Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Сколько малый бизнес теряет от бюрократии

19.10.2018

Малые предприятия теряют пятую часть своей прибыли от бюрократии и до сих пор подают советские отчеты в Укрстат. Как Индекс Бюрократии может изменить ситуацию.

Чем меньше бизнес, тем дороже государственное регулирование

Не секрет, что малый бизнес играет основополагающую роль для украинской экономики. Так, по официальной статистике его доля составляет 96% от всех зарегистрированных субъектов хозяйствования, в свою очередь трудоустраивает 27% украинцев и генерирует 18% ВВП в стране.

Однако так исторически сложилось, что в Украине именно малый бизнес больше всего страдает от государственного регулирования. Чем меньше предприятие, тем сложнее и дороже для него выполнять регуляторные нормы. Например, по данным Всемирного банка, стоимость соблюдения налогового законодательства для малого бизнеса в 8 раз выше, чем для крупных предприятий. Хотя стоит заметить, что в большинстве случаев обременительным является не столько факт наличия регулирования, как бюрократия в процедурах, что влечет за собой значительные затраты времени и средств для малого предпринимателя, который чаще всего даже и не догадывается об их фактической «стоимости» исполнения.

Рис. 1. Стоимость соблюдения налогового законодательства для предприятий с разным объемом годового дохода (данные Всемирного Банка)

Смотреть глубже дерегуляции

На сегодняшний день уже существует ряд аналитических инструментов, позволяющих оценить легкость ведения бизнеса в данной стране, примером является Ease of Doing Business, согласно которому Украина повысилась на 36 позиций за последние 4 года (с 112 места в 2014). Кроме анализа регуляторной системы в целом, данный рейтинг не останавливается именно на бюрократических барьерах и не фокусируется на малом бизнесе. Несмотря на частые попытки дерегуляции, внимание на саму дебюрократизацию обращают единицы. В такой ситуации достаточно удачным решением является использование Индекса Бюрократии (англ. Bureaucracy Index), который в этом году был впервые адаптирован и рассчитан для Украины командой аналитического центра EasyBusiness.

Именно Индекс Бюрократии позволяет количественно измерить размеры бюрократического бремени, с которым сталкивается малое предприятие. В Индексе рассчитывается количество бюрократических процедур, необходимых временных и денежных ресурсов для их выполнения. Для отбора процедур используются два простых принципа: (1) бюрократическая процедура законодательно необходима для выполнения малым предприятием (2) та же процедура не является необходимым для самой компании. Также учитываются две основные сферы функционирования типичной компании, а именно: занятость работников (процедуры начисления заработной платы, уплаты налогов, приема на работу и увольнения) и операционная деятельность предприятия (администрирование налогов, управление отходами и транспортом, прохождение сертификации и проверок). В 2018 году Индекс уже был рассчитан для Словакии, Чехии, Литвы и Украины, что удачно позволяет осуществить сравнение уровня бюрократии для малого предприятия среди стран постсоветского пространства.

Более 500 страниц документов или 20% упущенной прибыли от избыточной бюрократии

Имея четырехлетний опыт в реформе дерегуляции, команда EasyBusiness решила сосредоточиться именно на бюрократических барьерах. Нынешние результаты Индекса бюрократии для украинского малого бизнеса неутешительны. Так, ежегодно украинский предприниматель должен выполнять 63 бюрократические процедуры, которые предприниматель выполняет от 1 до 24 раз в год, что в сумме составляет 500 печатных страниц текста и по подсчетам требует 469 часов. Более того, в денежном эквиваленте бюрократия обходится малому бизнесу в более чем 1000 евро ежегодно, забирая до 20% прибыли типичного маленького предприятия.

Рис. 2. Результаты Индекса Бюрократии для Украины (данные EasyBusiness)

Не менее интересным является сравнение результатов с другими постсоветскими странами, а именно Словакией, Чехией и Литвой. В компании таких стран Украина является явным аутсайдером. При том, что количество бюрократических процедур почти одинаково, украинскому бизнесу нужно вдвое больше времени, чтобы их выполнить. Не играет в пользу Украины и тот факт, что в денежном эквиваленте (евро) украинская бюрократия почти вполовину дешевле европейской. В свою очередь это свидетельствует лишь о более низком уровне оплаты труда.

