Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

В следующем году инфляция начнет снижаться, а экономика будет расти – НБУ

Аналитика
11.11.2024

К концу 2024 года инфляция ускорится до 9,7 %, но в следующем году она снизится до 6,9 %, а в 2026 году – вернется к цели НБУ 5 %. Восстановление экономики будет продолжаться, в текущем году реальный ВВП увеличится на 4 %. В последующие два года рост экономики ускорится до 4,3–4,6 % в год. Такой сценарий прогноза НБУ построен на предположениях о сохранении достаточных объемов международной поддержки и постепенной нормализации условий функционирования экономики, что, в частности, будет способствовать возвращению вынужденных мигрантов и росту инвестиций. Подробный анализ и прогноз макроэкономической ситуации опубликован в ежеквартальном Инфляционном отчете за октябрь 2024 года.

В ближайшие месяцы инфляция будет расти, однако весной 2025 года начнет снижаться и дальше будет направляться к цели НБУ 5 %.

Ускорение инфляции в течение следующих месяцев будет отражать меньшее, чем в прошлом году, предложение отдельных продуктов питания, расширение совокупного спроса вследствие значительных бюджетных расходов, высокие темпы роста заработных плат и увеличение энергодефицита во время отопительного сезона. В результате потребительская инфляция достигнет 9,7 % к концу 2024 года, а в начале 2025 года временно пересечет отметку 10 %. Однако уже весной 2025 инфляция начнет снижаться. Благодаря мерам процентной и валютно-курсовой политики НБУ, а также росту предложения продовольственных товаров и ослаблению внешнего ценового давления, она замедлится до 6,9 % в конце 2025 года. В 2026 году инфляция в дальнейшем будет снижаться и достигнет цели 5 % на фоне улучшения ситуации в энергосекторе и увеличения урожая. Процентная и валютно-курсовая политика НБУ будет направляться на сохранение контроля над инфляционными ожиданиями и приведение инфляции к цели 5 % в последующие годы.

Экономика восстанавливается быстрее прогнозируемого. Реальный ВВП в 2024–2026 годах будет расти на 4–4,6 % в год.

Учитывая более высокий урожай и более быструю жатву ранних зерновых культур, меньший дефицит электроэнергии и более существенную адаптацию предприятий к ее отключениям НБУ улучшил оценку роста реального ВВП в ІІІ квартале 2024 года с 3,1 % до 4,0 %. Это позволило пересмотреть прогноз роста экономики в 2024 году с 3,7 % до 4,0 %. В дальнейшем рост реального ВВП Украины ускорится до 4,3 % в 2025 году и 4,6 % в 2026 году. В результате разрыв между реальным ВВП и его потенциальным уровнем практически нивелируется. Восстановлению экономики на прогнозном горизонте будет способствовать сохранение мягкой фискальной политики, оживление внутреннего спроса, который будет поддерживаться ростом заработных плат, а также наращивание урожаев, устойчивый внешний спрос на украинскую продукцию и инвестиции в восстановление, в частности, энергетики. Однако нехватка рабочей силы, риски безопасности, миграционные процессы и медленная нормализация экономических условий и дальше будут ограничивать экономическую активность.

Занятость и заработные платы будут постепенно расти из-за дефицита рабочих и усиления спроса со стороны работодателей.

В ІІІ квартале 2024 года спрос на работников, измеряемый количеством вакансий на сайтах поиска работы, и дальше увеличивался благодаря дальнейшему восстановлению экономической активности. Количество вакансий в абсолютном измерении было самым высоким с начала полномасштабного вторжения, рост происходил практически по всем профессиям. В целом соотношение количества претендентов на одну вакансию ниже даже при показателях 2021 года. По-прежнему дефицит кадров на рынке труда подпитывает рост заработных плат. Ожидается, что по итогам этого года реальные зарплаты поднимутся на 14 %. Тенденция к увеличению оплаты труда продолжится и в последующие годы из-за значительной конкуренции работодателей за рабочих. Уровень безработицы будет постепенно уменьшаться под влиянием усиления спроса на рабочих, однако останется выше, чем было до полномасштабного вторжения. По прогнозу НБУ, в текущем году уровень безработицы снизится до 14,2 %, а в последующие два года – до 11,6 % и 10,6 % соответственно. Рост занятости будет ограничиваться длительной сохранностью диспропорций на рынке труда из-за последствий войны, в частности мобилизации и миграции. НБУ предполагает, что в 2024 году количество вынужденных мигрантов увеличится на около 500 тыс. человек, а в следующем году – еще на 200 тыс. человек. Ожидается, что возвращение мигрантов начнется в 2026 году (около 200 тыс. человек).

