Нефинансовая информация: почему бизнесу важно ее использовать
Чтобы получить более полное представление о состоянии бизнеса, его эффективности и будущих перспективах, важно оперировать нефинансовой информацией и показателями, полученными на ее основе. Что такое нефинансовая информация и какие показатели, полученные в ходе ее анализа, должен брать во внимание бизнес, чтобы быть успешным, – далее.
Нефинансовая информация
Под нефинансовой информацией подразумевают любые данные, полученные из источников, отличных от финансовой отчетности или учетных систем предприятия. Такие показатели в основном выражены в немонетарном виде, могут быть количественными и качественными, идентифицировать определенные тренды и корреляции, сравниваться с другими финансовыми и нефинансовыми показателями, а также влиять и быть зависимыми от них.
Нефинансовые показатели
Конкурентоспособность: темпы роста продаж отдельного вида продукции или услуг; размер и состав клиентской базы; доля рынка и ее увеличение; структура продуктового портфеля.
Уровень активности: количество проданных единиц; отработанные часы; количество перевезенных пассажиров динамика и сезонность активности в течение года.
Продуктивность: производственные затраты на единицу продукции; уровень загруженности рабочих мощностей; среднедневной или почасовой выпуск продукции; среднее время настройки производственной линии; количество транзакций в час.
Качество обслуживания и удовлетворенность клиентов: количество забракованных единиц; количество визитов представителей к клиентам; количество повторных обращений; среднее время ответа на запрос клиента; оценка уровня обслуживания; количество жалоб или возвратов; соотношение постоянных, новых и потерянных клиентов.
Опытность персонала: дни отсутствия за неделю; средний уровень ротации; количество часов обучения, курсов или квалификаций, полученных сотрудниками; оценка удовлетворенности работой; среднее время работы сотрудника на одной должности; уровень квалификации новых работников; среднее время или затраты на поиск кандидата на вакансию; уровень конкурентоспособности оплаты труда.
Инновации: количество инновационных продуктов или услуг, выведенных на рынок; доля выручки от новых продуктов; уровень технической экспертизы по сравнению с прямыми конкурентами.
Репутация компании: позиция и стоимость бренда; доля потребителей, готовых принять маркетинговое предложение; рейтинги и позиционирование независимыми экспертами.
Важность нефинансовых показателей
Нефинансовые показатели позволяют своевременно и оперативно отреагировать на изменения и выявить отклонения от заданного курса развития. Используя их в своем аналитическом арсенале, бизнес становится более ориентированным на будущее. Они помогают определить факторы успеха и сформулировать конкретные ориентиры и цели, достижение которых станет залогом выполнения, в том числе, и финансовых показателей.
Возьмем, например, аудиторскую компанию, предоставляющую услуги. Ключевым активом здесь, как правило, является квалифицированный персонал. Высокий уровень ротации персонала свидетельствует о несовершенстве внутренних процессов и имеет прямое влияние на удовлетворенность клиентов, что, в свою очередь, со временем обязательно отрицательно повлияет на продажи и прибыльность. Эту проблему очень трудно вовремя заметить и исправить, ориентируясь только на финансовые отчеты. Такой показатель, как доходность привлеченного капитала, не слишком очевидно зависит и меняется от того, насколько новый или опытный персонал работает в компании и как часто люди меняют место работы. Иногда, наоборот, чтобы повысить этот показатель, сократив расходы в краткосрочной перспективе, руководство стремится нанимать меньшее количество сотрудников или тех, кто готов работать за более низкую ставку. Однако это будет краткосрочный положительный эффект. Коэффициенты доходности и отдачи вырастут, но ненадолго. Очевидно, что такой подход противоречит эффективной стратегии достижения успеха.
Источники нефинансовой информации
Получить нефинансовую информацию можно из разных источников – данные из внутренних информационных систем компании, СМИ, социальных сетей, отзывы клиентов, специализированные обзоры и исследования отдельных рынков, отчеты и обзоры от независимых внешних экспертов, опрос клиентов, наблюдение, тестирование и т. д.
С развитием информационных технологий появляются безграничные возможности доступа к очень большому количеству нефинансовой информации, которая после умелой обработки и агрегации может стать чрезвычайно полезной для принятия решений и получения конкурентных преимуществ.
Термином «большие данные» (Big data) называют тот необъятный объем входных и выходных данных, которыми ежедневно оперирует любой бизнес. Транзакции в системах учета, операции с клиентами и поставщиками, информация в СМИ, интернете и социальных сетях – все это может быть источником для расчета нефинансовых показателей, определения трендов и приоритетов, а также предпочтений рынка.
devisu.ua
Комментарии к материалу