Больше по теме:
Представление уточняющих деклараций по плате за землю и налогу на недвижимость: 7 общих правил
Спецтема «Налог на недвижимость и плата за землю: подача уточняющих деклараций»
Наличие зарегистрированных прав на недвижимость в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество (ГРВП) является надежным средством защиты прав добросовестных собственников. После регистрации права собственности в Государственном реестре прав для подтверждения факта наличия у лица определенных прав достаточно заказать информационную справку из Государственного реестра прав о конкретном объекте недвижимости. Госреестр предоставляет дополнительные гарантии защиты прав для собственников недвижимого имущества в условиях военного положения и в случае утери или уничтожения бумажных оригиналов документов или уничтожения архивов БТИ. К сожалению, после начала полномасштабного вторжения многие такие архивы БТИ уже уничтожили или разворовали оккупанты.
Регистрация прав на недвижимость в этом реестре позволяет собственнику беспрепятственно распоряжаться своей недвижимостью, эффективно защищать свои права в судебном порядке, предохраняет от незаконных действий с недвижимым имуществом (например, от безосновательного отчуждения посторонним лицам) и позволяет отследить все регистрационные действия с его объектом.
Регистрация права в Государственном реестре прав является обязательным условием для получения компенсации за разрушенное и поврежденное жилье в пределах государственной программы «єВідновлення».
Собственник недвижимого имущества, право на которое возникло до 1 января 2013 года, может обратиться к государственному регистратору (в Центр предоставления административных услуг), к нотариусу по местонахождению объекта недвижимого имущества (в пределах области, за исключением территорий, в отношении которых действует принцип экстерриториальности).
Если местонахождением объекта является Автономная Республика Крым, Донецкая, Запорожская, Луганская, Николаевская, Харьковская, Херсонская области, город Севастополь, то собственник имеет право обратиться к любому государственному регистратору (в Центр предоставления административных услуг), к нотариусу в пределах Украины, не привязываясь к территориальности.
Также собственник недвижимого имущества, право на которое возникло до 1 января 2013, может подать заявление в электронной форме через портал «Дія». Такая услуга доступна во Львовской, Тернопольской, Харьковской, Хмельницкой, Черниговской, Закарпатской, Ровенской, Днепропетровской, Полтавской, Киевской, Кировоградской, Запорожской, Черновицкой, Волынской, Черкасской, Сумской, Винницкой, Одесской, Ивано-Франковской, Николаевской, Житомирской и Херсонской областей (22 области).
В соответствии с Законом от 01.07.2004 № 1952-IV «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» государственная регистрация вещных прав на недвижимое имущество и их обременений в Государственном реестре прав осуществляется только на основании заявления и поданных заявителями документов, подтверждающих приобретение. То есть добровольно.
Закон разрешает собственнику обратиться за проведением государственной регистрации таких прав без административного сбора.
Таким образом, граждане не имеют обязанности «перерегистрации» вещных прав, возникших до 1 января 2013 года, однако это необходимо в условиях военного положения.
Минюст