Внешняя помощь остается важным источником финансирования бюджетного дефицита и пополнения международных резервов.

Дефицит бюджета будет оставаться существенным на прогнозном горизонте, хотя постепенно сузится (с более чем 23 % ВВП в 2024 году до 12,4 % ВВП в 2026 году) за счет укрепления внутренней ресурсной базы на фоне дальнейшего роста экономики. Наращивание объемов внутренних долговых привлечений и сохранение значительных объемов внешнего финансирования позволят покрывать дефицит бюджета. Ожидается, что в текущем году Украина получит от международных партнеров 41,5 млрд долл. США, а в 2025–2026 годах – около 38 млрд долл. США и 25 млрд долл. США соответственно. Внешнее финансирование позволит НБУ поддерживать достаточный уровень международных резервов. К концу 2024 года они составят 43,6 млрд долл. США. В дальнейшем в условиях ожидаемого уменьшения объемов международной помощи резервы будут постепенно снижаться до 41 млрд долл. США в 2025 году и 34,7 млрд долл. США в 2026 году. Таких объемов будет достаточно для сохранения устойчивости валютного рынка.

Кроме обновленных макроэкономических прогнозов, в октябрьском Инфляционном отчете рассмотрен ряд специальных тем.

От фиксации курса к гибкому инфляционному таргетированию во время полномасштабной войны. Полномасштабное вторжение россии в Украину заставило НБУ отказаться от традиционного формата инфляционного таргетирования (ИT). Пришлось, в частности, временно зафиксировать официальный обменный курс гривны к доллару США, ввести жесткие ограничения на валютном рынке и на движение капитала. В то же время НБУ сразу задекларировал стратегическое намерение вернуться к традиционному ИT, как только для этого сформируются макроэкономические предпосылки. Именно этот режим, как свидетельствует практика многих центробанков, показал свою результативность в обеспечении макрофинансовой стабильности в долгосрочной перспективе.

В течение 2022–2023 годов удалось существенно замедлить инфляцию и усилить ее роль якоря для ожиданий, повысить эффективность трансмиссионного механизма процентной политики и в значительной степени восстановить действенность ключевой ставки. Кроме того, НБУ смягчил наиболее обременительные валютные ограничения, а впоследствии перешел от фиксации к управляемой гибкости обменного курса, чтобы усилить его способность поглощать шоки.

Реализация этих шагов сформировала надлежащие предпосылки для перехода НБУ к промежуточному монетарному режиму – гибкому ИT, ключевые параметры которого были закреплены Основными принципами денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу. Новый режим благодаря применению консистентного набора монетарных инструментов и другим элементам гибкости позволит НБУ обеспечить надлежащий баланс между сохранением управляемости инфляционными процессами и содействием адаптации экономики Украины к шокам войны с последующей поддержкой ее восстановления.

В поисках оптимальной гибкости: количественная цель по инфляции и горизонт монетарной политики.

Мандатом центральных банков – таргетеров инфляции является обеспечение ценовой стабильности. Для выполнения своего мандата они объявляют четкую количественную цель по инфляции и декларируют обязательство устранять отклонение фактической инфляции от целевого значения в течение определенного периода времени – горизонта политики. Успехи в достижении инфляционной цели в значительной степени формируют доверие к центробанкам, что является критически важной предпосылкой для заякорения ожиданий, и, соответственно, залогом сохранения макрофинансовой устойчивости в долгосрочном периоде.

Как свидетельствует мировой опыт, усиление экономической неопределенности может потребовать от центрального банка временной корректировки типа количественной инфляционной цели и продления продолжительности горизонта политики для более гибкого реагирования на макроэкономическую турбулентность и усиление адаптивности экономики. В то же время горизонт политики не должен быть слишком длительным, чтобы не подвергнуть сомнению желание или способность центробанка обеспечивать ценовую стабильность.

Учитывая беспрецедентные вызовы войны и связанную с ней неопределенность, монетарная политика НБУ должна быть гибкой и одновременно прозрачной и предсказуемой. Учитывая это, НБУ перешел в режим гибкого инфляционного таргетирования, при котором монетарная политика НБУ направляется на приведение инфляции к цели 5 %, как и до полномасштабного вторжения. В то же время НБУ отказался от диапазона приемлемых отклонений от цели ±1 п. п. и расширил максимальную продолжительность горизонта политики с 18 месяцев до трех лет.

В поисках оптимальной гибкости: каким может быть приемлемое отклонение инфляции от цели.

Стремление центробанков избегать любых отклонений инфляции от цели даже в краткосрочном периоде может быть малоэффективным, а иногда контрпродуктивным. В то же время стремительное и длительное ускорение инфляции ощутимо усиливает риски потери доверия к центробанку и разбалансирования инфляционных ожиданий с негативными последствиями для макрофинансовой стабильности и экономического роста.

