Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Поступления в бюджет в первом полугодии и возможные пути их увеличения до конца года

Аналитика

08.07.2024 20 0 0

Как информирует Д. Гетманцев, по сравнению с прошлым годом доходы бюджета в первом полугодии выросли, несмотря на сокращение грантовой помощи почти в 7 раз. 

По данным Госказначейства, в первой половине 2024 года доходы общего фонда госбюджета составили 913,4 млрд грн и против аналогичного периода в прошлом году они выросли на 5,1 % (+44 млрд грн). 

Указанный небольшой рост достигнут на фоне значительно меньших объемов поступления грантовой помощи, львиная часть которой в прошлом году поступала от США. 

В частности, в первом полугодии 2024 года в общий фонд поступило 40,3 млрд грн грантов, что в 6,7 раза меньше (–229,4 млрд грн) чем за этот же период в 2023 году. Если в первой половине 2023 года гранты составляли 31 % доходов общего фонда госбюджета, то в первом полугодии 2024 года – только 4,4 %. 

В то же время в сопоставимых условиях (без грантов) в годовом измерении доходы госбюджета выросли на 45,6 % (+273,4 млрд грн) в основном за счет налоговых поступлений (+45,8 %), а также дивидендов и части чистой прибыли предприятий (+114 %). 

В частности, по налогам, администрируемым ГНС, рост поступлений год к году составляет +50,3 %, в том числе поступления по налогу на прибыль предприятий выросли в 2,2 раза (+79,7 млрд грн), внутреннего НДС (с возмещением) – в 1,5 раза (+43,8 млрд грн), НДФЛ – 21,1 % (+16,9 млрд грн), акцизного налога – 16,8 % (+8,4 млрд грн).

По администрируемым таможней налогам в годовом измерении доходы бюджета выросли на 38,1 % (+77,6 млрд грн), в том числе от импортного НДС – на 38,6 % (+62,3 млрд грн). 

Определенным образом, такой рост объясняется инфляцией (+3,7 % потребительская, +7,5 % промышленная за 5 месяцев 2024 года, год к году) и изменением налоговых условий: возврат с 1 июля 2023 года налогообложения топлива до довоенного уровня, введение налогообложения сверхприбылей банков за 2023 год по ставке 50 % и 25 % в дальнейшем. 

Впрочем, весомым фактором остается детенизация, объясняющая большую часть перевыполнения плана (росписи) поступлений за период. В частности, в первой половине года выполнение росписи доходов ГНС составило 111,2 % (+53,3 млрд грн), Гостаможслужбой – 107,3 % (+19,1 млрд грн). 

«Итак, за счет перевыполнения планов по налогам за первую половину года мы получили дополнительно более 70 млрд грн в госбюджет. Эти средства пошли на финансирование сектора безопасности и обороны, финансируемого из внутренних источников. Благодарен за это всем добросовестным налогоплательщикам! 

Впрочем, как бы мы ни пытались перевыполнить план по налогам, этих средств все равно будет недостаточно для финансирования запланированных потребностей обороны. 

Простая математика. Расходы на сектор безопасности и обороны составляют не менее 180 млрд грн в месяц (в то время как в бюджете учтено 140 млрд грн/мес). И эти расходы точно не будут уменьшаться из-за нынешней интенсивности боевых действий и растяжения линии фронта. 400–500 млрд грн, о которых неоднократно писали СМИ, – это и есть потенциальный разрыв в финансировании оборонных расходов по состоянию на сейчас, который уже через несколько месяцев станет реальным. 

Дополнительным негативным фактором может стать больше прогнозируемого замедления экономики во второй половине года из-за разрушения рф энергетической инфраструктуры и ограничения в энергоснабжении. 

Все варианты решения проблемы бюджетного разрыва сейчас на столе. Впрочем, реальных путей улучшения ситуации не так уж и много. Из относительно приемлемых, напомню – это повышение налогов и увеличение заимствований на внутреннем рынке. Впрочем, потенциал последнего шага намного меньше. 

Остальные варианты – это выбор между хуже и еще хуже: принудительная конвертация остатков средств местных бюджетов в ОВГЗ (потенциальный ресурс более 150 млрд грн, но по сути сворачивает реформу децентрализации), ускоренная девальвация, бюджетная эмиссия, являющаяся налогом на наиболее социально незащищенных граждан. Возможность бюджетной эмиссии – как опция последней надежды – предусмотрена Меморандумом с МВФ. Впрочем, есть консенсус между всеми ветвями власти и международными партнерами – избегать этого сценария до последнего. 

Не хочу сейчас спекулировать, какой вариант будет выбран. Следует все же дождаться правительственного законопроекта об изменениях к Налоговому кодексу (если такой будет) и уже потом оценивать возможный дополнительный ресурс на оборону от принятия тех или иных решений, какими бы сложными они ни были», – отмечает депутат. 

Д. Гетманцев


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу

Лучшие материалы