Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Основные риски перспективной пенсионной реформы в Украине

16.03.2017

Вчера была представлена перспективная пенсионная концепция, в соответствии с которой солидарную пенсионную систему ждет фактическая децентрализация. С какими основными рисками придется встретиться гражданам и органам власти?

Из представленной заместителем главы комитета Верховной Рады по экономической политике статистики следует, что в настоящее время 11 пенсионеров содержатся 10 работниками, которые делают взносы в солидарную систему, а подавляющее большинство пенсионеров (около 78 процентов) получают пенсию в пределах 2 000 грн в месяц, 17 процентов – в пределах 4 000 грн и только 3 процента – более 4 000 грн.

В ближайшем будущем, при текущих тенденциях в демографии и экономики, это соотношение может измениться в сторону увеличения числа пенсионеров.

Чисто математически исполнение социальных обязательств без реформ будет осложнено, а субсидирования из госбюджета системно проблему не решит.

В связи с этим предлагается система персональных накоплений от 2% от зарплаты с ежегодным увеличением на 1% до итоговых 7% в месяц. Система будет обязательной для людей младше тридцати пяти.

В дальнейшем пенсионер будет получать пенсию из разных источников – основную часть из сохраняемой солидарной системы, около трети с личных счетов и десятую часть от негосударственного пенсионного обеспечения.

Предусматривается и возможность наследования накоплений. При этом систему планируется запустить без увеличения ЕС и НДФЛ за счет перераспределения текущих поступлений и дополнительных прямых и непрямых фискальных источников (уменьшение налога на прибыль, перераспределение иных поступлений в бюджет).

Ожидаемая планка за первые 10 лет – около 420 млрд гривен. Для нивелирования инфляции накопления предлагается вкладывать в облигации внутреннего госзайма с доходностью не ниже уровня инфляции в текущем году.

Сама по себе система не нова. И накопительная система и негосударственная составляющая известны давно и внедрение модели было только вопросом времени, поскольку действовавшая при СССР модель пенсионного обеспечения, основанная на совершенно иной демографии и занятости, по очевидным причинам работать в текущих условиях не может хотя бы математически.

Поэтому децентрализация с целью диверсификации является идеей, вполне отвечающей вызовам времени, но вместе с этим она несет фундаментальные риски, которые коротко можно охарактеризовать так:

1. Дальний горизонт инвестирования. Концепция предполагает индивидуально накапливать уже «сегодня» при колоссальном временном интервале востребования ресурсов. Этому сопутствует целый ряд рисков, не последним из которых является нестабильность законодательной системы, которая может к точке востребования ресурсов измениться неоднократно и не предполагает активного участия накапливающего в управлении активами. Компенсатором может быть политическая стабильность и нивелирование страновых рисков в целом.

2. Инфляционный риск. При вводе национальной денежной единицы гривны курс к доллару США составлял мене 2 грн за 1 доллар США. И покупательная способность 1 гривны была очевидно выше сегодняшней.

Учитывая торговый баланс, объективную энергозависимость страны и экономические реалии покупательная способность национальной валюты иногда является единственным балансиром, способным растянуть негативные экономически явления во времени и чисто технически исполнять бюджеты (показателен пример Греции, где такой возможности не было).

В итоге при условном введении рассматриваемой концепции в 1996 году условный накапливающий по состоянию на сегодняшний день значительно бы потерял в покупательной способности накоплений и компенсация ОВГЗ на индекс инфляции в данном случае полностью не покроет потери как минимум потому, что индекс и реальный рост цен на основные группы товаров далеко не всего совпадают, а в случае импортного товара цена реагирует практически мгновенно, вслед за валютным рынком.

Ситуация с ценами на товары внутреннего производства имеет временной лаг, но в любом случае догоняет ситуацию, поскольку почти всегда существует импортная составляющая, а участники рынка в случаях волатильности закрывают собственные риски простым учетом их в ценах. Поэтому система очевидно требует правил работы с накоплениями.

3. Отсутствие качественных и эффективных финансовых инструментов. Как указано выше, обычных ОВГЗ на индекс инфляции будет недостаточно. Фондовый рынок после кризиса сегодня находится в тяжелом состоянии да и особенности его работы в отечественных условиях имеют риски не меньшие, нежели страновые.

Механизмов работы в валютной сфере и в сфере драгоценных металлов и камней нет даже в проектах. Как частный случай можно рассмотреть диверсификацию корзины покупкой инвестиционных монет НБУ, но это на государственном уровне несерьезно, т.к. является скорее индивидуальным инструментом.

В целом работа с долговыми обязательствами сегодня крайне усложнена и неоднозначна, а привлечение крупных инвестиций усложнено. Рынок недвижимости (как коммерческой, так и некоммерческой) развивается крайне слабо. Доходности инвестиционных фондов докризисного периода давно неактуальны. Теоретически низкорисковый инструмент в виде депозитов в текущих условиях является высокорисковым.

Подробнее смотри по ссылке: http://hyser.com.ua/

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
20.05.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Принят Закон о возобновлении течения исковой давности Минфин обнародовал проекты профессиональных стандартов «Главный бухгалтер бюджетного учреждения» и «Бухгалтер бюджетного учреждения» ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплате...
27.02.2025
Хранение и использование горючего на предприятии в 2025 году: учет, налоги и документальное оформление
Марафон-2025: главные бухгалтерские акценты года У субъектов хозяйствования, использующих в своей деятельности транспортные средства, другие машины и механизмы, потребляющие топливо, постоянно возникают вопросы, связанные с учетом и документальным оформлением операций с таким горючим, а также с изме...
05.03.2025
Опубликовано постановление КМУ, которым упрощена процедура бронирования военнообязанных
Больше по теме: Бронирование работников: пошаговые действия Аннулирование бронирования военнообязанных: основания и условия Отчетность по воинскому учету и бронированию 5 февраля на сайте Кабмина опубликовано постановление от 28.02.2025 № 233, которыи внесены изменения впорядок бро...
Новое
22.05.2025
С 1 июня в Дії станет доступным мультишеринг для бизнеса
Получить весь пакет нужных документов от клиента стало возможным в несколько нажатий на экране. Без ксерокопий, файлов и ошибок в бумагах. Именно так с 1 июня будет работать новый сервис для бизнеса – мультишеринг документов в Дії.  Все цифровые копии необходимых документов поступают сра...
21.05.2025
Научные парки – новые возможности для бизнеса
Science City – это часть Стратегии цифрового развития инноваций WINWIN 2030, которая объединяет науку, образование и бизнес. Министерство образования и науки совместно с Министерством цифровой трансформации разрабатывают новый правовой режим Science City, преследующий цель трансформировать нау...
21.05.2025
Каким был финансовый рынок в 2024 году: отчет НБУ
Основное внимание регулятор уделяет прежде всего системно важным и важным субъектам инфраструктуры финансового рынка, нарушение непрерывности деятельности которых может быть источником системного риска. Национальный банк, соблюдая принципы прозрачности выполнения функции с оверсайта, опубликовал оче...
Лучшие материалы