На практике это побуждает центральные банки – таргетеры инфляции к проведению гибкой нелинейной монетарной политики в поиске компромисса между поддержкой адаптивности экономики к шокам и обеспечением ценовой стабильности на среднесрочном горизонте. Для этого в отдельные краткосрочные периоды центробанк может воздерживаться от усиления монетарной политики, что позволяет инфляции умеренно отклоняться от цели. Однако центральным банкам следует своевременно и решительно реагировать на риск длительного закрепления инфляции выше порогового уровня, чтобы избегать чрезмерных угроз ценовой стабильности. Многочисленные исследования свидетельствуют, что последовательная и достаточно жесткая монетарная политика не только предотвращает закрепление инфляции на высоких уровнях, но и снижает риск «рецидивов» ценовых всплесков, позволяет сдержать девальвацию национальной валюты и рост производственных расходов. Краткосрочные потери для экономики в результате такой политики полностью нивелируются в среднесрочной перспективе.

Поэтому НБУ даже в условиях войны стремится сохранить умеренную инфляцию и не допустить ее длительного закрепления на двузнаковом уровне. Для ограничения ценового давления Национальный банк с середины этого года приостановил цикл снижения учетной ставки и приложил усилия для сохранения устойчивости валютного рынка. В случае дальнейшей реализации проинфляционных рисков НБУ готов реагировать всеми имеющимися мерами монетарной политики.

Восстановление достаточной действенности ключевой ставки как одной из предпосылок перехода к гибкому инфляционному таргетированию.

В июне 2022 года, после частичной адаптации экономических агентов к шоку войны, НБУ вернулся к активной процентной политике, применяя учетную ставку в качестве вспомогательного инструмента для сдерживания давления на обменный курс и международные резервы. Впрочем, в условиях полномасштабной войны реакция ставок по отдельным гривневым инструментам на изменения ключевой процентной ставки НБУ имеет свою специфику по сравнению с типичным откликом.

Учитывая это, НБУ в 2023 году ввел комплекс дополнительных мер, чтобы укрепить конкуренцию банков за срочные гривневые депозиты населения, а в дальнейшем, после перехода к циклу смягчения политики, – таргетировано сдерживать снижение депозитных ставок для обеспечения надлежащей защиты гривневых сбережений от инфляционного обесценения. Постепенно улучшилась трансмиссия монетарных решений НБУ в доходности гривневых ОВГЗ, в частности благодаря усилению координации с Министерством финансов Украины для активизации внутреннего долгового рынка. Сохранение макрофинансовой стабильности со своей стороны способствовало постепенному восстановлению рыночных основ кредитования предприятий, что, в частности, увеличило скорость и силу трансмиссии в ставки по бизнес-кредитам.

Как результат, с течением времени действенность и прогнозируемость влияния учетной ставки НБУ на рыночные ставки увеличилась. Этого все еще недостаточно для полноценного выполнения учетной ставкой роли основного монетарного инструмента. Однако в сочетании с другими монетарными инструментами усиление роли учетной ставки позволило перейти к гибкому ИТ во исполнение стратегических приоритетов НБУ.

НБУ


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
14.10.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Принят новый закон об организации трудовых отношений в условиях военного положения Обновлен Справочник условных кодов товаров Аванс и зарплата: сроки выплаты ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 06.10.2025 Обновлен перечень код...
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
Новое
17.10.2025
С начала года ГНС провела 24 тысячи фактических проверок в сфере оборота табака и алкоголя: на чем концентрируется служба
Среди вопросов, на которых в первую очередь концентрируется ГНС: цифровизация, налоговая медиация, трансфертное ценообразование и аграрный сектор, международное сотрудничество. Детальнее см. ниже. Больше по теме: Проведение внеплановой проверки в связи с требованием налогоплател...
17.10.2025
Какие реформы ожидают управление жилищным фондом
Реформа должна обеспечить безопасное, энергоэффективное и продолжительное содержание жилья.  Больше по теме: Может ли предприниматель-единщик управлять жилым домом? Реформа должна обеспечить безопасное, энергоэффективное и продолжительное содержание жилья.  В Киеве состоялся Всеукраински...
16.10.2025
Комитет Верховной Рады по экономике представил обновленный каталог «Украинская техника для общин»
Каталог «Украинская техника для общин» создан в рамках политики развития украинских производителей «Сделано в Украине» в сотрудничестве с Федерацией работодателей Украины, Ассоциацией городов Украины и Министерством экономики, окружающей среды и сельского хозяйства «Укр...
Лучшие материалы