Названы самые популярные схемы серого и черного импорта в Украину
12.06.2017 302 0 0
Эксперты составили перечень самых распространенных способов ввоза товаров, позволяющие снизить таможенные платежи.
После поездки президента Петра Порошенко на Волынь с инспекцией пунктов пропуска на границе с Польшей выяснилось, что эти пункты перегружены на 50-70%, из-за владельцев авто на иностранных номерах и челноков, которые целыми днями курсируют через границу. Это мешает всем остальным удобно пользоваться преимуществами безвиза с ЕС.
Данный факт послужил дополнительным стимулом для Минфина при разработке плана реформы таможни. В рамках этой работы эксперты исследовательского центра CASE Ukraine составили перечень наиболее популярных схем, которые используются при «сером» и «черном» импорте.
Первая схема. Черная контрабанда
Полностью незаконное перемещение товаров через таможенную границу вне таможенного контроля. То есть, или пересечение границы вне таможенного поста или с незаконным освобождением от таможенного контроля (за определенную плату в карман контролерам и представителям правоохранительных органов).
Такая схема используется, как правило, для крупных партий высоколиквидного товара, который можно быстро продать и замести следы.
Вторая схема. Прерванный транзит
В данном случае импортный товар ввозится на территорию Украины как транзитный. Его получатель, согласно документам, находится также в другой стране (чаще всего в странах СНГ). Однако границы Украины такой товар не покидает, несмотря на формально выполненную процедуру транзита.
Эта схема была особенно популярна в девяностых года. Однако и сейчас ею успешно пользуются. Например, в 2013 году тогда еще заместитель председателя комитета Верховной Рады по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией Геннадий Москаль рассказывал о поставках из Болгарии одежды, обуви, тканей и мебели якобы в адрес российских получателей.
Эти схемы модернизируются в соответствии с изменением законодательной базы и продолжают успешно применяться и в 2017 году.
Третья схема. «Норма», «мурашки» или «пиджаки»
Злоупотребление предоставленными законом льготами для ввоза товаров гражданами.
Напомним, что согласно закону каждый гражданин для личного использования имеет право за один раз провезти через границу товаров на сумму 1000 евро путешествуя самолетом и 500 евро - автомобилем. А также получить по почте товара на сумму не более 150 евро в одном отправлении.
Контрабандисты организуют с обеих сторон границы специальные базы, где большой груз дробится на разрешенные к бесплатному провозу партии, а после переноса «муравьями» через границу - снова собирается в одной фуре или развозится мелкими партиями по всей стране.
По мнению экспертов, наибольшую угрозу для бюджета страны составляют такие почтовые отправления и пересечение границы пешком и на автомобилях через пропускные пункты. Поскольку возить самолетами мелкие партии товара слишком дорого.
Четвертая схема. Занижение веса
Эта схема применяется уже при таможенном оформлении грузов для ввоза на территорию Украины. Она связана с недостоверным декларированием в описании груза, его количества или весе. Суть данной схемы заключается в том, что вес партии товара, ввозимого по документам специально занижается, чтобы соответственно уменьшить размер таможенных платежей.
Пятая схема. «Пересорт»
Оформление с использованием подмены наименований в пределах одной товарной группы. Например, есть дорогие и дешевые стройматериалы. Поэтому среди партий дешевой продукции незаметно пытаются втиснуть слишком дорогие позиции, чтобы заплатить импортную пошлину по минимуму.
Шестая схема. Товары «прикрытия»
Декларирование товара со значительно ниже налоговой нагрузкой, обычно такого, что не требует разрешительных документов. Условно говоря, декларант заявляет не дорогой одежды, а дешевые строительные материалы. Например, керамическая плитка - важна, а стоит относительно немного.
Также в свое время аналитики изучили ввоз велосипедных шин в Украине и оказалось, что их хватит для оснащения такого количества велосипедов, как в Китае.
Седьмая схема. «Площадка» или «модная фирма»
Системное внедрение всех вышеупомянутых «серых» схем по снижению таможенных платежей путем создания и функционирования подконтрольных фирм-импортеров, для которых руководством таможни установлены особые льготные "условия» оформления.
Причем они могут работать не только в привычных центрах оформления грузов - Киеве, Одессе, Львове, но и других областях.
Как отмечают специалисты, существованию этих схем способствуют такие нормы. Во-первых, высокий установленный порог для ввоза товаров без налогообложения для граждан (ст. 374 Таможенного кодекса Украины).
Во-вторых, несоответствие норм ТКУ Киотской конвенции об отсутствии лица, которому предоставляется льгота, не менее 24 часов. Согласно конвенции, для тех, кто возвращается в тот же день из-за рубежа с товаром, льготы по беспошлинного ввоза или ограничиваются или отменяются вовсе (особенно это касается табачных и алкогольных изделий).
Собственно, отсутствие «предохранителей» против злоупотребления правом на ввоз товаров без налогообложения, а также возможность продажи товаров, которые были ввезены гражданами без налогообложения (или незаконным путем) создает благодатную почву для злоупотреблений.
Контрабандисты также пользуются несовершенством в администрировании таможенных платежей и контроля таможни в целом. А именно: отсутствием полноценного обмена предварительной информацией о товарах, перемещаемых с другими странами (кроме Молдовы) не оборудованных участками границы вне пунктов пропуска, позволяет возить товары в обход таможенных постов. Но главная проблема - это отсутствие способности таможни противодействовать незаконному ввозу товаров и «встроенность» таможенников в нелегальные схемы.
Константин Симоненко
Источник: http://news.finance.ua/
Комментарии к материалу