Рис. 3. Сравнение результатов Индекса Бюрократии (данные EasyBusiness, INESS, Lithuanian Free Market Institute, Liberální Institut)

Шансы на улучшение

Однако ситуация не является безвыходной. Именно Индекс бюрократии позволяет идентифицировать наиболее обременительные процедуры, изменение которых может заметно сэкономить время и средства малому украинскому предприятию.

В общем рекомендации по уменьшению бюрократии касаются трех основных направлений:

Упрощение администрирования процедур (например, по "Налогообложению расходов работника, понесенных за счет собственных средств»);
Изменение периодов подачи отчетов (например, отчетов О перевозке грузов и пассажиров автомобильным транспортом и Об использовании и запасах топлива)
Отмена рудиментарных документов (например, Подтверждающих обеспечение сотрудников спецодеждой, мылом, молоком, газированной водой).
Уменьшение бюрократии позволит бизнесу более эффективно использовать свое время и деньги. Например, сэкономив средства от избыточной бюрократии, малый предприниматель смог бы нанять дополнительного менеджера по продажам для развития бизнеса или просто вложить средства в разработку своего сайта для привлечения новых клиентов.

Однако решающее слово всегда остается за правительством. Хотя стоит отметить положительные сдвиги в этом вопросе. Так, в день Международного дня бюрократии, прошедший 1 октября, на представлении результатов Индекса присутствовали представители правительства. Забюрократизированность бизнеса является не только украинской проблемой, она так же присутствует в европейских странах. Но речь идет не о количестве бумаг, которые необходимо предоставить, а об уровне бюрократического давления в плане затрат времени и денег на выполнение бюрократических процедур.

biz.nv.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
01.07.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Внесены изменения в перечень территорий боевых действий и ВОТ (текст приказа от 16.06.2025) Денежная компенсация за неиспользованные ежегодные отпуска В Резерв+ появятся новые возможности получить автоматическую отсрочку Правительство утвердило изменения к...
20.05.2025
Актуальные счета для уплаты налогов
Информация о реквизитах счетов, открытых для зачисления налогов, а также для уплаты единого взноса Больше по теме: Новая форма ТТН: обзор изменений Микро, малое, среднее или крупное: зачем нужно определять размер предприятия Утверждаем и обновляем штатное расписание: правила и нюансы Списки...
17.04.2025
С 16.04.2025 начали действовать сроки хранения документов по воинскому учету
Больше по теме: Приказы и распоряжения: основные термины, виды и сроки хранения Сроки хранения первичных документов увеличены: повлияет ли это на сроки давности для проверок Министерство юстиции приказом от 14.03.2025 № 748/5 утвердило изменения к Перечню типовых документов, которые созд...
Новое
03.07.2025
Правительство расширило перечень товаров, подлежащих локализации во время публичных закупок
Правительство расширило перечень товаров перерабатывающей промышленности, которые будут подлежать требованию относительно минимальной степени локализации во время публичных закупок. Правительство расширило перечень товаров перерабатывающей промышленности, которые будут подлежать требованию относител...
03.07.2025
Работник требует ввести дистанционную работу: действия работодателя
В случае введения дистанционной работы, работник самостоятельно определяет рабочее место и несет ответственность за обеспечение безопасных и безвредных условий труда на нем. Больше по теме: Направление в командировку работника-дистанционщика Изменения относительно дистанционной и надомной работы М...
03.07.2025
Э-уведомление об ошибочной уплате платежей: разъяснение ГНС
С целью повышения уровня информирования налогоплательщиков о суммах ошибочно уплаченных налоговых платежей, единого взноса в Электронном кабинете плательщика разработан и внедрен новый сервис «Е-повідомлення». Больше по теме: Заблокирована ошибочно оформленная НН: можно ли не подавать д...
Лучшие материалы