность и усиление адаптивности экономики. В то же время горизонт политики не должен быть слишком длительным, чтобы не подвергнуть сомнению желание или способность центробанка обеспечивать ценовую стабильность.
Учитывая беспрецедентные вызовы войны и связанную с ней неопределенность, монетарная политика НБУ должна быть гибкой и одновременно прозрачной и предсказуемой. Учитывая это, НБУ перешел в режим гибкого инфляционного таргетирования, при котором монетарная политика НБУ направляется на приведение инфляции к цели 5 %, как и до полномасштабного вторжения. В то же время НБУ отказался от диапазона приемлемых отклонений от цели ±1 п. п. и расширил максимальную продолжительность горизонта политики с 18 месяцев до трех лет.
В поисках оптимальной гибкости: каким может быть приемлемое отклонение инфляции от цели.
Стремление центробанков избегать любых отклонений инфляции от цели даже в краткосрочном периоде может быть малоэффективным, а иногда контрпродуктивным. В то же время стремительное и длительное ускорение инфляции ощутимо усиливает риски потери доверия к центробанку и разбалансирования инфляционных ожиданий с негативными последствиями для макрофинансовой стабильности и экономического роста.
На практике это побуждает центральные банки – таргетеры инфляции к проведению гибкой нелинейной монетарной политики в поиске компромисса между поддержкой адаптивности экономики к шокам и обеспечением ценовой стабильности на среднесрочном горизонте. Для этого в отдельные краткосрочные периоды центробанк может воздерживаться от усиления монетарной политики, что позволяет инфляции умеренно отклоняться от цели. Однако центральным банкам следует своевременно и решительно реагировать на риск длительного закрепления инфляции выше порогового уровня, чтобы избегать чрезмерных угроз ценовой стабильности. Многочисленные исследования свидетельствуют, что последовательная и достаточно жесткая монетарная политика не только предотвращает закрепление инфляции на высоких уровнях, но и снижает риск «рецидивов» ценовых всплесков, позволяет сдержать девальвацию национальной валюты и рост производственных расходов. Краткосрочные потери для экономики в результате такой политики полностью нивелируются в среднесрочной перспективе.
Поэтому НБУ даже в условиях войны стремится сохранить умеренную инфляцию и не допустить ее длительного закрепления на двузнаковом уровне. Для ограничения ценового давления Национальный банк с середины этого года приостановил цикл снижения учетной ставки и приложил усилия для сохранения устойчивости валютного рынка. В случае дальнейшей реализации проинфляционных рисков НБУ готов реагировать всеми имеющимися мерами монетарной политики.
Восстановление достаточной действенности ключевой ставки как одной из предпосылок перехода к гибкому инфляционному таргетированию.
В июне 2022 года, после частичной адаптации экономических агентов к шоку войны, НБУ вернулся к активной процентной политике, применяя учетную ставку в качестве вспомогательного инструмента для сдерживания давления на обменный курс и международные резервы. Впрочем, в условиях полномасштабной войны реакция ставок по отдельным гривневым инструментам на изменения ключевой процентной ставки НБУ имеет свою специфику по сравнению с типичным откликом.
Учитывая это, НБУ в 2023 году ввел комплекс дополнительных мер, чтобы укрепить конкуренцию банков за срочные гривневые депозиты населения, а в дальнейшем, после перехода к циклу смягчения политики, – таргетировано сдерживать снижение депозитных ставок для обеспечения надлежащей защиты гривневых сбережений от инфляционного обесценения. Постепенно улучшилась трансмиссия монетарных решений НБУ в доходности гривневых ОВГЗ, в частности благодаря усилению координации с Министерством финансов Украины для активизации внутреннего долгового рынка. Сохранение макрофинансовой стабильности со своей стороны способствовало постепенному восстановлению рыночных основ кредитования предприятий, что, в частности, увеличило скорость и силу трансмиссии в ставки по бизнес-кредитам.
Как результат, с течением времени действенность и прогнозируемость влияния учетной ставки НБУ на рыночные ставки увеличилась. Этого все еще недостаточно для полноценного выполнения учетной ставкой роли основного монетарного инструмента. Однако в сочетании с другими монетарными инструментами усиление роли учетной ставки позволило перейти к гибкому ИТ во исполнение стратегических приоритетов НБУ.
НБУ
Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm
Комментарии к материалу