Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Основные риски перспективной пенсионной реформы в Украине

16.03.2017

Вчера была представлена перспективная пенсионная концепция, в соответствии с которой солидарную пенсионную систему ждет фактическая децентрализация. С какими основными рисками придется встретиться гражданам и органам власти?

Из представленной заместителем главы комитета Верховной Рады по экономической политике статистики следует, что в настоящее время 11 пенсионеров содержатся 10 работниками, которые делают взносы в солидарную систему, а подавляющее большинство пенсионеров (около 78 процентов) получают пенсию в пределах 2 000 грн в месяц, 17 процентов – в пределах 4 000 грн и только 3 процента – более 4 000 грн.

В ближайшем будущем, при текущих тенденциях в демографии и экономики, это соотношение может измениться в сторону увеличения числа пенсионеров.

Чисто математически исполнение социальных обязательств без реформ будет осложнено, а субсидирования из госбюджета системно проблему не решит.

В связи с этим предлагается система персональных накоплений от 2% от зарплаты с ежегодным увеличением на 1% до итоговых 7% в месяц. Система будет обязательной для людей младше тридцати пяти.

В дальнейшем пенсионер будет получать пенсию из разных источников – основную часть из сохраняемой солидарной системы, около трети с личных счетов и десятую часть от негосударственного пенсионного обеспечения.

Предусматривается и возможность наследования накоплений. При этом систему планируется запустить без увеличения ЕС и НДФЛ за счет перераспределения текущих поступлений и дополнительных прямых и непрямых фискальных источников (уменьшение налога на прибыль, перераспределение иных поступлений в бюджет).

Ожидаемая планка за первые 10 лет – около 420 млрд гривен. Для нивелирования инфляции накопления предлагается вкладывать в облигации внутреннего госзайма с доходностью не ниже уровня инфляции в текущем году.

Сама по себе система не нова. И накопительная система и негосударственная составляющая известны давно и внедрение модели было только вопросом времени, поскольку действовавшая при СССР модель пенсионного обеспечения, основанная на совершенно иной демографии и занятости, по очевидным причинам работать в текущих условиях не может хотя бы математически.

Поэтому децентрализация с целью диверсификации является идеей, вполне отвечающей вызовам времени, но вместе с этим она несет фундаментальные риски, которые коротко можно охарактеризовать так:

1. Дальний горизонт инвестирования. Концепция предполагает индивидуально накапливать уже «сегодня» при колоссальном временном интервале востребования ресурсов. Этому сопутствует целый ряд рисков, не последним из которых является нестабильность законодательной системы, которая может к точке востребования ресурсов измениться неоднократно и не предполагает активного участия накапливающего в управлении активами. Компенсатором может быть политическая стабильность и нивелирование страновых рисков в целом.

2. Инфляционный риск. При вводе национальной денежной единицы гривны курс к доллару США составлял мене 2 грн за 1 доллар США. И покупательная способность 1 гривны была очевидно выше сегодняшней.

Учитывая торговый баланс, объективную энергозависимость страны и экономические реалии покупательная способность национальной валюты иногда является единственным балансиром, способным растянуть негативные экономически явления во времени и чисто технически исполнять бюджеты (показателен пример Греции, где такой возможности не было).

В итоге при условном введении рассматриваемой концепции в 1996 году условный накапливающий по состоянию на сегодняшний день значительно бы потерял в покупательной способности накоплений и компенсация ОВГЗ на индекс инфляции в данном случае полностью не покроет потери как минимум потому, что индекс и реальный рост цен на основные группы товаров далеко не всего совпадают, а в случае импортного товара цена реагирует практически мгновенно, вслед за валютным рынком.

Ситуация с ценами на товары внутреннего производства имеет временной лаг, но в любом случае догоняет ситуацию, поскольку почти всегда существует импортная составляющая, а участники рынка в случаях волатильности закрывают собственные риски простым учетом их в ценах. Поэтому система очевидно требует правил работы с накоплениями.

3. Отсутствие качественных и эффективных финансовых инструментов. Как указано выше, обычных ОВГЗ на индекс инфляции будет недостаточно. Фондовый рынок после кризиса сегодня находится в тяжелом состоянии да и особенности его работы в отечественных условиях имеют риски не меньшие, нежели страновые.

Механизмов работы в валютной сфере и в сфере драгоценных металлов и камней нет даже в проектах. Как частный случай можно рассмотреть диверсификацию корзины покупкой инвестиционных монет НБУ, но это на государственном уровне несерьезно, т.к. является скорее индивидуальным инструментом.

В целом работа с долговыми обязательствами сегодня крайне усложнена и неоднозначна, а привлечение крупных инвестиций усложнено. Рынок недвижимости (как коммерческой, так и некоммерческой) развивается крайне слабо. Доходности инвестиционных фондов докризисного периода давно неактуальны. Теоретически низкорисковый инструмент в виде депозитов в текущих условиях является высокорисковым.

Подробнее смотри по ссылке: http://hyser.com.ua/

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
14.10.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Принят новый закон об организации трудовых отношений в условиях военного положения Обновлен Справочник условных кодов товаров Аванс и зарплата: сроки выплаты ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 06.10.2025 Обновлен перечень код...
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
Новое
17.10.2025
С начала года ГНС провела 24 тысячи фактических проверок в сфере оборота табака и алкоголя: на чем концентрируется служба
Среди вопросов, на которых в первую очередь концентрируется ГНС: цифровизация, налоговая медиация, трансфертное ценообразование и аграрный сектор, международное сотрудничество. Детальнее см. ниже. Больше по теме: Проведение внеплановой проверки в связи с требованием налогоплател...
17.10.2025
Какие реформы ожидают управление жилищным фондом
Реформа должна обеспечить безопасное, энергоэффективное и продолжительное содержание жилья.  Больше по теме: Может ли предприниматель-единщик управлять жилым домом? Реформа должна обеспечить безопасное, энергоэффективное и продолжительное содержание жилья.  В Киеве состоялся Всеукраински...
16.10.2025
Комитет Верховной Рады по экономике представил обновленный каталог «Украинская техника для общин»
Каталог «Украинская техника для общин» создан в рамках политики развития украинских производителей «Сделано в Украине» в сотрудничестве с Федерацией работодателей Украины, Ассоциацией городов Украины и Министерством экономики, окружающей среды и сельского хозяйства «Укр...
Лучшие материалы